Судья Шатрова Т.В. Дело № 2-3239/2022
УИД 35RS0001-02-2022-002474-40
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 декабря 2022 года № 33-5463/2022
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Махиной Е.С.
судей Образцова О.В., Вахониной А.М.,
при секретаре Рябининой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры Череповецкого района на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 19 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Трапезниковой Ю.А., представителя бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Череповецкая городская больница» Федюшкиной Т.В., представителя Департамента здравоохранения Вологодской области и Правительства Вологодской области Бучук А.П., представителя Департамента финансов Вологодской области Калясиной Е.А., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Череповецкого района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Вологодской области, бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Череповецкая городская больница» (далее – БУЗ ВО «Череповецкая городская больница», учреждение), в котором с учетом уточнения требований просил возложить на Департамент здравоохранения Вологодской области обязанность разместить фельдшерско-акушерский пункт (далее ФАП) (фельдшерский здравпункт) в пос. Кривец Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области в срок до 01 июня 2023 года; возложить на БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» обязанность в срок до 01 июня 2023 года укомплектовать штат фельдшерско-акушерского пункта (фельдшерского здравпункта) в п. Кривец Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области и организовать его фактическую деятельность в указанном населенном пункте.
В обоснование требований указано, что в результате проведенной прокуратурой Череповецкого района проверки выявлены нарушения законодательства в части обеспечении населения п. Кривец Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области медицинской помощью. Установлено, что поселок Кривец расположен в Судском сельском поселении, отдаленность от п. Суда Череповецкого района - 9 км, от БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» (г. Череповец) - 41 км. Медицинская помощь жителям п. Кривец Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района оказывается с использованием мобильного ФАП на дому медицинскими работниками Судской участковой больницы БУЗ ВО «Череповецкая городская больница», расположенной в п. Суда Череповецкого района, который находится на расстоянии 11 км от п. Кривец Череповецкого района. Ранее медицинская помощь населению оказывалась медицинскими работниками Кривецкого ФАП, радиус обслуживания - 3 км, деятельность которого приостановлена в связи с отсутствием помещений, соответствующих установленным требованиям для оказания медицинской помощи, и отсутствием медицинских работников. В настоящее время в п. Кривец Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района зарегистрировано по месту жительства 339 граждан. Департамент здравоохранения Вологодской области вопрос установки ФАПа в п. Кривец Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района планирует рассмотреть лишь при формировании областного бюджета на 2023 - 2025 годы. Игнорирование Департаментом здравоохранения Вологодской области норм законодательства в сфере оказания медицинской помощи населению п. Кривец Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района нарушает право на охрану жизни и здоровья лиц, проживающих и находящихся в данном населенном пункте.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле привлечены в качестве соответчика Департамент строительства Вологодской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих требования относительно предмета спора, администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области, Правительство Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области, Департамент финансов Вологодской области.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 19 сентября 2022 года исковые требования заместителя прокурора Череповецкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту здравоохранения Вологодской области, БУЗ ВО «Череповецкая городская больница», Департаменту строительства Вологодской области об устранении нарушений в сфере оказания медицинской помощи населению, возложении обязанностей оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, Костина Е.Н. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции по мотиву неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильного применения норм материального права, просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Указывает, что исковое заявление подано прокурором в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц на обеспечение доступной медицинской помощи, в связи с чем восстановление конституционных прав граждан путем понуждения уполномоченных органов к исполнению возложенной на них законом обязанности по размещению ФАП в п. Кривец в судебном порядке не может быть признано ненадлежащим способом защиты нарушенного права. В материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о возможности разместить ФАП в п. Кривец и организовать его фактическую деятельность. Вопреки выводам суда прокурором не может быть указан конкретный способ исполнения обязанности по размещению ФАПа в п. Кривец, поскольку избрание конкретного способа исполнения обязательств является исключительной прерогативой уполномоченного органа.
В возражениях на апелляционное представление Департамент здравоохранения Вологодской области, БУЗ ВО «Череповецкая городская больница», Правительство Вологодской области просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционное представление Департамент имущественных отношений Вологодской области поддерживает позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, оставляет решение вопроса об удовлетворении заявленных требований на усмотрение суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец прокурор прокуратуры Вологодской области Трапезникова Ю.А. доводы апелляционного представления поддержала.
