Решение по делу № 33-10461/2023 от 11.05.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 06 июня 2023 года по делу № 33-10461/2023 (2-971/2022)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Индан И.Я.,

судей Абдрахмановой Э.Я., Алексеенко О.В.,

при секретаре Щукине О.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению ребенка-инвалида медицинским изделием, взыскании убытков,

по апелляционному представлению Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан - Елизарова Д.С., апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан - Вайнбаума К.В. на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 02 ноября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Индан И.Я., судебная коллегия

установила:

Благовещенский межрайонный прокурор Республики Башкортостан, действуя в интересах ребенка-инвалида ФИО1, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению ребенка-инвалида медицинским изделием, взыскании убытков.

Просили обязать ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ предоставить ФИО1, дата года рождения, рецепты на бесплатное получение медицинских изделий - датчиков (сенсоров) для системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности; обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ее данными медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности; взыскать солидарно с ответчиков в пользу ФИО1 расходы на приобретение медицинских изделий в размере 49 390 руб.; решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 02 ноября 2022 года иск удовлетворен частично, постановлено: обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ФИО1, дата года рождения медицинскими изделиями - датчиками (сенсорами) для системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности; обязать ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ предоставить ФИО1 рецепты на медицинские изделия - датчики (сенсоры) для системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности; взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу законного представителя несовершеннолетней ФИО1 - Шамсутдиновой Ирины Ильшатовны понесенные расходы на приобретение медицинских изделий - датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы крови (флеш-мониторинг) в размере 8 980 руб. В остальной части исковых требований отказано.

В апелляционном представлении межрайоный прокурор просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности в части отказа в возмещении убытков в полном объеме. Взыскивая убытки, суд не учел наличие назначения системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы на момент приобретения законным представителем несовершеннолетнего ребенка-инвалида спорных датчиков.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Башкортостан - Вайнбаум К.В. просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Решение суда постановлено при неверной оценке представленных доказательств и ошибочных выводах о составе и использовании системы непрерывного мониторинга глюкозы. Указывает, что система непрерывного мониторинга гликемии не назначалась по жизненным показаниям, не включена в перечень медицинских изделий, предоставляемых на бесплатной основе, в связи с чем выводы суда не соответствуют нормам материального права. Возложение обязанности предоставить конкретное медизделие не отвечает условиям проведения закупок. Взыскивая убытки, суд не учел отсутствие вины Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в обеспечении спорым медизделием.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания. Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14, 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167, 327 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу требований ст. 327.1 ГПК Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельств дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В п. п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует в полной мере и подлежит отмене в части.

Как следует из материалов дела и установлено судом, несовершеннолетняя ФИО1, дата года рождения, является ребенком-инвалидом (л.д. 29).

Из протокола заседания врачебной комиссии ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ № 19 от 05 июля 2022 года установлено, что ФИО1 состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ с января 2022 года с диагнозом: .... Целевой гликированный гемоглобин менее 7 %; пациент получает постоянную заместительную инсулинотерапию; имеет социальный статус ребенок-инвалид. Учитывая лабильное течение заболевания, высокую вариабельность гликемии, периодические гипогликемии, возраст ребенка 5 лет, необходимо ФИО1 обеспечивать сенсорами для системы мониторинга глюкозы Free Style Libre.

Таким образом, ФИО1 страдает ..., в связи с чем врачебной комиссией ГБУЗ РБ Благоещенская ЦРБ дано заключение о необходимости обеспечения сенсорами для непрерывного мониторинга глюкозы.

В связи с необеспечением ребенка-инвалида медицинским изделием (датчиками для флеш мониторинга) FreeStyleLibre, законный мама несовершеннолетнего ребенка-инвалида Шамсутдинова И.И. обратилась с заявлением в прокуратуру о проведении проверки по необеспечению медицинскими изделиями ее несовершеннолетнего ребенка-инвалида (л.д. 11).

Удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь положениями ст. 7, 41, 72, 77 Конституции Российской Федерации, ст. 4, 9, 16, 19, 29, 37, 38, 43, 73, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Положением о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года № 310, Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, в котором в группе «категории заболеваний» поименован «диабет», Перечнем видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, Перечнем заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 1506, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 года № 1610, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов с Перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Башкортостан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2020 года № 805, Перечнем медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, Правилами поэтапного перехода медицинских организаций к помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с ч. 3, 4, 6 - 9 и 11 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2021 года № 1968, Перечнем социально значимых заболеваний и Перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715, Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р, Клиническими рекомендациями «Сахарный диабет 1 типа у детей», утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, Порядка назначения и выписывания медицинских изделий, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1181н, Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, утвержденного приказом Минздрава России от 16 мая 2019 года № 302н, исходил из того, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями, источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «Сахарный диабет 1 типа», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, к такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «Сахарный диабет 1 типа», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия, таким образом, представленными в материалах дела документами подтверждена нуждаемость ребенка-инвалида ФИО1 в системе непрерывного мониторинга глюкозы крови (флеш-мониторинг). Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению медицинскими изделиями лиц, страдающих сахарным диабетом. Действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарствами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выписанного лечащим врачом медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, при этом лечащий врач указанной медицинской организации определяет нуждаемость и объем необходимых больному медицинских изделий. Согласно данным клинически рекомендациям системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы (НМГ) измеряют глюкозу в интерстициальной жидкости непрерывно с частотой 5 - 15 мин. с помощью устанавливаемых подкожно датчиков (сенсоров); использование НМГ в реальном времени может быть полезным для пациентов с сахарным диабетом любого типа, получающих интенсифицированную инсулинотерапию (многократные инъекции инсулина или инсулиновая помпа), исходно проводящих самоконтроль гликемии с частотой не менее 4 раз в сутки, а также при нарушении распознавания гипогликемии. Отказом в обеспечении датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы, являющимися частью системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы, права ребенка-инвалида ФИО1 нарушены.

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела.

Проверяя доводы апелляционной жалобы в части указания на безосновательность выводов суда о возложении обязанности бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием, судебная коллегия учитывает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10 (Е10-Е14).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлениями Правительства Российской Федерации утверждаются Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в частности, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Республики Башкортостан постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 декабря 2021 года № 702 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Данная Республиканская программа, предусматривавшая предоставление гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы, высокотехнологичной медицинской помощи, действовала в период выявления у несовершеннолетней заболевания - сахарный диабет 1 типа.

Согласно ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Согласно п. 2 Порядка назначения и выписывания медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1181н, назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется: лечащим врачом медицинской организации; фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке.

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждены «Клинические рекомендации «Сахарный диабет 1 типа у детей», разделом 3.5 которых предусмотрена помповая инсулинотерапия, разделом 3.6 - непрерывное мониторирование глюкозы (НМГ), а в таблице 7 указаны системы непрерывного мониторирования глюкозы - система черескожного мониторинга уровня глюкозы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 269540), а также передатчик имплантируемой системы мониторинга уровня глюкозы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 332910).

В соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 июня 2012 года № 4н, включены системы мониторинга уровня глюкозы и сопутствующие изделия (п. 2.37).

Согласно клинически рекомендациям системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы (НМГ) измеряют глюкозу в интерстициальной жидкости непрерывно с частотой 5 - 15 мин. с помощью устанавливаемых подкожно датчиков (сенсоров); использование НМГ в реальном времени может быть полезным для пациентов с сахарным диабетом любого типа, получающих интенсифицированную инсулинотерапию (многократные инъекции инсулина), исходно проводящих самоконтроль гликемии с частотой не менее 4 раз в сутки, а также при нарушении распознавания гипогликемии.

Нуждаемость ребенка-инвалида ФИО1 в использовании системы непрерывного мониторинга глюкозы подтверждена выписным эпикризом от 03 февраля 2022 года (л.д. 34-35), назначением сторонних медицинских специалистов - рекомендация эндокринолога РДКБ от 25 апреля 2022 года (л.д. 36), а также решением врачебной комиссии ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ, проведенной на основании обращения матери ребенка-инвалида, от 05 июля 2022 года (л.д. 16).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно указал, что требование истца о предоставлении сенсоров мониторирования глюкозы за счет средств бюджета является обоснованными, с учетом индивидуальных особенностей ребенка (возраст ФИО1, дата года рождения, неспособность адекватно самостоятельно контролировать свое состояние, установленной высокой вариабельностью гликемии, частыми гипогликемиями, которые ребенок не ощущает), что отражено в меддокументации с указанием специалистов-эндокринологов о том, что ребенку требуется круглосуточный мониторинг уровня глюкозы.

Выявленные при госпитализации ФИО1, проходившей в период с 28 января 2022 года по 03 февраля 2022 года, неспособность самостоятельно контролировать свое состояние на фоне высокой вариабельности гликемии с частыми гипогликемиями, которые ребенок-инвалид не ощущает, обуславливала выводы, содержащиеся в разделе - рекомендации выписного эпикриза от 03 февраля 2022 года, о необходимости круглосуточного мониторинга уровня глюкозы для обеспечения возможности периодической коррекции подачи инсулина по уровню гликемии с целью снижения риска осложнения сахарного диабета.

Кроме того, на основании рекомендации выписного эпикриза от 03 февраля 2022 года положено диспансерное наблюдение и интенсифицированная инсулинотерапия: инсулин базальный - Гларгин, инсулин болюсный - Аспарт (л.д. 34-35).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, спорные медицинские изделия необходимы ФИО1 для корректного и своевременного применения жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов - инсулинотерапии.

Прием необходимых и важнейших лекарственных препаратов для инсулиновой терапии может привести к жизнеугрожающему состоянию ребенка-инвалида в отсутствие круглосуточного мониторинга гликемии, поскольку в анамнезе заболевания ФИО1 указана вариабельность глюкозы, ввиду чего был назначен такой мониторинг.

Отказ от предоставления датчиков непрерывного мониторинга глюкозы, мотивирован тем, что спорные сенсоры не входят в перечни устройств, предоставляемых бесплатно (л.д. 39-40).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит обосновании выводы суда первой инстанции о том, что датчик круглосуточного мониторинга гликемии, хотя и не включен в соответствующий перечень медицинских изделий, однако жизненно необходим ФИО1, в связи с чем ребенок должен обеспечиваться данным медизделием на бесплатной основе за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан о безосновательности взыскания убытков в связи с самостоятельным приобретением спорных изделий в отсутствии вины Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в необеспечении данным медицинским изделием.

Решением суда в пользу законного представителя с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан взысканы убытки за приобретение медицинского изделия по чеку от 13 июля 2022 года на сумму 8 980 руб.

При этом, судом не учтено, что расходы на приобретение спорных датчиков понесены после вынесения положительного решения врачебной комиссии от 05 июля 2022 года, кроме того, врач лечебного учреждения, сделав соответствующее назначение ребенку-инвалиду по результатам осмотра, не выписал рецепт по установленной форме на изделия медицинского назначения, лечебное учреждение не заявило данные о пациенте в сводную потребность на спорные изделия медицинского назначения.

Поскольку лечебное учреждение не поставило в известность Министерство здравоохранения Республики Башкортостан по вопросу включения спорного медицинского изделия в перечень медицинских изделий для обеспечения ребенка-инвалида - ФИО1, а также лечебное учреждение не заявляло о включении ребенка-инвалида в сводную потребность на обеспечение датчиком, а также не выписывало рецепты на данное изделие, только 29 июля 2022 года была направлена заявка № 2065 в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан на медицинское изделие, то суду следовало учесть отсутствие вины на стороне Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, и разрешить вопрос о возмещении убытков на приобретение медицинского изделия лечебным учреждением, не принявшем своевременно меры при выявлении потребности ребенка-инвалида в медицинском изделии.

Кроме того, заслуживают внимания доводы апелляционного представления прокурора о том, что, несмотря на обеспечение ФИО1 необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами для инсулиновой терапии, после получения 03 февраля 2022 года рекомендации на диспансерное наблюдение, инсулинотерапию и круглосуточный мониторинг уровня глюкозы, не обеспечивалась возможность адекватного использования необходимых и важнейших лекарственных препаратов для инсулиновой терапии.

Выводы суда о безосновательности требований о взыскании убытков в связи с самостоятельным приобретением спорных изделий в период до получения результатов врачебной комиссии от 05 июля 2022 года судебной коллегией законными быть признаны не могут.

В подтверждение расходов на приобретение медицинских изделий - датчиков FreestyleLibre законным представителем ребенка-инвалида ФИО1 - Шамсутдиновой И.И., представлены чеки от 10 февраля 2022 года на сумму 4 490 руб., 01 марта 2022 года - 4 490 руб., 24 марта 2022 года - 4 490 руб., 29 марта 2022 года - 8 980 руб., 19 апреля 2022 года - 8 980 руб., 27 мая 2022 года - 8 980 руб., 13 июля 2022 года - 8 980 руб. (л.д. 24-25, 74-79).

