УИД: 59RS0004-01-2024-005584-24
Дело № 2-3397/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2024 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Хайбрахмановой А.Н.,
при секретаре судебного заседания Юсуповой А.Р.,
с участием представителя истца Фуриной Н.А.,
представителя ответчика Павловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Пермь» о возложении обязанности,
установил:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» о возложении обязанности совершить действия по установке санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, ДНС, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами №», путем получения в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальном органе) решения об установлении санитарно-защитной зоны, указав в обоснование заявленных требований о том, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой в ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства при эксплуатации месторождений нефти установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» эксплуатируется объект «Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, ДНС, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами №, №», в связи с чем Общество должно направить заявление в уполномоченный орган об установлении санитарно-защитной зоны. В настоящее время проект санитарно-защитной зоны в отношении рассматриваемого объекта разработан, документом предлагается установить санитарно-защитную зону в следующих границах: с северной стороны 300 м. от границы объекта, с северо-восточной стороны 300 м. от границы объекта, с восточной стороны 300 м. от границы объекта, с юго-восточной стороны 300 м. от границы объекта, с южной стороны 300 м. от границы объекта, с юго-западной стороны 300 м. от границы объекта, с западной стороны 300 м. от границы объекта, с северо-западной стороны 300 м. от границы объекта.
В настоящее время решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, ДНС, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами № Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальным органом) не принималось. Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение (л.д.3-9).
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что Обществом предпринимаются все возможные меры по установлению санитарно-защитной в отношении объекта негативного воздействия, возражений относительно заявленных требований не имеется. Аналогичная позиция изложена в письменном отзыве на иск (л.д.83-84).
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с преамбулами Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Хозяйственная и иная деятельность юридических, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ).
Согласно ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ (далее – Закон № 96-ФЗ) одними из основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 96-ФЗ, в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. Частью 3 ст. 16 Закона № 96-ФЗ установлено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Часть 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ обязывает юридических лиц, имеющих стационарные источники, обеспечивать соблюдение режима СЗЗ объектов хозяйственной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух. Кроме того, право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется в том числе, путем обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил, как основной части осуществляемой ими деятельности, что непосредственно следует из ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ).
Как предусмотрено п. 3.1.6 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее – СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01), для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. Согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству СЗЗ на объектах, не имеющих организованный зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.
Санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенными в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-)№), установлен класс опасности промышленных объектов и производств в соответствии с их санитарной классификацией. Промышленные объекты и производства, сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, зон отдыха, лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ, садово-огородных участков (п. 2.5. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03). Критерием для определения размера ССЗ является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух (п. 2.3 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03).
В соответствии с п. 3.1. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 размеры границ СЗЗ определяются в проекте санитарно-защитной зоны; проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и /или группы промышленных объектов и производств.
Юридические лица в соответствии с абз. 2 ст. 11, ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Санитарные правила СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 и СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 разработаны с целью обеспечения безопасных условий проживания населения на территориях, прилегающих к предприятиям и иным объектам, являющимся источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека за счет установления вокруг таких объектов санитарно-защитной зоны.
Понятие зоны с особыми условиями использования территорий приведено в п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под зоной с особыми условиями использования территорий понимаются, в частности, зоны охраняемых объектов иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательство Российской Федерации.
В силу ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территории.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются с целью защиты граждан и окружающей среды от негативных факторов воздействия объектов.
Порядок установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями Использования территории урегулирован статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального Планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, "Техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов, должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ атмосферный воздух на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, содержание территорий промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Санитарно-Защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон).
В соответствии с п. 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон установлено, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в том числе, с учетом п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с п. 14 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
-проект санитарно-защитной зоны,
-экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 18 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, в решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются:
а) наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении)- земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта)
б) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 названных Правил;
в) информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на; строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления, указанного в пункте 6 названных Правил.
В силу п. 20 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, к решению об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны прилагаются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать наименование административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек ее границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно п. 25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Как установлено в судебном заседании, ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» эксплуатируется объект негативного воздействия «Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, ДНС, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами №».
ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» разработан проект санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, ДНС, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами №», документом предлагается установить санитарно-защитную зону в следующих границах: с северной стороны 300 м. от границы объекта, с северо-восточной стороны 300 м. от границы объекта; с восточной стороны 300 м. от границы объекта, с юго-восточной стороны 300 м. от границы объекта, с южной стороны 300 м. от границы объекта, с юго-западной стороны 300 м. от границы объекта, с западной стороны 300 м. от границы объекта, с северо-западной стороны 300 м. от границы объекта (л.д.21-76, 109-164).
В материалы дела в ходе судебного разбирательства представлено экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, согласно которому проект санитарно-защитной зоны для объекта «Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, ДНС, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №» соответствует нормам СанПиН (л.д.163-196).
Вместе с тем, решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, ДНС, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №» Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальным органом) не принималось.
Ответчиком предпринимаются меры по установлению санитарно-защитной зоны, так Обществом заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Вятка Строй» на оказание услуг по разработке Проектов и обустройству санитарно-защитных зон (л.д.86-100).
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик направил в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <Адрес> заявление от ДД.ММ.ГГГГ исх. № № с просьбой принять решение об установлении санитарно-защитной зоны на основании проекта и экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, выполненного ООО «Центр экспертизы» (л.д.107-108). Однако, на момент рассмотрения настоящего дела процедура по установлению санитарно-защитной зоны не завершена.
Принимая во внимание изложенное, отсутствие возражений со стороны ответчика, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и необходимости их удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Пермь» (ИНН 5902201970) в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить действия по установке санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, ДНС, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №», путем получения в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальном органе) решения об установлении санитарно-защитной зоны.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья А.Н. Хайбрахманова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.