Дело № 2а – 276/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Сернур 22 октября 2021 года
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Макаровой Е.И., с участием заместителя прокурора Сернурского района Республики Марий Эл Кибардина В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сернурского района Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывая, что прокуратурой Сернурского района в ходе осуществления надзорной деятельности выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте <данные изъяты> информации о возможности приобретения табачной продукции в виде сосательного табака (снюса). Доступ к интернет-странице открыт для всех пользователей сети «Интернет», в том числе несовершеннолетних. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и приобрести сосательный табак (снюс) может любой интернет-пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует. Данный Интернет-ресурс содержит сведения, запрещенные на территории Российской Федерации, позволяет покупать запрещенную табачную продукцию и доставлять ее до потребителей. Статьей 14.53 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями. Посредством указанного сайта распространяется информация о возможности приобретения сосательного табака (снюса), запрет на распространение которого прямо установлен законом. Свободный доступ к данной информации может побуждать граждан, в том числе несовершеннолетних, к употреблению запрещенной на территории Российской Федерации табачной продукции и несет угрозу причинения вреда их здоровью. В ходе проверки посредством официального сайта аккредитованного регистратора имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.whois-service.ru установлено, что сведения о владельцах и администраторах страницы сайта <данные изъяты>, юридическом адресе отсутствуют. Признание информации, размещенной на сайте <данные изъяты> информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации, позволит внести указанную страницу сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет». На момент проверки данный указатель сайта в Едином реестре отсутствует. Просит признать информацию, размещенную на Интернет-сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций указывает, что в случае признания судом информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной на всей территории Российской Федерации, судебное решение следует направить в адрес территориального отдела в Республике Марий Эл Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу.
В судебном заседании прокурор Кибардин В.Н. административные исковые требования поддержал по изложенным в административном иске доводам, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1«О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает всуде иск в интересах пострадавших. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Пунктом 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 года № 575, предусмотрено, что оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Таким образом, оператор связи должен предоставлять пользователям отвечающие требованиям закона услуги, включая передачу информации в сети Интернет.
Положениями ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ) предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п.п. 3 и 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации, запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством РФ (далее - оператор реестра). Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством РФ (далее - оператор реестра). Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Частью 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года) среда обитания человека – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
На основании абз. 2 ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу абз. 3 ст. 10 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года) этот Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закон № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции граждане имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
Как указано в ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года, граждане обязаны: соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; заботиться о формировании у детей отрицательного отношения потребления табака или потреблению никотинсодержащей продукции, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
Частью 8 ст. 19 Федерального закона № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года запрещена оптовая и розничная торговля насваем, табаком сосательным (снюсом), пищевой никотинсодержащей продукцией, а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья.
Согласно п. 18 ч. 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцияю» табак сосательный (снюс) – вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов.
Частью 3 ст. 19 Федерального закона № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года предусмотрен запрет розничной торговли табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных ч. 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартныхиграх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за оптовую или розничную продажу насвая, табака сосательного (снюса) (ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ), и вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или никотинсодержащей продукции (ст. 6.23 КоАП РФ).
Судом установлено, что прокуратурой Сернурского районапроведена проверка, в ходе которой выявлен Интернет-сайт <данные изъяты>, на которой размещена информация о возможности приобретения сосательного табака (снюса). Данный вид табачной продукции запрещен на территории Российской Федерации и представляет опасность для здоровья людей. Указанный Интернет-ресурс находится в открытом доступе, в том числе для несовершеннолетних. Интернет-ресурс содержит в себе коммерческое предложение, адресованное неограниченному кругу лиц, о возможности приобретения сосательного табака (снюса). Для покупки снюса необходимо оформить заказ, указав контактные данные и способ доставки. В Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указанный сайт не включен.
Сервис whois-service.ru не содержит информацию о данных администратора доменного имени <данные изъяты>, а также иную информацию о данном доменном имени.
На момент рассмотрения дела указанный сайт действует и не внесен в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в результате чего запрещенная информация свободно распространяется, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Распространение информации о возможности приобретения сосательного табака (снюса), запрет на распространение которого прямо установлен законом, является фактором, способствующим совершению административных правонарушений, противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и побуждает неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетних, к употреблению запрещенной на территории Российской Федерации табачной продукции и несет угрозу причинения вреда их здоровью.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на странице сайта <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 188 Кодекса административного судопроизводства РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Учитывая, что предметом административного иска является признание информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Сернурского района Республики Марий Эл удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на странице сайта <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Копию решения направить в территориальный отдел в Республике Марий Эл Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу для включения Интернет-сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Д.Г. Попова
Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2021 года.