УИД: 04RS0021-01-2024-002382-16
2-1327/2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
дело № 33-3086/2024
Судья Цыбикдоржиева Т.В.
Поступило 20 августа 2024 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 18 сентября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Базарова В.Н.,
судей коллегии Богомазовой Е.А., Семеновой А.Ю.,
при секретаре Мункуевой Т.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского район г.Улан-Удэ в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Администрации г.Улан-Удэ, Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, обязании принять меры по организации деятельности по накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО,
по апелляционной жалобе представителя Администрации г.Улан-Удэ Буянтуевой А.Б. на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 3 июля 2024 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Улан-Удэ (ИНН ...) в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенных на следующих земельных участках:
1) Земельный участок площадью около ... кв.м. в границах кадастрового квартала ...
№ точки | Система координат ... | |
... | ... | |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... |
2) Земельный участок площадью около ... кв.м. в границах кадастрового квартала ...
№ точки | Система координат ... | |
... | ... | |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... |
3) Земельный участок площадью около ... кв.м. в границах кадастрового квартала ...
№ точки | Система координат ... | |
... | ... | |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... |
4) Земельный участок площадью ... кв.м. в границах кадастрового квартала ...
№ точки | Система координат ... | |
... | ... | |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... |
5) Земельный участок площадью около ... кв.м. в границах кадастрового квартала ...
№ точки | Система координат ... | |
... | ... | |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... |
6) Земельный участок площадью около ... кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером ...
№ точки | Система координат ... | |
... | ... | |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... |
В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ИНН ...), Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (ИНН ...) о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов отказать.
Заслушав доклад судьи Базарова В.Н., выслушав пояснения прокурора Денисовой Н.В., представителя Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия Елбаскиной А.Э., представителя Правительства Республики Бурятия Романовой О.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском ( с учетом уточнения исковых требований), прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц просил возложить на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обязанность в течении шести месяцев со дня вступлению решения в законную силу обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках:
1.1) Земельный участок (GPS координаты N ...") площадью около ... кв.м.:
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
1.2) Земельный участок (GPS координаты ...) площадью около ... кв.м.:
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
1.3) Земельный участок (GPS координаты N ... площадью около ... кв.м.:
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
1.4) Земельный участок (GPS координаты N ...) площадью около ... кв.м.:
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
1.5) Земельный участок (GPS координаты N ...) площадью около ... кв.м.:
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
1.6) Земельный участок (GPS координаты N ...) площадью около ... кв.м.:
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах земельного участка с кадастровым номером ... (уточненная площадь);
Обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенных на вышеуказанных земельных участках.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района с привлечением специалиста Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, выявлены несанкционированные свалки, расположенные на вышеуказанных земельных участках. Территории, ан которых расположены выявленные несанкционированные свалки, не выделены в виде отдельных земельных участков, имеющих индивидуально-определенные характеристики, на кадастровом учете в качестве индивидуально-определенного объекта не значатся, следовательно, права на них не разграничены и земли находятся в введении органов местного самоуправления. Таким образом, непринятие надлежащих мер по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением пожаров, распространением инфекционных заболеваний, загрязнением почвы и атмосферного воздуха, созданию благоприятных условий для размножения бездомных собак и представляет собой угрозу для населения.
Определениями суда привлечены третьими лицами - Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, МТУ «Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, Правительство Республики Бурятия Министерство финансов России.
В судебном заседании помощник прокурора Баторов Э.Б. и представитель третьего лица Бурприроднадзора по доверенности Павлов И.А. поддержали исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Буянтуева А.Б. с исковыми требованиями не согласилась.
В судебном заседании представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия по доверенности Романова О.С. с исковыми требованиями также не согласились.
В судебное заседание не явились представители Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства финансов Республики Бурятия, Министерства финансов РФ, МТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, надлежаще извещены.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Улан-Удэ Буянтуева А.Б. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии РФ и Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления не наделены законодательно полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок, а том числе на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В ходе судебного следствия установлено и сторонами не оспаривалось, что подлежащие ликвидации несанкционированные свалки расположены на землях неразграниченной собственности, при этом не доказан факт их возникновения вследствие умышленных действий органа местного самоуправления. Суд неверно применил нормы материального права, а также неверно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, поскольку на основании действующего законодательства с учетом правовой позиции Конституционного суда РФ в области обращения с твердыми коммунальными отходами обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на все органы исполнительной власти. Предоставляемые в соответствии с лимитами бюджетных ассигнований субсидии на ликвидацию несанкционированных свалок в рамках действующей Государственной программы «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» не соответствуют реальной потребности в финансировании. Администрация г. Улан-Удэ, начиная с 2022 г., делает все возможное для получения субсидии на ликвидацию несанкционированных свалок по решениям судов, переписка с Минприроды Республики Бурятия, подтверждающая это, в материалы дела была также приобщена. Ликвидация несанкционированных мест размещения отходов на землях неразграниченной собственности к вопросам местного значения городского округа «город Улан-Удэ» не относится, указанная обязанность вытекает из требований ст.ст. 13,42 Земельного кодекса РФ, Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в РФ». Возложение на органы местного самоуправления безусловной обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, чей собственник неизвестен, землях, государственная собственность на которые не разграничена, повлечет нарушение принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения бюджета, а также нарушение принципа единства системы публичной власти, а также прав граждан на осуществление местного самоуправления и на благоприятную окружающую среду.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия Елбаскина А.П. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Денисова Н.В., представители Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия Елбаскина А.Э., Правительства Республики Бурятия Романова О.С. полагали, что решение суда первой инстанции вынесено законно и обоснованно.
Другие участники процесса, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела не явились, извещены были надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. При этом суд исходит из того, что участникам процесса известно о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, а в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
По смыслу приведенной нормы права в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района г.Улан-Удэ выявлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках в Октябрьском районе города.
Так, согласно справки Управления Росреестра по Республики Бурятия о результатах геодезической съемки от ... следует, что съемка местоположения свалки проводилась спутниковыми геодезическими GNSS-приемниками Hiper SR (свидетельство о поверке № ... от ... Leica GR10 (свидетельство о поверке № ... от ...) по границам свалки. По результатам съемки установлены координаты земельных участков, на которых расположены свалки:
Свалка ... ( <...>)
№ точки | Система координат ... | |
... | ... | |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... |
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
2) Свалка ...(<...>)
№ точки | Система координат ... | |
... | ... | |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... |
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
3) свалка ... (<...>)
№ точки | Система координат ... | |
... | ... | |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... |
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
4) свалка ... (<...>)
№ точки | Система координат ... | |
... | ... | |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... |
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
5) свалка ... (<...>)
№ точки | Система координат ... | |
... | ||
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... |
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
6) свалка ... (<...>)
№ точки | Система координат ... | |
... | ... | |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... |
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах земельного участка с кадастровым номером ... (уточненная площадь);
Наличие данных свалок подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами.
Также суду представлены свидетельство о поверке средств измерений, проведенных Управлением Росреестра РБ.
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственников отходов, расположенных на указанных выше земельных участках.
Разрешая спор, суд, исходя из того, что Администрацией города не предпринято должных мер по ликвидации спорных несанкционированных свалок, что свидетельствует о несоблюдении ими требований действующего законодательства, что в свою очередь создает неблагоприятную экологическую обстановку, представляющую опасность для здоровья неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их законными, основанными на правильном применении и толковании норм действующего законодательства.
Выводы суда подробно и убедительно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Проверяя довод стороны истца о возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обязанность обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, суд исходит следующего.
Пунктом 1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 27-П признаны положения статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133, в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:
на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;
на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Пунктом 2 Постановления определено, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.
Конституционным Судом Российской Федераций установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Суду не представлены доказательства времени (периодов) образования вышеуказанных несанкционированных мест размещения (свалок) отходов. Как видно из материалов дела данные свалки были обнаружены в октябре 2023года и до настоящего времени свалки увеличиваются.
Механизм определения объема финансирования законодательно не установлен, в связи с чем, объем необходимого финансирования до начал ликвидации несанкционированных свалок, принимая во внимание и то обстоятельство, что они продолжают увеличиваться и пополняться, невозможно определить, суд не усматривает оснований для возложения на Минприроды РФ и Минприроды РБ соответствующих обязанностей, учитывая длительность образования свалок-ввиду бездействия органов местного самоуправления по их ликвидации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2022 № 1370 утверждены Правила разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», субъекта Российской Федерации (далее – Правила №1370).
Данные Правила №1370 устанавливают порядок разработки и согласования плана мероприятий субъекта Российской Федерации по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия -иных мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (далее - иные мероприятия), финансирование которых планируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, поступивших от платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, административных штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, от платежей, уплачиваемых при (добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований (далее - план мероприятий), а также состав такого плана и требования к его содержанию.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность за счет поступающих в бюджет субъекта и местный бюджет экологических платежей включить в план мероприятий ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, в случае, если такие средства не были задействованы на мероприятия по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта РФ ( муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде.
На территории республики Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2013 № 261 (ред. от 16.01.2024) утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».
Целью программы является, в том числе, ликвидация несанкционированных свалок в границах городов, наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
Данной программой установлены Порядки предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам в рамках Программы, в том числе объектов размещения твердых коммунальных отходов, на выполнение расходных обязательств муниципальных образований на обустройство объектов размещения твердых коммунальных отходов, на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда.
Так, Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда приведен в приложении N 4 к настоящей Программе.
Согласно п. 2 названного Порядка субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, возникающим при реализации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок по решению суда.
Из п. 3 Порядка установлено, что условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие правовых актов муниципального образования, утверждающих мероприятия, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;
б) заключение соглашения о предоставлении из республиканского бюджета субсидии бюджету муниципального образования в Республике Бурятия в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств;
в) решение суда о ликвидации несанкционированной свалки;
г) результаты замеров маркшейдерской съемки с определением объемов отходов и площади.
Согласно п.6 Порядка определяется размер субсидии муниципальным образованиям для проведения мероприятий, связанных с содержанием объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования.
Субсидии предоставляются Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (далее - Министерство), являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и в соответствии с установленным законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период распределением субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда. ( п.7 Порядка)
Таким образом, региональным законодателем определена процедура софинансирования посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям, объем финансирования на указанные мероприятия, в связи с чем, не недопустимо возложение обязанности на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации указанных в иске мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Довод представителя администрации о том, что субсидия им не предоставляется, судом не принимается, поскольку таковых доказательств не представлено. Имеющаяся рабочая переписка доказывает неполное оформление администрацией документов для получения такой субсидии.
Принимая во внимание, что соответствующие изменения с учетом нормативного толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, в правовое регулирование в настоящее время не внесены, Администрация г.Улан-Удэ не лишена права в случае полного исполнения за счет бюджета муниципального образования после вынесения настоящего судебного решения на возмещение части расходов, фактически понесенных им на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора) из федерального бюджета либо из бюджета субъекта Российской Федерации.
Прокурор обращается с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, так как захламление земель твердыми коммунальными отходами способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия от негативного воздействия.
Доводы апелляционной жалобы направлены на повторное изложение своей позиции по делу, и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, но не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 3 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через районный суд.
Председательствующий
Судьи