дело № 71-375/2021
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 8 апреля 2021 года жалобу защитника Устиновой Е.В. на постановление судьи Ирбитского районного суда Свердловской области от 12 февраля 2021 года № 5-5/2021, вынесенное в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива «Пригородное» (далее - СПК «Пригородное») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи СПК «Пригородное» признано виновным в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившимся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенном при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе защитник Устинова Е.В. просит изменить постановление судьи и снизить размер назначенного СПК «Пригородное» административного штрафа до 100000 рублей.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим изменению.
Частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Как усматривается из материалов дела, требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения СПК «Пригородное» не выполнены.
Так, на основании приказа главного государственного санитарного врача по г. Ирбит, Ирбитскому, Слободо-Туринскому, Тавдинскому, Таборинскому и Туринскому районам от 30 октября 2020 года <№> должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Ирбит, Ирбитском, Слободо-Туринском, Тавдинском, Таборинском и Туринском районах в период с 3 ноября 2020 года по 24 ноября 2020 года проведено эпидемиологическое расследование в отношении СПК «Пригородное», расположенного по адресу: Свердловская область, Ирбитский район, п. Спутник, в ходе которого выявлены нарушения п. 1 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», а именно:
- работниками предприятия не используются гигиенические (медицинские) маски, работники носят маски без закрывания носа;
- не организовано выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний перед началом работы и в течение рабочей смены. Не представлена документированная информация по проведению температурного контроля у заболевших сотрудников ( / / )3 (последняя рабочая смена 2 октября 2020 года) и ( / / )4 (последняя рабочая смена 16 октября 2020 года).
Указанные фактические обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе приказом о проведении эпидемиологического расследования от 30 октября 2020 года <№> (л.д. 26), актом эпидемиологического расследования от 24 ноября 2020 года № 579/2020-16 (л.д. 27-32), фотоматериалом (л.д. 33-34), информацией филиала «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Ирбит, Ирбитском, Слободо-Туринском, Тавдинском, Таборинском и Туринском районах» от 29 октября 2020 года <№> (л.д. 13), экстренными извещениями на случай инфекционных заболеваний в отношении работников СПК «Пригородное» (л.д. 14-15, 16-17), картами эпидемиологических обследований очагов инфекционного заболевания (л.д. 18-21, 22-25), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 26 ноября 2020 года в отношении СПК «Пригородное» (л.д. 6-12), объяснениями специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Ирбит, Ирбитском, Слободо-Туринском, Тавдинском, Таборинском и Туринском районах ( / / )5, данными при рассмотрении дела судьей районного суда.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 25 декабря 2020 года в отношении СПК «Пригородное» протокола об административном правонарушении, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4-5).
Оценив добытые доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о виновности СПК «Пригородное» в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившимся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенного при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а его действия правильно квалифицировал по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного кодекса.
Постановление судьи о привлечении СПК «Пригородное» к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, оснований для отмены постановления судьи не имеется.
Вместе с тем, постановление судьи подлежит изменению в части размера назначенного кооперативу административного наказания.
Назначая юридическому лицу административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи, судья не обсудил вопрос о возможности снижения размера штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией статьи.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
На основании ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 настоящего Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 настоящего Кодекса).
С учетом положений ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа для СПК «Пригородное» не может быть менее 100 000 рублей.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, устранение выявленных нарушений, а также учитывая материальное положение юридического лица, о чем представлены документы, судья приходит к выводу о возможности назначения СПК «Пригородное» наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но с соблюдением требований ч. 3.3 ст. 4.1 настоящего Кодекса.
Суд считает, что применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, суд считает, что снижение СПК «Пригородное» административного штрафа до 100 000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и обеспечит возможность предупреждения совершения новых правонарушений.
Поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, абз. 3 пп. 7 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации жалобы на постановления и решения по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются, приложенное к жалобе платежное поручение об уплате государственной пошлине подлежит возврату СПК «Пригородное» для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Ирбитского районного суда Свердловской области от 12 февраля 2021 года № 5-5/2021, вынесенное в отношении СПК «Пригородное» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизить размер назначенного СПК «Пригородное» административного штрафа до 100 000 рублей.
В остальном обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу защитника - удовлетворить.
Возвратить СПК «Пригородное» платежное поручение от 1 марта 2021 года № 357 об уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченной государственной пошлины.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда И.О. Григорьев