Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2019 года г.Кимовск
Судья Кимовского городского суда Тульской области Улитушкина Е.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в помещении суда административное дело №2а-786/2019 по административному исковому заявлению Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кимовский район об оспаривании бездействия администрации и обязании снести объект недвижимого имущества,
у с т а н о в и л :
Кимовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Кимовский район об оспаривании бездействия администрации и обязании снести объект недвижимого имущества и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кимовский район, выразившееся в непроведении работ по сносу многоквартирного дома №, по <адрес>; обязать администрацию муниципального образования Кимовский район в срок до 1.08.2020 года снести объект недвижимого имущества - многоквартирный жилой дом № по <адрес>, вывезти строительный мусор, который будет образован от сноса здания.
Исковые требования обоснованы тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, жилищного законодательства, законодательства о пожарной безопасности. Установлено, что администрацией муниципального образования Кимовский район не принимаются меры к сносу аварийного жилищного фонда, расселенного в рамках программы переселения. Постановлением главы Кимовского муниципального образования от 14.09.2001 года №720 «Об утверждении перечня ветхого жилищного фонда по г.Кимовску и Кимовскому району» многоквартирный жилой дом №, по <адрес> признан непригодным для проживания и подлежащим расселению и сносу. Постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 30.10.2014 года №1816 утверждена адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Кимовск Кимовского района на 2015-2017 годы (в ред. постановления администрации муниципального образования Кимовский район от 7.12.2016 года №). В соответствии с мероприятиями программы многоквартирный жилой дом №, по <адрес> подлежит расселению и сносу, планируемая дата сноса - 2 квартал 2017 года. По сведениям, представленным администрацией муниципального образования Кимовский район, в рамках реализации адресной программы дом фактически расселен, но не снесен. В связи с выявленными нарушениями закона 15.03.2018 года в администрацию муниципального образования Кимовский район внесено представление об устранении нарушений. Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что по состоянию на 27.09.2019 года многоквартирный жилой дом не снесен, частично разрушен, кровля отсутствует, перекрытия разрушены, доступ посторонних лиц в дом не ограничен. Администрацией муниципального образования Кимовский район меры по сносу дома не предпринимаются. Основанием обращения прокурора в суд является бездействие органов местного самоуправления и защита прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку расселенные дома барачного типа могут явиться предметом возникновения пожаров и представляют опасность для жизни и здоровья граждан и для рядом стоящих зданий и сооружений.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд.
Определением судьи от 2.10.2019 года указанное административное исковое заявление было принято к производству суда, проведена подготовка дела к судебному разбирательству.
Административному истцу и административному ответчику направлены копии определений о принятии административного искового заявления к производству суда и подготовке административного дела, административному ответчику предложено в течение 10 дней со дня получения копии определения о подготовке административного дела в судебному разбирательству представить в письменной форме в Кимовский городской суд Тульской области возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и (или) доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).
По ходатайству истца, в связи с отсутствием возражений представителя ответчика о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, в соответствии с определением судьи Кимовского городского суда от 18.10.2019 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Кимовский район, согласно доверенности Калмыкова Т.В., представила письменное заявление, в котором не возражала против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив административное исковое заявление, письменные материалы дела, возражения представителя административного ответчика, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как определено ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 1 ст.14 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно п.7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6.10.2013 года №131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с ч.1 ст. 50 Федерального закона №131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
В силу требований ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возлагается на его собственника.
Частью 1 статьи 15 Устава муниципального образования Кимовский район закреплено, что администрация муниципального образования Кимовский район исполняет полномочия администрации муниципального образования город Кимовск Кимовского района в полном объеме в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К основным функциям пожарной безопасности относится разработка и осуществление мер пожарной безопасности.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 6.03.2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно - пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Статьей 3 Федерального закона от 6.03.2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму» определено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», в соответствии с которым целями, целевыми и дополнительными показателями национального проекта в том числе является кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза.
По данному делу было установлено, что 10.01.2013 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об администрации муниципального образования Кимовский район, ГРН 2137154004931. Главой администрации муниципального образования Кимовский район является Фролов Э.Л. К основному виду деятельности относится деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.
Указанное усматривается из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.29-32).
В соответствии с положениями ст.15 Устава муниципального образования Кимовский район (л.д.40-75), администрация муниципального образования Кимовский район исполняет полномочия администрации муниципального образования город Кимовск Кимовского района в полном объеме в соответствии с абзацем 2 статьи 34 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст.3 Устава муниципального образования Кимовский район, к вопросам местного значения муниципального образования Кимовский район относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования.
Постановлением главы Кимовского муниципального образования от 14.09.2001 года № «Об утверждении перечня ветхого жилищного фонда по г.Кимовску и Кимовскому району» многоквартирный жилой дом №, по <адрес> признан непригодным для проживания и подлежащим расселению и сносу (л.д.13-18).
Постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 30.10.2014 года № утверждена адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Кимовск Кимовского района на 2015-2017 годы (л.д.19 оборот- 28).
Постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 7.12.2016 года № внесены изменения в указанное постановление администрации муниципального образования Кимовский район от 30.10.2014 года №, а именно приложение к постановлению изложено в новой редакции (л.д.19).
Постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 4.10.2017 года № внесены изменения в указанное постановление администрации муниципального образования Кимовский район от 30.10.2014 года №, а именно приложение к постановлению изложено в новой редакции.
Согласно информационному сообщению заместителя главы администрации муниципального образования Кимовский район от 12.08.2019 года № (л.д.33-37), все нижеперечисленные жилые дома переселялись в рамках адресных программ переселения с 2014 года. Жилой дом №, по <адрес> переселен, до настоящего времени не снесен, строительный мусор не вывезен.
Зарегистрированных граждан в указанном жилом доме нет (л.д.38-39).
Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, жилищного законодательства, законодательства о пожарной безопасности. Установлено, что администрацией муниципального образования Кимовский район не принимаются меры к сносу аварийного жилищного фонда, расселенного в рамках программы переселения.
На момент проверки от 27.09.2019 года указанный многоквартирный жилой дом не снесен, частично разрушен, кровля отсутствует, перекрытия разрушены, доступ посторонних лиц в дом не ограничен (л.д.9-10).
Из перечня аварийных многоквартирных домов (приложение 1 к адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Кимовск Кимовского района на 2015-2017 годы) (л.д.22-24) усматривается, что многоквартирный жилой дом №, по <адрес> подлежит расселению и сносу, планируемая дата сноса - 2 квартал 2017 года.
В связи с выявленными нарушениями закона 15.03.2018 года в администрацию муниципального образования Кимовский район заместителем Кимовского межрайонного прокурора внесено представление об устранении нарушений (л.д.11-12).
До настоящего времени администрацией муниципального образования Кимовский район меры по сносу дома не предпринимаются.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов
Суд пришел к выводу о том, что административным истцом соблюден установленный ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
В ходе судебного разбирательства установлено, что указанный жилой дом №, по <адрес> в рамках реализации адресной программы расселен, но не снесен. Меры по сносу жилого дома административным ответчиком не предпринимаются.
Данное обстоятельство подлежит устранению путем осуществления мероприятий, которые прокурор требует провести, путем возложения обязанности на административного ответчика.
Расселенные дома барачного типа могут явиться предметом возникновения пожаров и представляют опасность для жизни и здоровья граждан и для рядом стоящих зданий и сооружений. Наличие свободного доступа в дом увеличивает возможность организации и совершения террористического акта.
Административный ответчик – представитель администрации муниципального образования Кимовский район возражений относительно заявленных требований не представил.
В силу ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В данном случае с учетом правового статуса административного ответчика – администрации муниципального образования Кимовский район, осуществления финансирования деятельности административного ответчика из средств бюджета, реальных возможностей административного ответчика по устранению нарушения, суд определяет срок исполнения судебного решения до 1 августа 2020 года.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кимовский район об оспаривании бездействия администрации и обязании снести объект недвижимого имущества, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кимовский район, выразившееся в непроведении работ по сносу многоквартирного дома №, по <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования Кимовский район в срок до 1.08.2020 года снести объект недвижимого имущества - многоквартирный жилой дом №, по <адрес>, вывезти строительный мусор, который будет образован от сноса здания.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кимовский городской суд Тульской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: