Дело № 2а-98/2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поселок Глушково «23» апреля 2018 года. Глушковский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Вензенко Н.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Глушковского района Курской области Борисова Н.А.,
при секретаре Буденной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Глушковского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Кульбакинский сельсовет» Глушковского района Курской области о признании бездействия администрации муниципального образования «Кульбакинский сельсовет» незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Глушковского района Курской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Кульбакинский сельсовет» Глушковского района Курской области, в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО «Кульбакинский сельсовет» Глушковского района Курской области, выразившиеся в непринятии мер по проведению межевания, постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными по адресу: <адрес> обязать административного ответчика в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения, указывая, что при проведении прокуратурой Глушковского района Курской области соблюдения органами местного самоуправления МО «Кульбакинский сельсовет» Глушковского района законодательства при организации похоронного дела и оказанию услуг по погребению умерших установлено, что на территории муниципального образования имеются открытые общественные кладбища, расположенные <адрес> и в нарушение ч.3 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ст.1 Закона Курской области от 23.08.2016 г. № 57-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения», ст. 131 ГК РФ, ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» администрацией Кульбакинского сельсовета мероприятия по межеванию, постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, занятые указанными открытыми общественными кладбищами до настоящего времени не проведены. Отсутствие определенных границ земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения, что в свою очередь может вызвать нарушение санитарных и экологических норм и правил и как следствие, возникновение чрезвычайных ситуаций в виде загрязнения окружающей среды и неблагоприятного воздействия на здоровье человека.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Глушковского района Курской области Борисов Н.А. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание не явился представитель административного ответчика глава администрации МО «Кульбакинский сельсовет», надлежащим образом уведомленный о дне, месте и времени слушания дела, согласно заявления административные исковые требования признал, просил рассмотреть в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав административного истца, суд приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 42 Конституции РФ,ч.1 ст.11 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч.3 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ст.1 Закона Курской области от 23.08.2016 г. № 57-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения», к вопросам местного значения сельских поселений относится, в том числе, и организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона РФ № 8-ФЗ от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п.5 ст.16 настоящего Федерального закона.
Согласно п.4, 5 ст.16 Федерального закона РФ № 8-ФЗ от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с п.3 и п.4 ст. 17 Федерального закона РФ № 8-ФЗ от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.06.2011 № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 2 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации( в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ.
В соответствии с п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть, в том числе следующее: систему дренажа; обвалку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подземных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на фукциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
В силу ст. 124-126 ГК РФ муниципальные образования являются самостоятельными участниками гражданских правоотношений и отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст.130 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Согласно ч.6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с ч.6 ст.1 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежит право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130,131,132, 133.1 и 164 ГК РФ.
Следовательно, право собственности на земельные участки, занятые открытыми общественными кладбищами, подлежат государственной регистрации, поскольку непринятие необходимых мер, направленных на регистрацию права собственности препятствует управлению и распоряжению данным имуществом, последующему финансированию и содержанию его в надлежащем состоянии.
Допущенные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения уполномоченными должностными лицами органа местного самоуправления МО «Кульбакинский сельсовет» Глушковского района Курской области своих обязанностей
Согласно п.3 ст. 3 Устава МО «Кульбакинский сельсовет» Глушковского района Курской области, к вопросам местного значения МО «Кульбакинский сельсовет» относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Кульбакинского сельсовета.
Как следует из акта проверки от 30.03.2018г., составленного помощником прокурора Борисовым Н.А., на территории муниципального образования имеются открытые общественные кладбища, расположенные в <адрес> однако, в нарушение ч.3 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ст.1 Закона Курской области от 23.08.2016 г. № 57-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения», ст. 131 ГК РФ, ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» администрацией Кульбакинского сельсовета мероприятия по межеванию, постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, занятые указанными открытыми общественными кладбищами до настоящего времени не проведены.
Данный факт также подтвержден сообщением администрации МО «Кульбакинский сельсовет» Глушковского района Курской области от 29.03.2018 г., сведениями Управления Росреестра от 20.03.2018 г., рапортом помощника прокурора Глушковского района Курской области от 30.03.2018г., и не отрицался главой администрации МО «Кульбакинский сельсовет» Минаковым В.В. в объяснении от 30.03.2018г.
Оценивая все доказательства по делу, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Глушковского района является обоснованным и подлежит удовлетворению, так как бездействие администрации МО «Кульбакинский сельсовет» Глушковского района, выразившееся в непринятии мер по проведению межевания, постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения, что ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц, так как может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций в виде загрязнения окружающей среды и неблагоприятного воздействия на здоровье человека.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Глушковского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Кульбакинский сельсовет» Глушковского района Курской области по непринятию мер по проведению межевания, постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными по адресу<адрес> незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Кульбакинский сельсовет» Глушковского района Курской области в срок в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести межевание, поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными по адресу: <адрес>
Решение может быть в апелляционном порядке обжаловано в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 24 апреля 2018 года.
Председательствующий судья: (подпись) Вензенко Н.В.