Дело №2а-808/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2020 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Хусаинова Р.Г., при секретаре судебного заседания Габбасовой Н.А., с участием помощника судьи Дмитриевой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Халилова Г.З. к Министерству просвещения Российской Федерации о признании незаконным действия,
УСТАНОВИЛ:
Халилов Г.З. обратился в суд с административным иском к Министерству просвещения Российской Федерации о признании незаконным действия.
В обоснование административного иска указано, что административный истец имеет высшее историческое образование и занимается поиском и распространением о подлинной истории Руси. Вместе с тем, административным ответчиком распространяется в общеобразовательных учреждениях заведомо недостоверная информация о монголо-татарском (монгольском) нашествии на Русь и 250-летнем татарском иге (ордынском иге), тем самым формируя в народе, начиная со школьной скамьи, принимать недостоверную информацию верной. В связи с чем, люди с недоверием относятся к правдивой информации, распространяемой административным истцом, и отвергают ее. Таким образом, действия административного ответчика создают препятствия административному истцу в распространении информации о подлинной Руси. В связи с чем, административный истец просит защитить право административного истца свободно распространять информацию по истории Руси, признав незаконными действия Минпросвещения РФ по распространению недостоверной информацию о монгольском нашествии на Русь в системе зависимости русских земель от ордынских ханов.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал, просит удовлетворить. Административный ответчик в лице представителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представив до рассмотрения дела отзыв на исковое заявление, указав, что Министерство рекомендует к изучению только те учебники, позиция, изложенная в которых получила положительные экспертные заключения научной историко-культурной экспертизы.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 года №884 (далее Положение), Министерство просвещения Российской Федерации осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере образования.
Одновременно Министерство обращает внимание, что в соответствии Положением Министерство реализует государственную политику в сфере образования посредством принятия различных актов нормативного и ненормативного характера.
Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, которая разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе федеральных государственных образовательной программы (ст.12, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).
Согласно ст.28 Федерального закона разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательных организаций.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (далее образовательные организации), разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
ФГОС включает в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему, условия реализации основных образовательных программ, в том числе кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия, результатам освоения основных образовательных программ (ст.11 Федерального закона).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее — приказ №1897) прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, которая согласно п.11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа №1997г. №1009, включает в себя, помимо прочего юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации, в том числе Конституции Российской Федерации. Следовательно, приказ №1897 соответствует законодательству Российской Федерации, в противном случае Министерство юстиции Российской Федерации отказало бы его в государственной регистрации (п.21 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007г. №88).
В соответствии с ч.4 ст.18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального, общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
- учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственных аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее — федеральный перечень учебников) (утвержден приказом Минпросвещения России от 28 декабря 2018г. №345);
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016г. №699).
Согласно п.3 Порядка в федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством просвещения Российской Федерации. В соответствии с Порядком учебники в обязательном порядке проходят научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную экспертизу.
Учебники Истории России проходят научную историко-культурную экспертизу на соответствии историко-культурному стандарту. Историко-культурный стандарт, разработанный Российским историческим обществом включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.
В соответствии с п.15 Порядка к каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников.
Таким образом, Министерство Просвещения Российской Федерации рекомендует к изучению только те учебники, в которых получила положительные экспертные заключения научной историко-культурной экспертизы.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд не усматривает нарушения законодательства со стороны Министерства Просвещения Российской Федерации.
Также суд считает необходимым отметить, что в соответствием с Определением от --.--.---- г. №---О Конституционный суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Халилова Г.З. на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.Принимая данный судебный акт, Конституционный суд Российской Федерации апеллировал к определению Верховного Суда Российской Федерации, который отказал в принятии административного искового заявления о признании недействующим приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Как указал Суд, данный акт не нарушает прав заявителя, поскольку он не является как лицом, получающим или получившим на основании данного стандарта основную образовательную программу, так и лицом, реализующим данную программу.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, суд не видит нарушений прав административного истца со стороны административного ответчика, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Халилова Г.З. к Министерству просвещения Российской Федерации о признании незаконными действия, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья: Хусаинов Р.Г.