Представители ответчиков БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» Федюшкина Т.В., Департамента здравоохранения Вологодской области Бучук А.П., действующая также в интересах третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Вологодской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента финансов Вологодской области Калясина Е.А. с доводами апелляционного представления не согласились.
Иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, возражениях на него, полагает решение суда подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что по обращению 21 марта 2022 года жителя п.Кривец Судского поселения Череповецкого района Вологодской области Войчика М.Ф. прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства, в ходе которой установлено, что в п.Кривец зарегистрировано по месту жительства 339 граждан, медицинская помощь жителям данного населенного пункта оказывается с использованием мобильного ФАП на дому медицинскими работниками Судской участковой больницы, являющейся обособленным структурным подразделением БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» (отдаленность от п. Суда до п. Кривец составляет 9 км), а также БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» (отдаленность от п. Кривец до г. Череповец 41 км). Скорая и неотложная медицинская помощь оказывается БУЗ ВО «Череповецкая станция скорой медицинской помощи». На территории района организована работа передвижной флюорографической установки. На базе Судской участковой больницы организован дневной стационар, прием кардиолога, пульмонолога, кроме того заключено соглашение с БУ СО ВО «КЦСОН «Забота» о взаимодействии по доставке лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, для прохождения диспансеризации.
Ранее медицинская помощь населению п.Кривец оказывалась медицинскими работниками Кривецкого ФАП, располагавшегося в помещении МОУ «Кривецкая основная общеобразовательная школа». С 27 сентября 2012 года приказом БУЗ ВО «Череповецкая центральная районная поликлиника» № 241/3 деятельность Кривецкого ФАП приостановлена. В соответствии с соглашением, заключенным 09 декабря 2015 года между БУЗ ВО «Череповецкая центральная районная поликлиника» и МОУ «Кривецкая основная общеобразовательная школа», договор о предоставлении нежилых помещений в безвозмездное пользование от 09 июня 2012 года расторгнут.
Постановлением Правительства Вологодской области от 20 августа 2018 года № 731 БУЗ ВО «Череповецкая центральная районная поликлиника» реорганизовано путем слияния с БУЗ ВО «Череповецкая городская больница № 2», позднее в порядке реорганизации создано БУЗ ВО «Череповецкая городская больница».
На основании приказа БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» от 29 декабря 2018 года № 350-п с 01 января 2019 года приостановлена деятельность структурных подразделений, в том числе Кривецкого ФАП, в связи с отсутствием работников и помещений, соответствующих установленным требованиям, лицензия на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Согласно пункту 1.2 устава БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» учредителем учреждения является Вологодская область. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Департамент здравоохранения Вологодской области. Полномочия собственника имущества учреждения (Вологодская область) осуществляет Департамент имущественных отношений Вологодской области. БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» имеет обособленное структурное подразделение – Кривецкий ФАП (пункт 4.6 устава).
Согласно выписке из штатного расписания БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» по состоянию на 01 июля 2022 года по структурному подразделению Кривецкий ФАП имеется должность заведующего ФАП-фельдшер – 1.
По результатам рассмотрения обращения прокуратурой Вологодской области вынесено представление об устранении нарушений закона ввиду невыполнения Департаментом здравоохранения Вологодской области возложенных функций по организации ФАП на территории п. Кривец Череповецкого района.
По итогам рассмотрения представления отражено, что Департаментом здравоохранения Вологодской области предприняты все возможные меры для обеспечения доступности медицинской помощи населению, нарушений не выявлено, возможность установки модульной конструкции ФАПа в п.Кривец будет рассмотрена при формировании областного бюджета на 2023-2025 г.г.
01 сентября 2022 года в прокуратуру Череповецкого района поступило коллективное обращение жителей п.Кривец по вопросу оборудования ФАП в данном населенном пункте.
До настоящего времени указанный вопрос не решен.
По сведениям ОМВД России по Череповецкому району в результате проведенного подворного (подомового) обхода жителей п.Кривец в настоящее время проживает 419 граждан.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, поскольку требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, прокурор не конкретизировал, каким образом необходимо разместить ФАП при отсутствии свободных помещений для его размещения, не определил объем необходимых мероприятий (возможно ли выделение в указанном населенном пункте земельного участка, помещения, отвечающего критериям допустимости для размещения ФАП, либо необходимо решение вопроса о размещении модульной конструкции, имеется ли для этого отвечающий требованиям земельный участок в границах населенного пункта).
Кроме того, суд принял во внимание принятые Правительством Вологодской области программы, предусматривающие возможность включения при формировании бюджетов вопроса о создании в конкретном населенном пункте ФАП с учетом анализа критериев необходимости его размещения (численность, отдаленность, потребности населения и иные).
С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно части 2 статьи 5, статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры, в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 10 Закона).
Статьей 21 данного закона предусмотрено прав граждан на выбор врача и медицинской организации, в частности для получения первичной медико-санитарной помощи предусмотрен выбор медицинской организации в том числе по территориально-участковому принципу.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (далее Положение).
В силу пункта 5 Положения первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи (пункт 9 Положения).
Согласно пункту 19.2 Положения в населенных пунктах с числом жителей 100-300 человек организуются фельшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км.
В соответствии с пунктом 19.3 Положения в населенных пунктах с числом жителей 301-1000 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций.
Согласно пункту 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (приложение № 15 к Положению) фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
Источниками формирования имущества БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» являются: бюджетные ассигнования, средства обязательного медицинского страхования, выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущество, закрепляемое за учреждением на праве оперативного управления, пожертвования, другие не запрещенные законом поступления (пункт 3.5 устава).
В соответствии с пунктом 2.2.6 Положения о Департаменте здравоохранения Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства области от 26 апреля 2010 года № 458, в его полномочия входит координация деятельности по подготовке медицинских кадров и их привлечению в медицинские организации области, а также подготовка предложений по размещению медицинских организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.
Согласно пункту 2.2.27 Положения о Департаменте здравоохранения области одной из функций его являются в частности установление перечня медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации. Департамент здравоохранения области осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов областного бюджета, главного распорядителя (администратора) и получателя средств областного бюджета в соответствии с законами области об областном бюджете (пункт 2.3.12 названного Положения).
Финансирование деятельности БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках государственного задания. Формирование государственного задания для указанного учреждения осуществляется Департаментом здравоохранения Вологодской области, который осуществляет функции и полномочия его учредителя.
В соответствии с постановлением Правительства области от 31 мая 2019 года № 503 «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Вологодской области» на 2021-2025 годы» в рамках основного мероприятия 1.8 «Строительство (реконструкция, капитальный ремонт) объектов здравоохранения и укрепление материально-технической базы государственный и медицинских организаций» планируется создание и замена фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов численностью от 100 до 2000 человек, а также приобретение модульных конструкций фельдшерско-акушерских пунктов.
В программе отражены объемы, сроки и источники финансирования по каждому из запланированных мероприятий.
Ответственный исполнитель государственной программы – Департамент здравоохранения области, соисполнитель основного мероприятия 1.8 - Департамент строительства области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 14 декабря 2020 года № 1483 (в редакции от 29 августа 2022 года) утверждена региональная программа Вологодской области «Модернизация первичного звена здравоохранения Вологодской области» на 2021 - 2025 годы».
Целью программы является обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек. В план мероприятий программы включено, в том числе, приобретение и монтаж быстровозводимых модульных конструкций врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских здравпунктов.
Ответственный исполнитель программы – Департамент здравоохранения Вологодской области.
Программа отражает источники, объемы и сроки финансирования по запланированным мероприятиям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в п.Кривец проживает более 301 жителя, расстояние от п.Кривец до ближайшей медицинской организации Судской участковой больницы, расположенной в п.Суда Череповецкого района, составляет более 9 км, расстояние до г.Череповца – 43 км, прямые маршруты движения общественного транспорта между п.Кривец и п.Суда отсутствуют.
Медицинское обслуживание в данном населенном пункте не организовано, ФАП отсутствует, следовательно, охрана здоровья и право на оказание медицинской помощи населению п.Кривец не обеспечены.
Таким образом, в силу прямого указания закона в п.Кривец должен быть организован ФАП или фельдшерский здравпункт. Имеющееся в структуре БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» структурное подразделение Кривецкий ФАП фактически не функционирует, его деятельность приостановлена.
Потребность жителей п.Кривец в размещении ФАП в данном населенном пункте подтверждена в том числе показаниями допрошенных в суде первой инстанции свидетелей В.Е.Б. (...), М.С.В. (...), копиями обращений граждан в прокуратуру района по данному вопросу.
Ответственность за устранение нарушений требований законодательства об организации медицинской помощи населению п.Кривец возлагается наряду с БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» на Департамент здравоохранения Вологодской области, который является органом, осуществляющим функции учредителя больницы и главного распорядителя бюджетных средств.
Вопреки выводам суда настоящее исковое заявление подано прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на обеспечение доступной медицинской помощи, в связи с чем восстановление конституционных прав граждан путем понуждения уполномоченных органов к исполнению возложенной на них законом обязанности по размещению ФАП в п.Кривец в судебном порядке, не может быть признано ненадлежащим способом защиты нарушенного права.
Судебная коллегия полагает ошибочными выводы суда о том, что прокурором не указан конкретный способ исполнения обязанности по размещению ФАП в п.Кривец, поскольку избрание конкретного способа исполнения обязательств является исключительной прерогативой уполномоченного органа и нарушало бы принцип самостоятельности деятельности органа государственной власти.
Кроме того, вопреки выводам суда о недоказанности истцом возможности выделения земельного участка и помещения под размещение ФАП в материалах дела имеются письма БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» от 05 июля 2022 года, администрации Череповецкого муниципального района от 05 сентября 2022 года о том, что медицинское учреждение не обращалось в органы местного самоуправления района с заявлением о предоставлении помещения для размещения ФАП п.Кривец либо о предоставлении земельного участка под строительство ФАП. Согласно ответу администрации Судского сельского поселения от 04 июля 2022 года на территории п.Кривец не имеется свободных помещений, находящихся в муниципальной собственности Судского сельского поселения, которые было бы возможно предоставить под размещение ФАП. Однако в поселке имеются свободные территории, которые было бы возможно предоставить под размещение ФАП. С момента приостановления деятельности Кривецкого ФАП ни Департамент здравоохранения области, ни БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении помещения или земельного участка для размещения ФАП не обращались. Одновременно учитывается, что договор на передачу в пользование нежилых помещений, заключенный с образовательным учреждением, где ранее размещался Кривецкий ФАП, расторгнут по соглашению сторон после приостановления деятельности данного ФАП.
В суде апелляционной инстанции приобщены к материалам дела информация Департамента здравоохранения Вологодской области от 11 ноября 2022 года, согласно которой в 2023 году БУЗ ВО «Череповецкая городская больница» на территории Череповецкого района будет проведена установка ФАП в п.Кривец. Согласно письму администрации Череповецкого муниципального района от 02 ноября 2022 года в бюджете Череповецкого муниципального района на 2023 год запланировано выделение денежных средств в сумме 1 000 000 рублей на подведение коммуникаций для установки модульной конструкции ФАП, в случае определения Департаментом здравоохранения области место установки модульного ФАПа п.Кривец денежные средства будут направлены на разработку земельного участка на данной территории.
Ввиду изложенного, а также приведенных выше учредительных документов обязанность по размещению ФАП в п.Кривец должна быть возложена на Департамент здравоохранения области, а обязанность укомплектовать штат ФАП и организовать его фактическую деятельность – на БУЗ ВО «Череповецкая городская больница».
Вопреки утверждениям ответчиков организация первичной медицинской помощи населению п.Кривец не может считаться обеспеченной надлежащим образом путем организации выезда мобильной медицинской бригады согласно планов-графиков, выезда на дом врача общей практики, скорой медицинской помощи выездными бригадами БУЗ ВО «Череповецкая станция скорой медицинской помощи» по мере поступления вызовов, использования передвижного флюорографа БУЗ ВО «Вологодский областной противотуберкулезный диспансер № 2» для флюорографического обследования, доставки лиц старше 65 лет, проживающих в п.Кривец, для прохождения диспансеризации в соответствии с соглашением от 22 ноября 2019 года, так как в силу пункта 19.3 Положения в п.Кривец, исходя из численного состава данного населенного пункта, должен быть организован ФАП или фельдшерский здравпункт вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций.
Доводы Департамента здравоохранения области и учреждения об отсутствии трудовых ресурсов и соответствующего помещения в п.Кривец для размещения и открытия ФАП не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку указанные вопросы, подлежащие разрешению ответчиками в пределах их компетенции на стадии исполнения судебного акта, не освобождают последних от исполнения обязанности по надлежащей организации первичной медицинской помощи жителям указанного населенного пункта. Судебная коллегия отмечает, что заявители не лишены права ходатайствовать перед судом об изменении способа и порядка исполнения решения суда в случае невозможности его исполнения в установленном судом порядке.
Определяя срок исполнения возложенных на Департамент и учреждение соответствующих обязанностей, судебная коллегия проанализировала доводы ответчиков о том, что для исполнения заявленных исковых требований необходимо учитывать погодные условия, в настоящее время бюджет Вологодской области на 2023 год принят, денежные средства будут доведены до Департамента здравоохранения области в конце декабря 2022 года, в дальнейшем денежные средства будут доведены до БУЗ ВО «Череповецкая городская больница», которое в феврале-марте 2023 года разработает план финансовой хозяйственной деятельности, на утверждение графика отводится 10 дней, далее закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд области происходит через Комитет по регулированию контрактной системы Вологодской области, потребуется 2 месяца на направление соответствующей заявки (май 2023 года) в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», затем проводятся торги, определяется поставщик по контракту, по завершению обязательств необходим срок для получения Кривецкой ФАП лицензии на осуществление медицинской деятельности. С учетом характер выявленных нарушений, комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, пояснения ответчиков, судебная коллегия считает необходимым установить срок для исполнения настоящего судебного акта – до 01 января 2024 года. Данный срок судебная коллегия полагает разумным и реальным. Доказательств, подтверждающих обоснованность установления иного срока устранения выявленных нарушений, не представлено.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте строительства Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства области от 11 июля 2016 года № 597, данный Департамент является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим полномочия в сферах строительства, жилищных отношений (за исключением регионального государственного жилищного надзора), а также региональный государственный строительный надзор на территории области, региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов.
В соответствии с постановлением Правительства области от 31 мая 2019 года № 503 «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Вологодской области» на 2021-2025 годы» Департамент строительства области в рамках основного мероприятия 1.8 является соисполнителем программы по строительству (реконструкции, капитального ремонта) объектов здравоохранения и укрепление материально-технической базы государственных медицинских организаций, Департамент координирует строительство и капитальный ремонт зданий областных учреждений здравоохранения.
Реализация мероприятий по созданию опорных ФАПов, приобретению зданий и модульных конструкций для размещения ФАПа в сферу компетенции Департамента строительства области не входит.
Учитывая изложенное, Департамент строительства Вологодской области не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, прокурор не заявлял требований к данному Департаменту, который привлечен к участию в деле в качестве соответчика на основании протокольного определения суда, в удовлетворении исковых требований к нему следует отказать.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 19 сентября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования заместителя прокурора Череповецкого района Вологодской области удовлетворить.
Возложить на Департамент здравоохранения Вологодской области обязанность разместить фельдшерско-акушерский пункт (фельдшерский здравпункт) в п. Кривец Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области в срок до 01 января 2024 года.
Возложить на бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Череповецкая городская больницы» обязанность в срок до 01 января 2024 года укомплектовать штат фельдшерско-акушерского пункта (фельдшерского здравпункта) в п. Кривец Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области и организовать его фактическую деятельность в указанном населенном пункте.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 декабря 2022 года.