Дело № 3а-42/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 февраля 2015 года г.Брянск
Брянский областной суд в составе
председательствующего судьи Алейниковой С.А.,
при секретаре Чеплянской В.В.,
с участием представителя административного истца БАИ – ПНН, представителя Правительства Брянской области – ТЕВ, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области – БНС, представителя администрации Дятьковского района Брянской области ШНМ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению БАИ к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области», Управлению Росреестра по Брянской области, Правительству Брянской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
БАИ обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка, общей площадью 17 304 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей (для размещения производственной базы), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 года.
Право собственности на указанный земельный участок возникло на основании договора купли-продажи недвижимости от 15 сентября 2010 года.
Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана на основании постановления администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» и составляет 9 666 706,56 руб.
Согласно отчету ООО «БИ-НИКА» № 3234043083-15-105-1 от 14 сентября 2015 года, выполненного по заказу административного истца, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года составляет 2 183 591,76 рублей.
В связи с тем, что значительное превышение кадастровой стоимости нарушает права административного истца как плательщика земельного налога, БАИ просил установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 17 304 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей (для размещения производственной базы), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 183 591,76 руб. по состоянию на 1 января 2010 года.
В судебном заседании представитель БАИ – ПНН поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель Правительства Брянской области ТЕВ по существу заявленных требований возражала, не оспаривая оценку рыночной стоимости спорного земельного по состоянию на 1 января 2010 года.
Представитель Управления Росреестра по Брянской области БНС не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представитель администрации Дятьковского района Брянской области ШНМ возражал по существу заявленных требований по тому основанию, что от кадастровой стоимости земельного участка зависят налоговые поступления в местный бюджет.
Административный истец БАИ о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в отзыве на административный иск указал, что по существу заявленных требований полагается на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
На основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, БАИ принадлежит земельный участок, общей площадью 17 304 кв.м, с кадастровым номером 32:29:0010801:4, расположенный по адресу: <адрес>, который относится к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для производственных целей (для размещения производственной базы).
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316.
В соответствии с постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2010 года в размере 9 666 706,56 руб. и внесена в государственный кадастр недвижимости 6 февраля 2013 года.
30 декабря 2015 года кадастровая стоимость спорного земельного участка изменена на основании Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 N 1864 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района «Дятьковский», её размер по состоянию на 1 января 2015 года составляет 11 948 065,92 руб.
30 декабря 2015 года данные об установленной кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой определена кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности у административного истца, допускало определение кадастровой стоимости объекта оценки, как методами массовой оценки, так и индивидуального для конкретного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено понятие кадастровая стоимость, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Пунктом 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 № 255, установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенными выше нормами Закона об оценочной деятельности и Федерального стандарта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального Закона РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в качестве доказательства действительной рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года представлен отчет № от 14 сентября 2015 года, составленный оценщиком ООО «БИ-НИКА», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 17 304 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, составляет 2 183 591,76 рублей.
Согласно экспертному заключению ООО «Российское общество оценщиков» Экспертный совет №6842/2015 от 21 декабря 2015 года, указанный отчет соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, являются обоснованными и достоверными.
Указанный отчет об оценке земельного участка и размер рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, и экспертное заключение административными ответчиками не оспариваются.
При таких обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что стоимость спорного земельного участка должна быть установлена по состоянию на 1 января 2010 года в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете отчет ООО «БИ-НИКА»№ 3234043083-15-105-1 от 14 сентября 2015 года.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Административный истец обратился в суд с настоящим иском 28 декабря 2015 года.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области», который в силу закона на основании решения суда обязан совершить действия по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
С учетом изложенного, заявленные требования БАИ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 177-180, 186, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Удовлетворить административный иск БАИ, поданный в суд 28 декабря 2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 17 304 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей (для размещения производственной базы), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 года в размере 2 183 591,76 руб. на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья С.А. Алейникова