Расходы, подтвержденные чеками от 10 февраля 2022 года на сумму 4 490 руб., 01 марта 2022 года - 4 490 руб., 24 марта 2022 года - 4 490 руб., 29 марта 2022 года - 8 980 руб., 19 апреля 2022 года - 8 980 руб., 27 мая 2022 года - 8 980 руб., на сумму 40 410 руб., судом отклонены в качестве убытков.

Вместе с тем, суду следовало учесть, что законный представитель ребенка-инвалида - ФИО1, получив рекомендацию врача от 03 февраля 2022 года (л.д. 16), не получив от лечебного учреждения результатов врачебной комиссии, которая была созвана только по инициативе матери ребенка 05 июля 2022 года, а рецепт на сенсоры выдан только 27 июля 2022 года, в свою очередь рецепт был поставлен на отсроченной обслуживание (л.д. 18), после чего только 29 июля 2022 года была направлена заявка № 2065 в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан на медицинское изделие, со ссылкой на выводы врача-эндокринолога РДКБ от 25 апреля 2022 года (л.д. 17), самостоятельно приобретала датчики FreestyleLibre с 10 февраля 2022 года.

Расходы на приобретение спорных датчиков понесены после получения рекомендации врача в выписном эпикризе от 03 февраля 2022 года, а далее - после назначения врача-эндокринолога РДКБ от 25 апреля 2022 года.

Судом не учтено, что на основании рекомендации выписного эпикриза от 03 февраля 2022 года ребенку было положено диспансерное наблюдение.

С января 2022 года ФИО1 состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ с диагнозом: сахарный диабет 1 тип, целевой гликированный гемоглобин менее 7 %; пациент получает постоянную заместительную инсулинотерапию.

Однако врачебная комиссия ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ была созвана только по обращению матери ребенка на фоне бездействия лечебного учреждения.

Положительное решение врачебной комиссии ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ состоялось только 05 июля 2022 года.

ФИО1 была лишена возможности использовать предоставленное ей законодательством право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, вследствие чего ее законный представитель была вынуждена приобрести их за счет собственных средств.

Поскольку лечебное учреждение не разрешало вопрос о назначении врачебной комиссии, не выписывало рецепты на данное изделие до 05 июля 2022 года, то суду следовало разрешить вопрос о возмещении убытков на приобретение медицинского изделия лечебным учреждением, не принявшем своевременно меры при выявлении потребности ребенка-инвалида в спорном медицинском изделии.

При таком положении, Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 12 сентября 2022 года следует отменить в части взыскания с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Абдрахимовой Айгуль Альбертовны убытков - 35 920 руб.; в отмененной части принять по делу новое решение, которым взыскать с ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 4 г. Уфа в пользу Абдрахимовой А.А. убытки на приобретение медицинских изделий - 35 920 руб.

В остальной части оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 02 ноября 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании взыскания с ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ в пользу в пользу законного представителя ребенка-инвалида ФИО1 - Шамсутдиновой И.И. убытков в размере 40 410 руб., взыскания с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу законного представителя несовершеннолетней ФИО1 - Шамсутдиновой И.И. понесенных расходов на приобретение медицинских изделий - датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы крови (флеш-мониторинг) в размере 8 980 руб.

В отмененной части принять по делу новое решение.

Взыскать с ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ в пользу в пользу законного представителя ребенка-инвалида ФИО1 (СНИЛС №...) - Шамсутдиновой Ирины Ильшатовны убытки на приобретение медицинских изделий в размере 49 390 руб.

В остальной части решение того же суда оставить без изменения.

Председательствующий: Судьи: И.Я. ИнданЭ.Я. Абдрахманова О.В. Алексеенко

Справка: федеральный судья Гарипова Светлана Исмагильевна.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 13 июня 2023 года.

33-10461/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Благовещенская межрайонная прокуратура РБ
Шамсутдинова Адэлия Азатовна
Ответчики
министерство здравоохранения РБ
Министерство финансов РБ
ГБУ здравоохранения РБ Благовещенская ЦРБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Индан Ингрида Янисовна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
12.05.2023Передача дела судье
06.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2023Передано в экспедицию
06.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее