Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
именем Российской Федерации
7 февраля 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,
при секретаре Арсеньевой Н.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„– 3Р°-288/2019 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р РѕР¶РєРѕРІР° Р’.Р. Рє Правительству Самарской области Рё Управлению Росреестра РїРѕ Самарской области РѕР± установлении кадастровой стоимости нежилого здания РІ размере равном его рыночной стоимости,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› :
Р РѕР¶РєРѕРІ Р’.Р. обратился РІ Самарский областной СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РѕР± установлении кадастровой стоимости нежилого здания РІ размере равном его рыночной стоимости, мотивируя тем, что ему РЅР° праве собственности принадлежит нежилое здание – информационный центр, СЃ кадастровым номером в„–, площадью 1 410,2 РєРІ.Рј., расположенное РїРѕ адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанного выше объекта недвижимости определена по состоянию на 6 июня 2011 года и составляет 41 674 134 рубля 61 копейка.
Административный истец не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью нежилого здания, считает ее завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество.
Согласно отчету РѕР± оценке РѕС‚ 24 октября 2018 РіРѕРґР° в„– в„–, подготовленному оценщиком РћРћРћ «Консалтинговый центр В«РКСПЕРТ», рыночная стоимость нежилого здания СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ состоянию РЅР° 6 РёСЋРЅСЏ 2011 РіРѕРґР° составляет 20 994 766 рублей 49 копеек.
РџСЂРё таких обстоятельствах, Р РѕР¶РєРѕРІ Р’.Р. полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
На основании изложенного, административный истец просит суд: восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления; а также установить кадастровую стоимость нежилого здания – информационный центр, с кадастровым номером №, площадью 1 410,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 20 994 766 рублей 49 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца Вяльцева М.В., действующая на основании доверенности от 24 сентября 2018 года № №, административный иск поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра РїРѕ Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» РїРѕ Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области Рё Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Тольятти Самарской области, Р° также заинтересованные лица Р РѕР¶РєРѕРІ Рђ.Р. Рё Шкаровский Рђ.Р. РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещены, РѕР± уважительных причинах неявки СЃСѓРґ РЅРµ уведомили, РѕР± отложении судебного заседания РЅРµ просили, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем СЃСѓРґ, РІ соответствии СЃ положениями статей 150 Рё 247 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, определил рассмотреть дело без РёС… участия.
Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения на административный иск, в которых оставил разрешение административных исковых требований по существу на усмотрение суда.
Представитель Администрации городского округа Тольятти Самарской области представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку уменьшение кадастровой стоимости в существенном размере приведет к снижению поступлений в местный бюджет.
Заинтересованные лица – Р РѕР¶РєРѕРІ Рђ.Р. Рё Шкаровский Рђ.Р., направили РІ адрес СЃСѓРґР° письменные пояснения, РІ которых против удовлетворения административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления РЅРµ возражали, просили рассмотреть дело без РёС… участия.
Рные участвующие РІ деле лица письменных возражений РІ адрес СЃСѓРґР° РЅРµ направили.
РЎСѓРґ, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный РёСЃРє Р РѕР¶РєРѕРІР° Р’.Р. Рє Правительству Самарской области Рё Управлению Росреестра РїРѕ Самарской области РѕР± установлении кадастровой стоимости нежилого здания РІ размере равном его рыночной стоимости обоснованным Рё подлежащим удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
РР· материалов дела следует, что Р РѕР¶РєРѕРІСѓ Р’.Р. РЅР° праве собственности принадлежат в„– доли РІ праве общей собственности РЅР° нежилое здание – информационный центр, СЃ кадастровым номером в„–, площадью 1 410,2 РєРІ.Рј., расположенное РїРѕ адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕР± основных характеристиках Рё зарегистрированных правах РЅР° объект недвижимости РѕС‚ 25 сентября 2018 РіРѕРґР° в„– в„–.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 6 июня 2011 года составляет 41 674 134 рубля 61 копейка, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25 сентября 2018 года № №.
