Дело №2а-481/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 августа 2018 года г.Чаплыгин
Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Плехова Ю.В.,
при секретаре Котовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №5 по Липецкой области к административному ответчику Оленевой Е.Г. об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №5 по Липецкой области обратилась в Чаплыгинский районный суд Липецкой области с административным исковым заявлением, в котором просила установить Оленевой Е.Г.. временное ограничение на выезд из Российской Федерации.
В заявлении указала, что в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» переданы функции сбора страховых взносов от внебюджетных фондов к Федеральной налоговой службе.
Таким образом, с 01.01.2017г. на налоговые органы возложены функции по администрированию страховых взносов.
Согласно выписке из ЕГРИП Оленева Е.Г., ИНН №, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст.45 НК РФ в случае неуплаты налога в установленный срок порядке, предусмотренном НК РФ — с индивидуальных предпринимателей взыскание налога производится в порядке, предусмотренном ст.ст.46,47 НК РФ.
Инспекцией в соответствии со ст. 47 НК РФ на основании решения № 48130005465 от 07.12.2017г., принято постановление № 48130005397 от 07.12.2017 г., о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в общей сумме 6492,51 руб., а именно пеня по страховым взносам - 6492.51 руб. На основании решения № 48130007183 от 13.02.2018г., принято постановление № 48130007117 от 13.02.2018г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в общей сумме 8980.16 руб., а именно страховые взносы - 5781.91 руб., пеня по страховым взносам - 3198.25 руб. Постановления направлены электронно (в соответствии с приказом ФССП России и ФНС России от 19.02.2015г. №49/ММВ-7-6/55@) в Чаплыгинский районный отдел Управления федеральной службы судебных приставов по Липецкой области.
Чаплыгинским отделом службы судебных приставов по Липецкой области в отношении ИП Оленевой Е.Г. в пользу налогового органа возбуждены исполнительные производства № от 10.01.2018г., № от 20.02.2018г., и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
Должник в установленный срок не исполнил постановления о возбуждении исполнительного производства.
В связи с тем, что требования, содержащиеся в указанном исполнительном документе, должником не исполнены МИФНС №5 по Липецкой области просила суд установить временное ограничение на выезд из Российской Федерации Оленевой Е.Г., являющейся должником по исполнительному производству № от 10.01.2018г., № от 20.02.2018г, на срок-до исполнения обязательства по уплате налога.
Представитель административного истца МИФНС №5 по Липецкой области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд от представителя административного истца не поступило.
Административный ответчик Оленева Е.Г. в судебное заседание не явилась. Надлежаще извещалась судом о дне, месте и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанности по уплате налога. Если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Статьей 27 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, которое, в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Взыскание налога с индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 налогового Кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 47 Кодекса взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, определенном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, в том числе являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Исходя из этого, постановление налогового органа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, принятое в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу статьи 12 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является исполнительным документом, на основании которого возбуждается исполнительное производство.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительном документе неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель вправе также вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя в случае, предусмотренном частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом. Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Копии указанного постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы. Если исполнительный документ, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительный документ неимущественного характера выданы не на основании судебного акта или не являются судебным актом, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона от 15.08.1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.
В определении от 24.02.2005 года №291-О Конституционный суд РФ указал, что предусмотренная п.5 ст.15 Закона №114-ФЗ возможность временного ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации в случае уклонения от исполнения обязательств, наложенных на него судом, направлена на защиту конституционно значимых целей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Анализ изложенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что временное ограничение выезда за пределы Российской Федерации - мера, направленная на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в случае неисполнения должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу части 4 статьи 67 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительный документ неимущественного характера выданы не на основании судебного акта или не являются судебным актом, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Таким образом, законодатель предусмотрел специальную норму, на основании которой должник может быть ограничен в праве выезда за пределы Российской Федерации.
В судебном порядке временное ограничение выезда из Российской Федерации устанавливается в случае возбуждения исполнительного производства по исполнительным документам, которые не являются судебным актом или выданы не на основании судебного акта.
К исполнительным документам относятся акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, а также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (подпункты 5 и 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Федеральная налоговая службы (ФНС России) и ее территориальные органы в силу пунктов 1, 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года №506, осуществляют функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Оленева Е.Г. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Инспекцией в соответствии со ст. 47 НК РФ на основании решения № 48130005465 от 07.12.2017г., принято постановление № 48130005397 от 07.12.2017 г., о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в общей сумме 6492,51 руб., а именно пеня по страховым взносам - 6492.51 руб. На основании решения № 48130007183 от 13.02.2018г., принято постановление № 48130007117 от 13.02.2018г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в общей сумме 8980.16 руб., а именно страховые взносы - 5781.91 руб., пеня по страховым взносам - 3198.25 руб. Постановления направлены электронно (в соответствии с приказом ФССП России и ФНС России от 19.02.2015г. №49/ММВ-7-6/55@) в Чаплыгинский районный отдел Управления федеральной службы судебных приставов по Липецкой области.
Чаплыгинским отделом службы судебных приставов по Липецкой области в отношении ИП Оленевой Е.Г. в пользу налогового органа возбуждены исполнительные производства № от 10.01.2018г., № от 20.02.2018г., и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
Должник в установленный срок не исполнил постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц. В числе принципов исполнительного производства, закрепленных в статье 4 указанного закона, назван принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В силу части 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 – 6.1 настоящей статьи.
Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие то, что Оленева Е.Г. уведомлена о возбуждении исполнительного производства и о необходимости исполнения требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, названные требования о погашении задолженности не выполнил, суд приходит к выводу о наличии обстоятельств, свидетельствующих об уклонении должника от исполнения требований исполнительного производства.
Принятые судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения не привели к фактическому исполнению требований исполнительных документов ввиду уклонения должника от их исполнения, в установленный законом срок должник добровольно мер к погашению задолженности не приняла, доказательств невозможности исполнения требований, изложенных в них, не представила, с заявлением об оспаривании требований об уплате налогов в уполномоченные органы не обратилась.
Поскольку наличие уважительных причин, не позволивших исполнить требования исполнительного производства должником Оленевой Е.Г. суду не предоставлено, а также учитывая то обстоятельство, что в отношении должника судебным приставом-исполнителем предпринимались необходимые меры по исполнению в рамках исполнительного производства, которые не дали результата, суд находит заявленные налоговым органом требования об установлении в отношении Оленевой Е.Г. временного ограничения на выезд из Российской Федерации законными и подлежащими удовлетворению.
Обстоятельств, препятствующих временно ограничить выезд Оленевой Е.Г. из Российской Федерации, суд не усматривает, доказательств наличия таковых суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Установить временное ограничение на выезд из Российской Федерации для Оленевой Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>, являющейся должником по исполнительному производству № от 10.01.2018г., № от 20.02.2018 г., на срок - до исполнения обязательства по уплате налога.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Липецкого областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чаплыгинский районный суд Липецкой области.
Председательствующий: Ю.В.Плехов
Решение в окончательной форме изготовлено: 27 августа 2018 года.
Судья: Ю.В.Плехов