РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2024 года гор. Клин Московской области
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аррыковой Л.Д.,
при секретаре судебного заседания Андрющенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-535/2024 по исковому заявлению Смирнова А. В. к ООО «Экопромсервис» о признании незаконными действия по перерасчету платы по коммунальной услуги обращения с ТКО, об обязании производить начисления по оплате коммунальной услуги по обращения с ТКО из расчета жилой площади,
установил:
Истец Смирнов А.А., уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Экопромсервис» о признании незаконными действия по перерасчету платы по коммунальной услуги обращения с ТКО, об обязании производить начисления по оплате коммунальной услуги по обращения с ТКО из расчета жилой площади.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: /адрес/. Согласно технического паспорта указанного объекта недвижимости его жилая площадь составляет /данные изъяты/. Общая площадь жилого дома составляет /данные изъяты/., в которую входит подвал площадью /данные изъяты/., гараж площадью /данные изъяты/, и неотапливаемая веранда над гаражом площадью /данные изъяты/, коридор и лестничные клетки. За период с /дата/ по /дата/. за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» выставлялись квитанции из расчета /данные изъяты/, обязанность по оплате которой добросовестно исполнялась истцом. В /дата/ ответчиком был произведен перерасчет за период с /дата/ по /дата/ из расчета общей площади жилого дома, в связи с чем образовалась задолженность в размере 25 179,24 руб., так же начислена пеня в размере 162,01 руб.
, задолженность рассчитана с пропуском срока исковой давности. Начисление ответчиком пени не основано на законе, поскольку коммунальная услуга оплачивалась своевременно. Истец полагает, что произведенный ответчиком перерасчет коммунальной услуги по обращению с ТКО из расчета общей площади жилого дома нарушает его права и законные интересы.
Учитывая изложенное, истец просит признать недействительными действия ответчика по перерасчету платы за коммунальную услугу обращение с ТКО на жилой дом, расположенный по адресу: /адрес/ за период с /дата/ по /дата/ по общей площади жилого дома, а не из расчета жилой площади дома, в результате которой образовалась задолженность в размере 25 179,24 руб. и пени в размере 162,01 руб.; обязать ответчика производить начисления с /дата/ платы за коммунальную услугу обращение с ТКО на жилой дом из расчета жилой площади, что составляет /данные изъяты/.
Истец Смирнов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, его полномочный представитель по доверенности Смирнова И.П. в судебное заседание явилась, уточненные требования поддержала по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении, настаивала на удовлетворении иска в полном объеме.
Полномочный представитель ответчика ООО «Экопромсервис» по доверенности Зотов Е.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.29-32).
Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив их в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с положениями ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей ЖК РФ и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ собственники жилого помещения обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). При этом, в соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 года.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 01.01.2019 года.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года №641», обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из пункта 148 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 следует, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148 (23) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Таким образом, на собственников жилых домов, расположенных в зоне действия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и на условиях, установленных действующими положениями законодательства Российской Федерации.
Типовая форма договора с региональным оператором размещена на сайте ООО «Экопромсервис» и в газете «Ежедневные новости. Подмосковье».
ООО «Экопромсервис» осуществляет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории своей деятельности, включающей: Солнечногорск, Клина с /дата/.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Смирнов А.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: /адрес/, общей площадью /данные изъяты/, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности и выпиской из ЕГРН (л.д.56).
Для целей начисления и платы за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» на жилой дом, расположенный по адресу: /адрес/ открыт лицевой счет /номер/ (л.д.18).
ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» добросовестно выполняет свои обязательства по оказанию услуги по обращению с ТКО, в то же время Истец производит платежи не полностью и несвоевременно, вследствие чего за период с /дата/ по /дата/ у него образовалась задолженность.
Пунктом 30 Публичного договора предусмотрено, что особенные условия, предусмотренные приложением /номер/ к публичному договору, могут быть в любое время в одностороннем порядке отменены региональным оператором, как в отношении всех потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами, на которых распространяется публичный договор, так и в отношении отдельного потребителя данной услуги. Письменного соглашения между потребителем и региональным оператором об отмене или изменении условий приложения /номер/ публичного договора, либо его применения не требуется.
В соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от /дата/ /номер/ с /дата/г. в Московской области для индивидуальных жилых домов применяется норматив накопления ТКО - /данные изъяты/ на 1 кв.м, в год (в том числе: /данные изъяты/, на 1 кв.м.
ТКО не являющихся крупногабаритными и 0,027 куб.м, на 1 кв.м, крупногабаритных отходов относящихся к ТКО).
Для уменьшения финансовой нагрузки на потребителей в ООО «Экопромсервис» было принято решение о добровольном, одностороннем снижении стоимости услуги для собственников жилых домов. Информация о сниженных тарифах для собственников жилых домов указана в приложении /номер/ к публичному договору и опубликована /дата/. в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» /номер/, а также на официальном сайте л информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В результате одностороннего решения для собственников индивидуальных жилых домов установлена предельная (особенная) плата за услугу по обращению с ТКО в зависимости от площади жилого дома.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В соответствии с п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
С учетом п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В данном случае, ответчиком надлежащим образом выполняются услуга по вывозу ТБО.
По утвержденным распоряжением МинЖКХ МО /номер/- РФ нормативам и установленным тарифам у истца за период с /дата/ по /дата/, образовалась задолженность на сумму 22 936,03 руб.
За наличие задолженности были начислены пени за просрочку в оплате за услуги ТКО в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ.
Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными нормами права, представленными в материалы дела доказательствами в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Смирнова А.В., поскольку между истцом и ООО «Экопромсервис» заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора, региональный оператор оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов надлежащим образом.
Доказательств того, что истец не пользуется услугами регионального оператора по вывозу ТКО, суду не представлено, образование и накопление ТКО в процессе жизнедеятельности истца бесспорно предполагается.
Довод истца о необходимости начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из площади жилых помещений, расположенных в жилом индивидуальном доме, а не из расчета общей площади несостоятелен, поскольку основан на не верном толковании ном права.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения (п. 16 ст. 12 ЖК РФ), что не противоречит абз. 2 п. 148 (30) Правил /номер/.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий ООО «Экопромсервис» по начислению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, по адресу: /адрес/, лицевой счет /номер/ из расчета общей площади жилого дома /данные изъяты/, а также возложении на ООО «Экопромсервис» обязанности производить начисления с /дата/ оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом жилой площади /данные изъяты/.
Доводы истца о незаконности действий ответчика по производству перерасчета платы коммунальной услуги обращение с ТКО за период с /дата/ по /дата/ не состоятельны, поскольку перерасчет начислений платы за коммунальную услугу выполнен исходя из общей площади жилого дома, в соответствии с нормативами накопления, утвержденными Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области /номер/-РМ от /дата/ (в редакции от /дата/.) и Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от /дата/ /номер/-РВ, которым утверждены нормативы накопления ТКО для индивидуальных жилых домов на территории Московской области в зависимости от их площади.
В целом правовая позиция истца основана на неверной интерпретации положений действующего законодательства, которая не может быть положена судом в обоснование удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.
Каких-либо объективных, допустимых и относимых доказательств в обоснование своих доводов истцом суду не представлено.
руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Смирнова А. В. к ООО «Экопромсервис» о признании незаконными действия по перерасчету платы по коммунальной услуги обращения с ТКО, об обязании производить начисления по оплате коммунальной услуги по обращения с ТКО из расчета жилой площади – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья /подпись/ Л.Д. Аррыкова
Мотивированное решение составлено /дата/.
Судья /подпись/ Л.Д. Аррыкова
Копия верна.