Решение по делу № 33а-13075/2021 от 11.10.2021

Судья Севрюков С.И. Дело № 33а-13075/2021

УИД 24RS0048-01-2021-008613-05

3.192

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 октября 2021 года город Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Сидоренко Е.А.,

судей Шавриной А.И., Данцевой Т.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Костиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шавриной А.И.

административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска к Поповой Олесе Мамедовне о взыскании обязательных платежей и санкций

по апелляционной жалобе представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска Ярлыковой В.В.

на решение Советского районного суда г. Красноярска от 19 августа 2021 года, которым постановлено:

«административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска к Поповой Олесе Мамедовне о взыскании обязательных платежей и санкций оставить без удовлетворения.

Меры предварительной защиты, принятые определением судьи Советского районного суда г. Красноярска от 03 июня 2021 года, в виде запрета совершения операций по счетам, открытым в банках на имя Поповой Олеси Мамедовны, <дата> года рождения, в переделах суммы исковых требований 128881,03 руб., - сохранить до вступления решения суда в законную силу».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ИФНС России по Советскому району г. Красноярска обратилась в суд к Поповой О.М. с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по земельному налогу за 2017 год в сумме 128763 рубля, пени – 118,03 рублей. Требования мотивированы тем, что Попова О.М. в 2017 году являлась собственником земельных участков. В установленные сроки должнику начислен вышеуказанный налог, административным истцом в адрес ответчика направлялись уведомление, требование об уплате налога, пеней, со сроком уплаты указанных в требовании сумм, которые до настоящего времени не исполнены, в связи с чем, начислены пени.

Судом постановлено вышеприведённое решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ИФНС России по Советскому району г. Красноярска Ярлыкова В.В. просит решение отменить, требования иска удовлетворить, так как судом неверно истолкованы нормы права. Ими направлено ответчику налоговое уведомление в пределах, установленных ст.52 НК РФ- налог исчислен не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления уведомления. Уведомление направлено 25.03.2020 года со сроком уплаты 29.05.2020 года, требование об уплате налога направлено в установленные законом сроки 04.06.2020 со сроком уплаты до 21.07.2020, то есть нарушений требований ст. 48, 70 НК РФ не допущено.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит судебное решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Попова О.М. в отчетный период являлась собственником земельных участков, в связи с чем в ее адрес налоговым органом 25.03.2020 было направлено налоговое уведомление №90943936 от 25.03.20120 об уплате земельного налога за 2017 год со сроком уплаты – 29.05.2020, а 04.06.2020 – требование № 22294 от 04.06.2020.

Отказывая в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что с заявлением о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2017 год налоговый орган обратился в суд общей юрисдикции лишь 01.12.2020, то есть с существенным пропуском процессуального срока, установленного ст. 48 НК РФ, который истек 17.10.2019, поскольку требование № 22924 должно было быть направлено в адрес Поповой О.М. не позднее 04.03.2019, а потому должно было быть исполнено ею не позднее 15.04.2019; более того, само требование № 22924 от 04.06.2020 направлено налогоплательщику с существенным пропуском установленного законом срока для его направления. Ходатайство о восстановлении срока административным истцом не заявлено.

Судебная коллегия, оценивая представленные доказательства по делу, не может согласиться с указанными выводами суда в виду следующего.

Так, из материалов дела следует, что Попова О.М. в 2017 являлась собственником земельных участков, в связи с чем административным истцом был произведен расчет земельного налога за 2017 год в размере 128763 рубля со сроком уплаты 29.05.2020, о чем направлено налоговое уведомление №90943936 от 25.03.2020. Из указанного следует, что налоговый орган, имея информацию о принадлежности налогоплательщику земельных участков, правомерно произвел расчет и начисление земельного налога за 2017 год. При этом ссылка суда на то, что с заявлением о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2017 год налоговый орган обратился в суд общей юрисдикции лишь 01.12.2020, то есть с существенным пропуском процессуального срока, установленного ст. 48 НК РФ, который истек 17.10.2019, поскольку требование № 22924 должно было быть направлено в адрес Поповой О.М. не позднее 04.03.2019, а потому должно было быть исполнено ею не позднее 15.04.2019, неправомерна, поскольку согласно положениям ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (ч.1). Таким образом, земельный налог за 2017 год предъявлен к уплате Поповой О.М. налоговым органом с соблюдением установленного законом срока, в связи с чем решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных налоговым органом требований подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований ИФНС России по Советскому району г.Красноярска.

Частью 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии с абз.3 ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как указано выше, в адрес Поповой О.М. были направлены налоговое уведомление и требование, которые оставлены административным ответчиком без исполнения.

В связи с тем, что Поповой О.М. задолженность по налогам так и не была оплачена, мировым судьей судебного участка №9 в Березовском районе Красноярского края 03.12.2020г. был вынесен судебный приказ о взыскании в пользу административного истца с административного ответчика задолженности по земельному налогу, который на основании определения мирового судьи того же судебного участка от 15.01.2021 был отменен.

В силу положений абз.3 ч. 2 ст. 48 НК РФ административный истец должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании с Поповой О.М. задолженности по транспортному налогу не позднее 21 января 2021 года, поскольку сумма задолженности по налогу за спорный период превысила 3000 рублей (срок исполнения требования – 21.07.2020 года + 6 месяцев). ИФНС России по Советскому району г.Красноярска обратилась к мировому судье за вынесением судебного приказа по взысканию спорной задолженности с соблюдением указанных сроков. Поскольку судебный приказ, вынесенный 03.12.2020, отменен 15.01.2021, с административным иском налоговый орган мог обратиться в суд не позднее 15.07.2021. Согласно штемпелю на почтовом конверте административный иск направлен налоговым органом в Советский районный суд г.Красноярска 07.06.2021, то есть с соблюдением установленных сроков. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что налоговый орган не утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по земельному налогу за 2017 год, в связи с чем, учитывая представленный налоговым органом расчет подлежащей взысканию недоимки, проверенный судебной коллегией и произведенный верно, полагает необходимым взыскать с Поповой О.М. в пользу ИФНС России по Советскому району г.Красноярска недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере 128763 рубля и пени в размере 118,03 рублей. А всего подлежит взысканию 128881, 03 руб.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь положениями п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости взыскания с Поповой О.М. в доход местного бюджета государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 3777, 62 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Красноярска от 19 августа 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить.

Взыскать с Поповой Олеси Мамедовны в пользу ИФНС России по Советскому району г.Красноярска недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере 128763 рубля и пени в размере 118 рублей 03 копейки. В всего взыскать 128881,03 рублей.

Взыскать с Поповой Олеси Мамедовны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3777, 62 рублей.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-13075/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
ИФНС России советского района Красноярска
Ответчики
Попова Олеся Мамедовна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Шаврина Алевтина Ивановна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
21.10.2021Судебное заседание
10.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2021Передано в экспедицию
21.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее