Дело №2-1-137/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
посёлок Хомутово 17 июля 2018 года
Новодеревеньковский районный суд Орловской области в составе:
судья Конюхов В.Т., при секретаре судебного заседания Герасимовой Л.Г.,
с участием помощника Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Бибарсова И.Д.,
представителя ответчика - администрации посёлка Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области Макаровой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области о понуждении к совершению действий,
установил:
Новодеревеньковский межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленного искового требования указано, что проведённой Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой проверкой в деятельности городского поселения Хомутово выявлены нарушения законодательства в сфере охраны окружающей природной среды, а именно, несмотря на внесённое межрайонной прокуратурой 27 апреля 2018 года в адрес главы городского поселения Хомутово представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей природной среды, по состоянию на 19 июня 2018 года администрацией городского поселения Хомутово не приняты меры к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, в том числе сухих ветвей деревьев на улице Строительной в посёлке Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области. В соответствии с действующим законодательством в области охраны окружающей природной среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 22 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, межрайонный прокурор просил суд обязать орган местного самоуправления - администрацию
городского поселения Хомутово обеспечить ликвидацию несанкционированных свалок отходов производства и потребления на улице Строительной в посёлке Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании помощник Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Бибарсов И.Д. заявленное прокурором исковое требование поддержал, обосновывая иск изложенными в заявлении доводами, просил суд обязать администрацию городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на улице Строительной в посёлке Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области.
Представитель ответчика - администрации посёлка Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области Макарова Г.С., действующая на основании доверенности от 09 января 2018 года, по существу иска прокурора возражала, указав, что в бюджете городского поселения отсутствуют денежные средства для выполнения требования прокурора о ликвидации несанкционированной свалки на улице Строительной.
Выслушав помощника межрайонного прокурора, представителя ответчика и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу положений статьи 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также части 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации споры в областях земельных отношений и охраны окружающей среды рассматриваются в судебном порядке.
На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьями 8 и 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 22 Федеральный закон от 30 марта 1999 №52-ФЗ (в редакции от 18 апреля 2018 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора определены в действующем СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест», утверждённом Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года №4690-88 (далее по тексту - СанПиН 42-128-4690-88).
В соответствии с пунктами 2.2.1 и 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения, поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трёх суток, в тёплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населённом пункте периодичность удаления твёрдых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Для сбора твёрдых бытовых отходов в благоустроенном жилищном фонде следует применять стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введён Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст), если лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Статьёй 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения поселения, одним из которых является участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 20 статьи 5 Устава муниципального образования «городское поселение Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области» к вопросам местного значения городского поселения, помимо прочего, относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой в адрес главы городского поселения Овчинникова С.К. 27 апреля 2018 года вносилось представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей природной среды (л.д.12).
Однако, администрацией городского поселения Хомутово указанные нарушения до настоящего времени в полном объёме не устранены. Доказательств, опровергающих доводы прокурора, представителем ответчика суду не представлено.
На фототаблицах, приложенных к исковому заявлению прокурора, зафиксирована несанкционированная свалка отходов производства и потребления на улице Строительной в посёлке Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области (л.д.6-11).
Представитель ответчика Макарова Г.С. наличие свалки отходов потребления на улице Строительной в посёлке Хомутово не отрицала, ссылаясь на отсутствие денежных средств, необходимых для её устранения.
Однако, по мнению суда, наличие либо отсутствие финансовых средств у ответчика, необходимых для исполнения законных требований прокурора, не имеет правового значения для принятия решения по данному иску.
Частью 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что на основании решения суда вред окружающей среде, причинённый нарушением в области охраны окружающей среды, может быть возмещён посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счёт его средств. Аналогичное положение содержится в части 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку в судебном заседании установлен факт неисполнения органом местного самоуправления своих обязанностей в области организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства территории улицы, чем нарушаются права неопределённого круга лиц на благоприятную природную среду, суд находит исковое требование прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Макаренко Т.М. удовлетворить.
Обязать орган местного самоуправления - администрацию городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления на улице Строительной в посёлке Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в гражданскую коллегию Орловского областного суда через Новодеревеньковский районный суд Орловской области в посёлке Хомутово в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья В.Т. Конюхов.