УИД: 16RS0047-01-2022-001734-56
Дело № 5-1327/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Казань 24 марта 2022 года
Резолютивная часть оглашена 22 марта 2022 года
Судья Кировского районного суда города Казани Гильфанов Д.А., при ведении протокола секретарем Шалфеевым Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тарасенко Елизаветы Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей и зарегистрированной по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении №, составленному ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ОП № «Зареченский» Управления МВД России по городу Казани Тарасенко Е.С. привлекается к административной ответственности за то, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 10 минут по адресу: <адрес>, около часов, провела несанкционированное публичное мероприятие в форме пикетирования с участием более 50 человек, целью которого явилось привлечение общественного внимания к вопросу, касающегося внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
В судебном заседании Тарасенко Е.С. свою вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснила, что участия в публичном мероприятии не принимала, когда происходил митинг находилась в Шаурмечной расположенной на <адрес>, о чем имеется чек на оплату приобретенного питания. В указанном заведении находилась со своими подругами, в том числе с Альпидовской А.А.
Лицо составившее протокол-старший ОУУП и ПДН ОП № «Зареченский» Галимов И.Ю. показал, что по поступившему материалу в отношении Тарасенко Е.С. им был составлен протокол об административном правонарушении, сам в задержании митингующих не участвовал. Основанием для составления протокола послужили рапорта сотрудников полиции.
Выслушав доводы лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, её защитника, лица составившего протокол об административном правонарушении, допросив свидетеля Наумятова А.Н., изучив материалы дела, исследовав видеозапись, судья приходит к следующему.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По смыслу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
В статье 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
Согласно статье 4 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях к организации публичного мероприятия относятся оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации;
На основании статьи 7 указанного Закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В силу части 5 статьи 5 указанного Закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно части 1 статьи 10 указанного Закона организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии с абзацем третьим части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями районных судов.
В соответствии с частью 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3, 20.2 и 20.2.2 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаца пятого пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» дела об административных правонарушениях, в отношении которых частью 1.2 статьи 29.5 КоАП РФ установлена исключительная территориальная подсудность, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения, под которым следует понимать место, где должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором устанавливались данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и иные обстоятельства совершения правонарушения и был составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о возбуждении дела.
Из системного толкования указанных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что дело об административном правонарушении в отношении Тарасенко Е.С. подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту составления протокола об административном правонарушении, то есть, судьей Кировского районного суда <адрес>.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 16 часов 10 минут Тарасенко Е.С. по адресу: <адрес>, около часов, провела несанкционированное публичное мероприятие в форме пикетирования с участием более 50 человек, целью которого явилось привлечение общественного внимания к вопросу, касающегося внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Своими действиями Тарасенко Е.С. активно поддерживала цели публичного мероприятия, формировал мнение окружающих, поддерживал ассоциативно узнаваемые и идентично наглядные средства агитации в виде плакатов: «Мы хотим жить в мирное время и не испытывать стыда за свое государство перед младшим поколением!», «Нет войне!», «Мне страшно, но детям в бомбоубежищах страшнее! Мне жаль тебя, человек, который сорвет этот лист…хотеть мира – это не преступление!», «Это было чистейших надежд выражение, вмиг, когда беззащитна, как совести тоненький пульс, ты выложила цветок в держимордово дуло ружейное и сказала: цветы лучше пуль», «война – всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени».
С Исполнительным комитетом муниципального образования <адрес> в установленном законом порядке в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие не согласовано.
Таким образом, должностное лицо пришло к выводу, что указанными действиями Тарасенко Е.С. осуществила проведение публичного мероприятия в форме пикетирования, а так же участвовала в составе группы лиц, объединенных единством общей организации и цели, для публичного выражения мнения окружающих по поводу внешнеполитической деятельности Российской Федерации. При этом, в нарушение требований Федерального закона № ФЗ-54 от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях», не подав в установленном порядке уведомление и не согласовав проведение публичного мероприятия в указанное время, в указанном месте с Исполнительным комитетом муниципального образования <адрес>.
На основании изложенного, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении пришло к выводу, что в действиях Тарасенко А.С. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с данными выводами должностного лица согласиться нельзя в связи со следующим.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, на что указано в статье 4 данного Закона.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 того же Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пункты 1 и 2 статьи 5).
Согласно статье 3 Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРТ «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в <адрес>» уведомление о проведении публичного мероприятия подается в письменной форме в администрацию муниципального образования.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
Судье следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно материалам дела, видеозаписи, сотрудниками Управления МВД России по городу Казани всем присутствующим с использованием звукоусиливающей аппаратуры было объявлено предупреждение о недопустимости нарушения ФЗ-54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также, что данное мероприятие не согласовано с Исполнительным комитетом муниципального образования <адрес>, в связи с чем, проведение его является незаконным.
Вместе с тем, из исследованной видеозаписи не следует, что Тарасенко Е.С. находилась среди митингующих, которым было объявлено предупреждение сотрудником полиции, о том, что митинг является несанкционированным.
Свидетель Наумятов А.Н. в суде пояснил, что непосредственно в задержаниях не участвовал, помогал лишь сопровождать уже задержанных иными работниками полиции, непосредственно Тарасенко Е.С. не задерживал и обстоятельства её задержания не смог пояснить.
Из рапорта и объяснения сотрудника полиции-инспектора мобильного взвода 1 роты 2 батальона полка ППСП УМВД России по <адрес> Самигуллина Р.Р. также обстоятельства, в частности, время место задержания Тарасенко Е.С. не указаны, а также не указаны сведения кем из сотрудников полиции конкретно была задержана Тарасенко Е.С.
Тарасенко Е.С. в подтверждение своей невиновности, о том, что на момент проведения митинга находилась в ином месте, а именно в Шаурмечной представила чек об оплате на дату ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 18 минут.
Указанные обстоятельства не опровергнуты материалами дела, в том числе лицом составившим протокол, в обязанности которого вменяется, доказать вину лица совершившего правонарушение. Иные доказательства, в том числе протокол о доставлении и задержании Тарасенко Е.С. не подтверждают её виновность в совершении правонарушения, которое ей вменено в соответствии с протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, исходя из исследованных доказательств, показаний свидетеля, должностного лица составившего протокол об административном правонарушении, устранить противоречия судом не представилось возможным, в связи с чем, судом все сомнения трактуются в пользу лица привлекаемого к административной ответственности с учетом требований ст.1,5 КоАП РФ.
Из п.2 ст.24.5 КоАП РФ- производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения;
Учитывая, что виновность Тарасенко Е.С. в совершении правонарушения предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ не доказана, производство по делу в отношении неё подлежит прекращению на основании п.2 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.7-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу в отношении Тарасенко Елизаветы Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Кировский районный суд <адрес> Республики Татарстан в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья:__________________Гильфанов Д.А.