Административный истец, будучи сособственником спорного объекта недвижимости, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет городского округа Тольятти Самарской области. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административный истец, являясь сособственником указанного выше нежилого здания, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
РќРµ согласившись СЃ кадастровой стоимостью нежилого здания, Р РѕР¶РєРѕРІ Р’.Р. 26 декабря 2018 РіРѕРґР° обратился РІ СЃСѓРґ СЃ заявленными требованиями, рассматриваемыми РІ рамках данного административного дела.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку РЅР° момент обращения Р РѕР¶РєРѕРІР° Р’.Р. РІ СЃСѓРґ РІ Единый государственный реестр недвижимости РЅРµ внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные СЃ изменением качественных или количественных характеристик СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ нежилого здания, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, СЃСѓРґ полагает возможным восстановить административному истцу СЃСЂРѕРє для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемого объекта недвижимости.
Р’РІРёРґСѓ этого, обращение Р РѕР¶РєРѕРІР° Р’.Р. РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением РѕР± установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости РїРѕ состоянию РЅР° 6 РёСЋРЅСЏ 2013 РіРѕРґР°, то есть РЅР° дату, РїРѕ состоянию РЅР° которую установлена его кадастровая стоимость, РІ полной мере согласуется СЃ положениями статей 400-402 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, статей 11, 12, 24.15 Рё 24.18 Федерального закона РѕС‚ 29 июля 1998 РіРѕРґР° в„– 135-ФЗ «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», РІ силу которых федеральный законодатель, РІРІРѕРґСЏ для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно РЅРµ исключает установление РёС… кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом РІ обоснование СЃРІРѕРёС… требований представлен отчет РѕР± оценке РѕС‚ 24 октября 2018 РіРѕРґР° в„– в„–, подготовленный оценщиком РћРћРћ «Консалтинговый центр В«РКСПЕРТ», РёР· которого усматривается, что объектом оценки являлось нежилое здание СЃ кадастровым номером в„–, итоговая величина рыночной стоимости которого РїРѕ состоянию РЅР° 6 РёСЋРЅСЏ 2011 РіРѕРґР° составляет 20 994 766 рублей 49 копеек.
Рсследовав отчет РѕР± оценке, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что РѕРЅ соответствует требованиям федерального законодательства РѕР± оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также – отчет).
Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта недвижимости, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете.
Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, а именно в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 6 июня 2011 года.
Давая оценку исследованным доказательствам, СЃСѓРґ полагает, что приведенные РІ отчете РѕР± оценке выводы оценщика РЅРµ допускают РёС… неоднозначного толкования, исходные данные Рё расчеты РЅРµ РІРІРѕРґСЏС‚ РІ заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией Рё приведенными расчетами. Ртоговое суждение Рѕ величине рыночной стоимости объекта недвижимости основано РЅР° полном Рё объективном анализе ценностных характеристик Рё расчетных показателей стоимости, что РІ полной мере согласуется СЃ требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция Рё квалификация оценщика подтверждены приложенными Рє Отчету РѕР± оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
РЎ учетом изложенного, СЃСѓРґ полагает возможным принять отчет РѕР± оценке РѕС‚ 24 октября 2018 РіРѕРґР° в„– в„–, подготовленный оценщиком РћРћРћ «Консалтинговый центр В«РКСПЕРТ», РІ качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости нежилого здания СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ состоянию РЅР° 6 РёСЋРЅСЏ 2011 РіРѕРґР°, Рё положить РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ судебного решения РїРѕ настоящему административному делу выводы указанного отчета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Доводы заинтересованного лица – Администрации городского округа Тольятти Самарской области, о том, что пересмотр кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости приведет к уменьшению поступлений доходов в бюджет городского округа, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости предусмотрено Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
РР· материалов административного дела следует, что датой обращения Р РѕР¶РєРѕРІР° Р’.Р. РІ СЃСѓРґ является 26 декабря 2018 РіРѕРґР°, что подлежит указанию РІ резолютивной части настоящего решения СЃСѓРґР°.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административный РёСЃРє Р РѕР¶РєРѕРІР° Р’.Р. Рє Правительству Самарской области Рё Управлению Росреестра РїРѕ Самарской области РѕР± установлении кадастровой стоимости нежилого здания РІ размере равном его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – информационный центр, с кадастровым номером №, площадью 1 410,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 20 994 766 рублей 49 копеек.
Датой подачи Рожковым Р’.Р. заявления РІ СЃСѓРґ считать 26 декабря 2018 РіРѕРґР°.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 8 февраля 2019 года.
Председательствующий: Непопалов Г.Г.