Дело № 2-1368/2018 18 июля 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Голиковой К.А.
При секретаре Павлове А.Э.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Выборгского городского прокурора в защиту интересов Михайловой Е.В. к Комитету по здравоохранению <адрес> о взыскании расходов на приобретение лекарственных средств и компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л :
Прокурор указывает, что по обращению Михайловой Е.В. проведена проверка исполнения комитетом по здравоохранению Ленинградской области законодательства о здравоохранении в части обеспечения жизненно необходимыми лекарственными препаратами, по результатам которой установлено, что Михайлова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 3 группы. Как указывает истец, Михайлова Е.В. в связи с наличием у нее заболевания «болезнь Крона» нуждается в приеме антицитоккиновой терапии лекарственным препаратом Адалимумаб (торговое наименование – Хумира), раствор для подкожного введения 40 мг/0,8 мл № 2. Как указывает истец, потребность в терапии 40 мг 1 шприц 1 раз в две недели; на инициацию терапии необходимо 3 упаковки Хумира, раствор для подкожного введения 40 мг/0,8 мл №. Как указывает истец, лекарственный препарат Адалимумаб для Михайловой Е.В. является жизненно необходимым и в ходит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016г. № 2885-р. Прокурор также указывает, что 24.08.2017г. врачом ГБУЗ Ленинградской области «Светогорская районная больница» ФИО1 оформлен и выдан рецепт на получение Михайловой Е.В. лекарственного препарата Адалимумаб в аптечном пункте ЛОГП «Ленфарм» со сроком действия по 22.09.2017г.. Как указывает прокурор. При обращении Михайловой Е.В. в аптечный пункт № 38 ей было отказано в отпуске лекарственного препарата в связи с отсутствием. Как указывает прокурор, поскольку указанный лекарственный препарат является жизненно необходимым для Михайловой Е.В. последняя была вынуждена приобрести его за счет собственных средств, на что было затрачено 62000 рублей. Прокурор также указывает, что 27 сентября 2018 года Михайлова Е.В. обратилась с заявлением о возмещении расходов на приобретение указанного лекарственного препарата в Комитет по здравоохранению Ленинградской области, но получила отказ в выплате компенсации. Прокурор считает, что Комитетом по здравоохранению Ленинградской области допущено нарушение конституционного права Михайловой Е.В. на социальную защиту, включая социальное обеспечение в части получения государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственным препаратом. В связи с изложенным прокурор просит взыскать расходы на приобретение лекарственного препарата в сумме 62000 рублей с ответчика в пользу Михайловой Е.В.. Представитель прокуратуры – Давыдова А.А. и истец Михайлова Е.В. в судебное заседание явились, прося т удовлетворить исковые требования.
Ответчик – Комитет по здравоохранению Ленинградской области – представитель Челышева Н.А. (по доверенности от 29.05.2018г.) – в судебное заседание вилась, возражает против удовлетворения исковых требований, указывая, что комитетом было сделано все, чтобы обеспечить истца лекарственным препаратом: произведена закупка, выданы лекарства. Представитель ответчика также указывает, что законодательством не предусмотрено возмещение затрат на приобретение лекарств (возражения в деле).
Третьи лица – ГБУЗ Ленинградской области « Светогорская районная больница», Министерство по здравоохранению РФ, Комитет финансов Ленинградской области и ЛОГП «Ленфарм» - в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, пояснения по иску и сведения об уважительных причинах неявки в суд не представили. Учитывая, что третьи лица не явились в судебное заседание без уважительных причин, суд считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает следующее:
Согласно материалам дела Михайлова Е.В. (истец по делу) является инвалидом 3 группы, в связи с наличием у нее заболевания «болезнь Крона» нуждается в приеме антицитоккиновой терапии лекарственным препаратом Адалимумаб (торговое наименование – Хумира), раствор для подкожного введения 40 мг/0,8 мл № 2. Потребность в терапии 40 мг 1 шприц 1 раз в две недели; на инициацию терапии необходимо 3 упаковки Хумира, раствор для подкожного введения 40 мг/0,8 мл № 2.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 24 августа 2017 года Михайловой Е.В. выдан рецепт на получение лекарственного препарата Хумира, однако в аптечном пункте истцу отказали в выдаче лекарства со ссылкой на его отсутствие. В силу данного обстоятельства истец была вынуждена приобрести лекарство за свой счет.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии с п. 5, п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи, совершенствования организации медицинской помощи и лекарственного обеспечения, рационального и эффективного использования направляемых на здравоохранение средств, Правительством Ленинградской области утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. В соответствии с Приложением № 4 к указанной Территориальной программе гражданам, страдающим неспецифическим язвенным колитом, болезнью Крона, при амбулаторном лечении лекарственные препараты отпускаются бесплатно за счет средств областного бюджета Ленинградской области.
Как подтверждается материалами дела, Михайлова Е.В. является инвалидом 3 группы, страдает заболеванием «болезнь Крона» и нуждается в приеме антицитоккиновой терапии лекарственным препаратом Адалимумаб (торговое наименование – Хумира). Потребность в терапии 40мг 1 шприц 1 раз в 2 недели. В судебном заседании также установлено, что 24 августа 2018 года истцу был выдан рецепт на приобретение препарата Хумира, однако в отпуске лекарства отказано со ссылкой на его отсутствие.
Письмом ЛОГП «Ленфарм» от 23.10.2017г. подтверждается, что препарат Хумира был отпущен Михайловой Е.В. 05 июля 2018 года и 28.07.2017г.. Следующий отпуск лекарственного препарата Михайловой Е.В. имел место 11 сентября 2017 года. То есть перерыв бесплатного отпуска лекарственного препарата истцу составил 1,5 месяца, в то время как истцу требуется получение 1 упаковки лекарства (на два приема) каждые 4 недели. В силу данного обстоятельства и с учетом того, что истцу было отказано в предоставлении лекарственного препарата по рецепту 24.08.2017г., истец была вынуждена приобрести указанное лекарство за свой счет.
Исходя из того, что понесенные Михайловой Е.В. расходы по приобретению препарата Хумира обусловлены отсутствием своевременного обеспечения необходимым для поддержания здоровья лекарственным препаратом в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной социальной помощи", суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора о взыскании стоимости приобретенного лекарственного препарата Хумира в размере 62000 руб. с ответчика в пользу Михайловой Е.В..
В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно п. 1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В судебном заседании установлено, что в августе 2018 года Михайлова Е.В. была не обеспечена необходимым для поддержания здоровья лекарственным препаратом в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной социальной помощи", чем была создана угроза здоровью истца, и истец претерпела нравственные страдания. Учитывая изложенное и принимая во внимание, что виновным бездействием ответчика нарушены конституционные права инвалида на лечение, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда с ответчика в пользу Михайловой Е.В..
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Выборгского городского прокурора удовлетворить.
Взыскать с Комитета по здравоохранению Ленинградской области в пользу Михайловой Е.В. расходы на приобретение лекарственного средства в сумме 62000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в Смольнинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья