Дело №2-1888/2024
34RS0004-01-2024-002039-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации (России)
Красноармейский районный суд города Волгограда
в составе председательствующего судьи Рассказовой О.Я.,
при секретаре Серегиной П.В.,
с участием истца Лозовой С.А., ответчика Мальковой О.И., представителя ответчика Ракина И.В., помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Кузьмина И.В.
23 июля 2024 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лозовой ФИО14 к Мальковой ФИО13 о компенсации морального вреда.
установил:
Лозовая С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Мальковой О.И. о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указала, что 18 апреля 2023 г. ответчик Малькова О.И. пришла на территорию земельного участка истца, где в ходе конфликта на бытовой почве из личных неприязненных отношений левой рукой схватила истца за волосы, а правой рукой нанесла истцу несколько ударов по голове и лицу, вырвала прядь волос и ударом кулака правой руки на лице истца Лозовой С.А. разбила очки.
Своими действиями Малькова О.И. причинила истцу телесные повреждения в виде подкожных гематом (кровоподтеков) в области затылка, височной области справа, ссадин лба и переносицы, квалифицированные судебно-медицинским экспертом как не причинившие вреда здоровью.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 98 Красноармейского судебного района г. Волгограда Волгоградской области от 07 марта 2024 г. ответчик Малькова О.И. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ.
В результате противоправных действий ответчика Мальковой О.И. истцу Лозовой С.А. был причинен моральный вред, заключающийся в физических и нравственных страданиях перенесенных истцом, физической боли, страха, физиологическим и психологическим дискомфортом.
В течении нескольких дней в связи с имеющимися гематомами на лице истец была вынуждена заниматься лечением полученных травм, не могла выходить на улицу, испытывала головокружение, головную боль и боль в области мягких тканей лица, была лишена возможности вести привычный образ жизни, работать, заботиться о своей семье.
В период получения побоев на иждивении истца находились <данные изъяты> ФИО15 в отношении которых истец единолично осуществляла родительские и опекунские обязанности. В связи с наличием гематом и ссадин истец не могла в течении нескольких дней посещать детские учреждения, ходить с детьми на прогулки, совершать необходимые покупки.
На основании изложенного истец Лозовая С.А. просит взыскать с Мальковой О.И. денежную компенсацию морального вреда в размере 70 000 руб.
В судебном заседании истец Лозовая С.А. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик Малкова О.И. и её представитель Ракин И.В. возражали против удовлетворения заявленных требований в полном объёме, также ссылались на возраст, состояние здоровья и материальное положение ответчика.
Выслушав стороны, заключение помощника прокурора Красноармейского района Волгограда Кузьмина И.В., полагавшего, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению в соответствии с принципом соразмерности и разумности, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В силу п. 2 статьи 151 названного кодекса, нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со статьями 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с 12 названного Постановления обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 ГК РФ).
Судом установлено, что 18 апреля 2023 г. ответчик Малькова О.И. находясь, на земельном участке № <адрес> в Красноармейском районе г. Волгограда, в ходе конфликта с истцом Лозовой С.А. нанесла последней несколько ударов в область лица, чем причинила ей физическую боль и телесные повреждения в виде подкожных гематом (кровоподтеки) в области затылка, височной области справа (без указания размера, формы, цвета и т.д.), ссадин лба переносицы (без указания размера, корочки, формы и т.д.), которые квалифицируются как не причинившие вреда здоровью.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 98 Красноармейского судебного района г. Волгограда Волгоградской области от 07 марта 2024 г. ответчик Малькова О.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ и ответчику назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
В результате противоправных действий ответчика Мальковой О.И., истцу Лозовой С.А. был причинен моральный вред, заключающийся в физических и нравственных страданиях перенесенных истцом, физической боли, появлении чувства страха, физиологического и психологического дискомфорта.
В течении нескольких дней в связи с имеющимися гематомами на лице истец была вынуждена заниматься лечением полученных травм, не могла выходить на улицу, испытывала головокружение, головную боль и боль в области мягких тканей лица, была лишена возможности вести привычный образ жизни, работать, заботиться о своей семье.
Учитывая установленные судом обстоятельства причинения ответчиком Мальковой О.И. истцу Лозовой С.А. вреда здоровью и нравственных страданий, суд считает исковые требования о возмещении компенсации морального вреда обоснованными.
Пунктом 24 Постановления № 33 от 15.11.2022г. предусмотрено, что по общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 ГК РФ).
Согласно пункта 25 вышеуказанного постановления, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
Пунктом 26 постановления установлено, что, определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни (п. 27 Постановления).
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
При определении размера компенсации морального вреда суд руководствуется положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание характер и тяжесть причиненных истцу Лозовой С.А. физических и нравственных страданий, а также степень вины ответчика Мальковой О.И. в совершенном деянии, пожилой возраст, состояние здоровья и материальное положение ответчика, и оценивает данную компенсацию с учетом принципа разумности и справедливости в размере 20 000 рублей.
Определенный в такой сумме размер компенсации морального вреда согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности (ст. ст. 21 и 53 Конституции Российской Федерации), а также с принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение лицо, ответственное за возмещение вреда.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая, что исковые требования частично удовлетворены судом, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь изложенным и ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
исковое заявление Лозовой ФИО16 к Мальковой ФИО17 о компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Мальковой ФИО18 (<данные изъяты>) в пользу Лозовой ФИО19 (<данные изъяты>) денежную компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Лозовой ФИО20 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29 июля 2024 года.
Председательствующий: О.Я. Рассказова