Решение по делу № 2а-995/2020 от 17.08.2020

Дело № 2а-995/2020 ...

РЕШЕНИЕ

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    19 августа 2020 года г. Саров

    Саровский городской суд Нижегородской области в составе :

        председательствующего – судьи Тагиной Л.Н.

        с участием пом. прокурора ЗАТО г. Саров – Маркова Д.В.

        при секретаре- Шурыгиной Д.С.

        с участием административного истца Загоруйко О.Н., представителя административного истца Аверина Р.О., представителя административного ответчика Окружной избирательной комиссии города Сарова по одномандатному избирательному округу № 20 - председателя комиссии Курчева С.Г., заинтересованного лица Шестопалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Загоруйко О. Н. к Окружной избирательной комиссии города Сарова Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 20 о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 20 о регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Сарова Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 Шестопалова Н. В.,

                 УСТАНОВИЛ :

    Административный истец Загоруйко О.Н. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, указывая, что она является зарегистрированным кандидатом в депутаты Г. Д. города Сарова седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 20, по которому зарегистрирован кандидатом в депутаты и Шестопалов Н.В.. Решение о регистрации Шестопалова Н.В. принято с нарушением действующего законодательства о выборах, а именно в подписных листах в поддержку кандидата Шестопалова Н.В. не указаны наименования субъектов Российской Федерации, в которых проживают избиратели, что препятствует однозначному восприятию адреса места их проживания. Отсутствие в адресе места жительства избирателей наименования субъекта Российской Федерации, является основанием для признания подписей избирателей недействительными. Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата, служит основанием для отказа в регистрации кандидата.

    В судебном заседании административный истец Загоруйко О.Н. и ее представитель Аверин Р.О., ознакомившись с подписными листами, представленными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Шестопалова Н.В., подали дополнение к административному исковому заявлению, в котором указали новые основания для признания решения о регистрации кандидата в депутаты Шестопалова Н.В. незаконным и отмене решения о регистрации, а именно : неправильное указание наименования места работы кандидата ( отсутствие дефиса между словами Центр и Всероссийский), избиратели Канешевы ранее на одни сутки поддержали выдвижение самого административного истца, при вычеркивании отдельных избирателей в подписных листах не указан месяц внесения исправлений, имеется недопустимое исправление в виде месяца, что делает подписи избирателей недействительными.

    Определением суда от 19 августа 2020 года в принятии заявления об отмене регистрации по новым основаниям было отказано, так как в силу части 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

    Согласно ч. 7 ст. 240 КАС РФ сроки, указанные в частях 2-6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

    Первоначальные административные исковые требования административный истец Загоруйко О.Н. и ее представитель Аверин Р.О. поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.

    Представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии города Сарова по одномандатному избирательному округу № 20 - председатель комиссии Курчев С.Г. с иском не согласен, считая, что нарушений при регистрации кандидата в депутаты Шестопалова Н.В. Окружной избирательной комиссией допущено не было, отсутствие в подписных листах наименования субъекта Российской Федерации не препятствует однозначному восприятию адресов избирателей. Шестопаловым Н.В. было предоставлено четыре подписных листа с 20 подписями избирателей, из которых он в соответствии с законом для проведения проверки оставил 14, все эти подписи были признаны достоверными.

    Заинтересованное лицо Шестопалов Н.В. с иском не согласен, пояснив суду, что будучи самовыдвиженцем, он при сборе подписей в свою поддержку действовал в соответствии с законодательством о выборах.

    Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии города Сарова в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.

    Суд, с учетом положений ст. 150,243 КАС РФ, считает возможным рассмотрения дела в отсутствие представителя заинтересованного лица ТИК г. Сарова.

    Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.    

В силу п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения, действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Положениями ч. 15 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований.

    Решением Городской Думы города Сарова от 22 июня 2020 года № 47/6-ГД « О назначении выборов депутатов в Городскую Думу города Сарова седьмого созыва» назначены выборы депутатов в Городскую Думу города Сарова седьмого созыва на 13 сентября 2020 года.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец Загоруйко О.Н. зарегистрирована кандидатом в депутаты Городской Думы города Сарова Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 в порядке самовыдвижения, что подтверждается удостоверением № 3 от 05 августа 2020 года.

    Решением Окружной избирательной комиссии г.Сарова по выборам депутатов городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 от 05 августа 2020 года зарегистрирован кандидатом в депутаты Городской Думы г. Сарова седьмого созыва Шестопалов Н.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения.

    Условия выдвижения кандидатов установлены статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

    Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьями 25,29 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-З « О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

    В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 32 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года № 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в статьях 27 и 28 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Для регистрации кандидата на основании собранных в поддержку его выдвижения подписей избирателей не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть представлены следующие избирательные документы:1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде;3) сведения об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидате;4) уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, либо уведомление об отказе от создания избирательного фонда в соответствии с частью 1 статьи 53 настоящего Закона, либо уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Закона.

    При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, если документы доставлены до истечения времени, указанного в части 2 настоящей статьи.

    Исходя из положений п. 18 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ч. 2 ст. 34 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-З « О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата избирательных документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

    Согласно предоставленным избирательным документам 17 июля 2020 года Шестопалов Н.В. уведомил Окружную избирательную комиссию № 20 по выборам в Городскую Думу города Сарова седьмого созыва о выдвижении в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу № 20 в порядке самовыдвижения, предоставил документы, предусмотренные ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 27 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-З « О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».

    Исходя из положений ч. 2 ст. 32 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-З « О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» полный пакет избирательных документов, в том числе и подписные листы, должны быть предоставлены в Окружную избирательную комиссию № 20 не позднее 18 часов 29 июля 2020 года.

В силу пункта 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.

    Частью 3,5 ст. 29 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-З « О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» установлено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но не может составлять менее 10 подписей. Если количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составит не целое число, то дробная часть этого числа округляется до единицы в большую сторону. Окружная избирательная комиссия обязана проинформировать кандидата об общем числе избирателей в округе при получении уведомления о выдвижении кандидата, указав это число в письменном подтверждении получения документов о выдвижении кандидата. Максимальное число представляемых подписей определяется с учетом требования части 8 статьи 31 настоящего Закона.

    Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списков кандидатов изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 1 и 1.1 к настоящему Закону.    

    Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. Каждый подписной лист с подписями участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения ( пункт 13 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

    Разъясняя приведенные законоположения, в пункте 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 03 июля 2014 года N 1483-О " указано, что сведения о сборщике подписей, в том числе об адресе его места жительства, необходимы для того, чтобы у избирательной комиссии была возможность идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей, проверить, вправе ли оно было собирать подписи, выяснить у него определенные сведения относительно сбора подписей, поскольку, заверяя подписной лист, сборщик, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения.

    Число избирателей в одномандатном избирательном округу № 19 в городе Сарове составляет 2134.

    Соответственно для регистрации кандидата в депутаты Городской Думы города Сарова седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 кандидату необходимо предоставить 11 действительных подписей избирателей (2134 х0,5=10,65), при этом количество предоставляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, но не более чем на четыре подписи.

    Судом установлено, что Шестопалов Н.В. предоставил в Окружную избирательную комиссию № 20 четыре подписных листа с количеством подписей 20, из них шесть подписей избирателей было вычеркнуты самим Шестопаловым Н.В., оставшиеся 14 подписей признаны достоверными.

    Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что при сборе подписей избирателей каждый избиратель может поддержать нескольких кандидатов, но и при признании подписей избирателей Кинешовых ( подписной лист 1 первая строка, подписной лист 3 третья строка) недостоверными, количество достоверных подписей в подписных листах превышает количество подписей необходимых для принятия по вопросу регистрации Шестопалова Н.В. кандидатом в депутаты положительного решения.

    В пункте 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указаны основания отказа в регистрации кандидата, в частности, таким основанием является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").

    Аналогичные основания указаны в статье 34 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-З « О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».

    Суд не может согласиться с утверждением административного истца и его представителя о том, что форма подписных листов предоставленных Шестопаловым Н.В. не соответствует форме установленной нормами законодательства о выборах, так как в графе подписного листа «адрес места жительства» избирателя отсутствует наименования субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 5 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного субъекта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года N 1426-О-О, закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан ( пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства).

    В силу пункта 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ ( в редакции Федеральных законов от 01.06.2017 № 104-ФЗ, от 23.05.2020 № 154-ФЗ ) избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

    Согласно " Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95", утвержденному постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 года N 413, город Саров – как объект административно-территориального деления указан только в составе Нижегородской области, а поэтому отсутствие в подписных листах наименования субъекта Российской Федерации не препятствует однозначному восприятию места жительства избирателей.

    Кроме того, суд отмечает и тот факт, что отсутствие в соответствующей графе подписного листа дефиса в наименовании предприятия ( ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ), в котором Шестопалов Н.В. работает, не повлияло на объем сведений, которыми располагала Окружная избирательная комиссия, позволявший с учетом представленной кандидатом справки, идентифицировать его как лицо, осуществлявшее сбор подписей.

    Таким образом, судом установлено, что кандидат в депутаты по одномандатному избирательному округу № 20 Шестопалов Н.В. в установленный Законом Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-З « О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» срок предоставил в Окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу № 20 все необходимые избирательные документы, в том числе и подписные листы, установленной формы, содержащие необходимое количество достоверных подписей, а поэтому оснований для признания решения Окружной избирательной комиссии г.Саров по выборам депутатов городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 от 05 августа 2020 года № 8/9 о регистрации кандидатом в депутаты городской Думы г. Саров Шестопалова Н.В. незаконным и отмены решения Окружной избирательной комиссии № 20 о регистрации кандидата в депутаты нет.

    При таких основаниях в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

    Руководствуясь ст.ст.177-180, 244 КАС РФ, суд

                    РЕШИЛ :

    В удовлетворении административного иска Загоруйко О. Н. к Окружной избирательной комиссии города Сарова Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 20 о признании незаконным и отмене решения от 05 августа 2020 года Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 20 о регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Сарова Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 Шестопалова Н. В. отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Решение суда принято в окончательной форме 24 августа 2020 года.

    ...

...

    Судья Л.Н.Тагина

2а-995/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор
Загоруйко Оксана Николаевна
Ответчики
ОИК № 20 г. Сарова
Другие
ТИК г. Сарова
Аверин Роман Олегович
Курчев Сергей Геннадьевич
Шестопалов Василий Николаевич
Суд
Саровский городской суд Нижегородской области
Судья
Тагина Л.Н.
Дело на сайте суда
sarovsky.nnov.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее