АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 января 2024 г. г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.
судей: Грымзиной Е.В., Дрогалевой С.В.,
при помощнике Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-4893/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Центрального района» к Гусевой И.М., Поповой Г.И. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений жилого дома,
по апелляционной жалобе Гусевой И.М. и Поповой Г.И.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 октября 2023 г., которым постановлено:
«исковые требования ООО «УК Центрального района» к Гусевой И.М., Поповой Г.И. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений жилого дома – удовлетворить;
признать установленный 30 апреля 2023 г. общим собранием собственников помещенный многоквартирного дома <адрес> размер платы за содержание помещения в размере 23,50 руб/кв.м, не соответствующим действующему законодательства, а именно п. 11(1), 29, 35 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, п. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и не подлежащим применению ООО «УК Центрального района» с момента его утверждения;
взыскать с Гусевой И.М. (ДД.ММ.ГГГГ рождения, паспорт серии <.......> № <...>, выдан Отделением УФМС России по Волгоградской области в Центральном районе г. Волгограда 12 августа 2016 г.), Поповой Г.И. (ДД.ММ.ГГГГ рождения, паспорт серии <.......> № <...>, выдан Центральным РОВД г. Волгограда 16 июля 2003 г.) в пользу ООО «УК Центрального района» (ИНН № <...>) расходы по уплате государственной пошлины в размере по 3 000 рублей с каждой».
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., выслушав объяснения Гусевой И.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ООО «УК Центрального района» по доверенности С.Г.., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
ООО «УК Центрального района» обратилось в суд с иском к Гусевой И.М., Поповой Г.И. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений жилого дома.
В обоснование исковых требований указало, что многоквартирный жилой дом <адрес> находится в управлении ООО «УК Центрального района» с 1 апреля 2010 г. на основании договора управления.
На общем собрании собственников помещений указанного многоквартирного дома, проведенным в форме очно-заочного голосования и оформленным протоколом № 1 от 30 апреля 2023 г., было принято решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, начиная с 1 мая 2023 г. на один год, в размере 23,5 рублей за 1 кв. метр общей площади помещений в месяц с учетом их благоустроенности.
С данным решением истец не согласен, поскольку постановлением администрации Волгограда от 16 декабря 2022 г. № 1456 установлена плата за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, в размере 31,82 рублей за 1 кв. метр в месяц с 1 января 2023 г. на один год, ввиду того, что собственниками соответствующее решение на собрании, проведенном по инициативе Управляющей компании в период с 21 июля 2022 г. по 27 июля 2022 г., принято не было.
Кроме того, установленный с 1 мая 2023 г. собственниками размер платы не обеспечивает содержание имущества.
Уточнив требования, просило суд признать установленный 30 апреля 2023 г. общим собранием собственников помещений многоквартирного дома <адрес> размер платы за содержание жилого помещения в размере 23,50 рублей за 1 кв. метр не соответствующим действующему законодательству, взыскать с Гусевой И.М. и Поповой Г.И. расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Центральным районным судом г. Волгограда постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Гусева И.М. и Попова Г.И. оспаривают законность и обоснованность постановленного судом решения, просят его отменить, принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Попова Г.И., представитель департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда.
В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ).
При таком положении в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО «УК Центрального района» является управляющей организацией в многоквартирном доме <адрес> на основании договора управления от 1 апреля 2010 г. (л.д. 28-33).
В указанном многоквартирном доме по инициативе ООО «УК Центрального района» в период с 21 июля 2022 г. по 27 июля 2022 г. в очно-заочной форме было проведено общее собрание собственников помещений по вопросу установления размера платы за содержание жилого помещения на один год в размере 31,82 рубля за 1 кв. метр общей площади помещений в месяц (л.д. 59-69).
Из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27 июля 2022 г. следует, что большинство собственников помещений проголосовало против предложенного управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения, размер платы установлен не был.
Постановлением администрации Волгограда от 16 декабря 2022 г. № 1456 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения», с 1 января 2023 г. установлен размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах в размере 31,82 рублей за 1 кв. метр общей площади жилых помещений в месяц (включая НДС) (л.д. 26-27).
Из протокола общего собрания № 1 от 30 апреля 2023 г. следует, что собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес> проведено собрание в очно-заочной форме, председателем собрания избрана Гусева И.М., секретарем собрания – Попова Г.И. На указанном собрании собственниками принято решение об установлении с 1 мая 2023 г. платы за содержание жилого помещения в размере 23,5 за 1 кв. метр общей площади помещений в месяц с учетом его благоустроенности начиная на один год.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ООО «УК Центрального района» ссылается на неправомерность действий собственников по проведению в апреле 2023 г. собрания и установлению размера платы за содержание жилого помещения, поскольку в 2022 г. решение о размере такой платы собственниками помещения в многоквартирном доме принято не было, в связи с чем размер платы был установлен органом местного самоуправления не менее чем на год, т.е. до 31 декабря 2023 г., тогда как собственники в апреле 2023 г. в нарушение закона и условий договора управления приняли решение об ином размере платы с 1 мая 2023 г., который к тому же экономически не обоснован и не обеспечивает содержание имущества.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 44, 46, 156, 162 Жилищного кодекса РФ, статьями 181.3, 181.4 Гражданского кодекса РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416, разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», согласился с доводами истца и пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения его требований, указав на отсутствие у собственников помещений в многоквартирном доме правомочий по установлению платы за содержание жилого помещения на текущий период при наличии установленного органом местного самоуправления размера платы, а также на принятие такого решения без учета мнения управляющей компании, что противоречит экономическим принципам.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами в суд первой инстанции доказательствах, которые всесторонне исследованы судом.
На основании пункта 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В силу подпунктов 1, 4 пункта 1 части 1 статьи 181.4 указанного кодекса решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания либо допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Аналогичные положения содержаться в пункте 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила содержания общего имущества), в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 3.1. договора управления от 1 апреля 2010 г., заключенного между ООО «УК Центрального района» и собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес>, размер платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, в том числе за содержание и ремонт лифтового оборудования, техническое обслуживание газового оборудования, вывоз бытовых отходов и иных необходимых услуг, определяется на общем собрании собственников с учетом предложений управляющей организации, устанавливается на срок не менее, чем на один год и может быть пересмотрен при изменении уровня инфляции, потребительских цен и т.п.
Если решением общего собрания собственников не установлено иное, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется равным размеру платы, установленному действующим постановлением органа местного самоуправления Волгограда, устанавливающим размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, с учетом уровня благоустроенности многоквартирного дома.
При этом в случае принятия уполномоченным органом местного самоуправления Волгограда решения об увеличении размера платы для нанимателей жилых помещений, Управляющая организация соответственно увеличивает размер платы за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений для собственников с момента вступления такого постановления в законную силу.
Решением Волгоградской городской Думы от 27 сентября 2017 г. № 60/1748 утвержден порядок установления размера платы за содержание жилого помещения.
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что установлению в соответствии с указанным Порядком подлежит, в том числе, размер платы для собственников жилых помещений в многоквартирном доме в случае, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме на общем собрании выбрали способ управления - управление управляющей организацией, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме может быть изменен на основании решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, установленного в соответствии с пунктом 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», при условии, что применяемый размер платы за содержание жилого помещения действует не менее одного года (пункт 1.5 порядка).
Согласно пункту 2.10 Порядка размер платы для собственников жилых помещений в многоквартирном доме устанавливается постановлением администрации Волгограда на срок не менее чем на один год.
С целью установления размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о размере платы за содержание жилого помещения, администрацией Волгограда издано указанное выше постановление от 16 декабря 2022 г. № 1456, которым установлена плата за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> в размере 31,82 рубля в месяц за 1 кв. метр общей площади жилых помещений.
Указанное постановление не отменено, недействительным не признано.
Таким образом, поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме по <адрес> на общем собрании, проведенном в период с 21 июля 2022 г. по 27 июля 2022 г., не принято решение о размере платы за содержание жилого помещения, следовательно, в 2023 г. должен применяться соответствующий размер платы, установленный органом местного самоуправления.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что отказ собственников помещений в многоквартирном доме на общем собрании, проведенном в июле 2022 г., принять предложенный управляющей компанией размер платы за содержание жилого помещения означает фактическое принятие решения об установлении прежнего размера платы, установленного постановлением администрации Волгограда от 24 декабря 2014 г., отмены решения суда не влекут, поскольку из текста протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27 июля 2022 г. таких обстоятельств не следует.
В силу абзаца 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Из буквального содержания протокола общего собрания от 27 июля 2022 г. следует, что по 3 вопросу повестки дня предложено установить плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме <адрес> на один год в размере 31,82 рублей за 1 кв. метр общей площади помещений в месяц с учетом его благоустроенности, собственники решили не устанавливать плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме <адрес> на один год в размере 31,82 рублей за 1 кв. метр общей площади помещений в месяц с учетом его благоустроенности.
Каких-либо иных решений по вопросу размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме <адрес> собственниками не принималось.
Учитывая изложенное, обращение управляющей компании в уполномоченный орган местного самоуправления за установлением размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме <адрес> правомерно, а с учетом того, что в силу указанных выше положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, размер такой платы устанавливается органом местного самоуправления не менее, чем на один год, принятие собственниками помещений в указанном многоквартирном доме в апреле 2023 года решения об установлении иного размера платы за содержание жилого помещения с 1 мая 2023 г. противоречит действующему законодательству.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частями 1 и 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктами 16 и 17 Правил № 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Расходы на содержание общего имущества, включаемые в плату за содержание жилого помещения, определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и включают в том числе: а) расходы на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения; б) расходы на снятие показаний приборов учета, выставление платежных документов для внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, за исключением случаев, когда соответствующие расходы несут ресурсоснабжающие организации по договорам, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, заключенным в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 29 Правил № 491).
В соответствии с положениями статей 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, за исключением случаев, когда плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества, предусмотренных пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг (пункт 29(1) Правил № 491).
Согласно пункту 31 Правил № 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ (пункт 35 Правил № 491).
На основании пункта 2.1.3 Приказа Госстроя РФ от 28 декабря 2000 г. № 303 «Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда» полная нормативная себестоимость содержания и ремонта жилищного фонда определяется как сумма нормативных затрат на ремонт конструктивных элементов жилых зданий, ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования, благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий, создание ремонтного фонда, прочих прямых затрат, общеэксплуатационных и внеэксплуатационных расходов.
Внеэксплуатационные расходы состоят из налогов, сборов, платежей и других обязательных отчислений, установленных в соответствии с законодательством (пункт 2.8 раздела 2).
В пункте 16 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» указано, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором избран способ управления посредством привлечения управляющей организации, при определении размера платы за содержание жилого помещения, должны учитывать предложения управляющей организации, а также перечень услуг и работ, условий их оказания и выполнения, и размер финансирования.
Между тем, доказательств того, что при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес> решения 30 апреля 2023 г. о размере платы за содержание жилого помещения учитывалось мнение управляющей организации, а также перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, размер финансирования, в материалы дела ответчиками не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при принятии оспариваемого решения собственниками учитывалось низкое качество услуг, оказываемых управляющей организацией, отмены решения суда не влекут, поскольку указанное обстоятельство материалами дела не подтверждается.
Более того, сама по себе неудовлетворенность собственников качеством работ, выполняемых управляющей организацией по содержанию имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не предоставляет собственникам помещений права произвольного определения размера платы за содержание жилого помещения. Обстоятельства низкого качества оказываемых услуг и выполняемых по договору управления работ влекут иные правовые последствия при наличии волеизъявления заинтересованных лиц.
Не влекут отмены решения суда и доводы жалобы о непривлечении к участию в деле инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, ввиду того, что участие указанного лица в настоящем деле не обязательно, каких-либо прав и законных интересов инспекции настоящим решением не затронуто, обязанностей на указанный орган решением суда не возложено.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гусевой И.М. и Поповой Г.И. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: