Решение по делу № 33-3450/2021 от 27.05.2021

                                     БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

31RS0022-01-2020-001769-93                                                  33-3450/2021

                                     АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«06» июля 2021 года                                                               г.Белгород

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

- председательствующего      Переверзевой Ю.А.,

- судей                                      Фурмановой Л.Г., Тертышниковой С.Ф.,

- при секретаре                        Съединой М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капустина Александра Николаевича к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконными действий конкурсной комиссии при проведении конкурсных процедур и отмене результатов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, об обязании образовать конкурсную комиссию для проведения конкурса по замещению вакантных должностей государственной гражданской службы и проведении повторного конкурса

по апелляционной жалобе Капустина Александра Николаевича

на решение Октябрьского районного суда г.Белгорода от 10 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Фурмановой Л.Г., изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Капустина А.Н., представителей ответчика - Щеголевой О.Ю., Мочаловой А.В., судебная коллегия,

                          у с т а н о в и л а:

приказом руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования                № 145 от 21.11.2019 г. было объявлено проведение в период с 29.11.2019 г. по 19.12.2019 г. 1-го этапа конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, в том числе вакантных должностей                   в отделе государственного экологического надзора Белгородской области - одной единицы начальника отдела, одной единицы специалиста-эксперта                     и двух единиц главного специалиста.

17.12.2019 г. Капустиным А.Н было подано заявление на участие в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы начальника отдела государственного экологического надзора по Белгородской области.

На основании приказа руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 181 от 20.12.2019 г. была создана конкурсная комиссия Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора и утвержден состав комиссии для проведения второго этапа конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы.

По результатам первого этапа конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы 15.01.2020 г. состоялся второй этап конкурса, в котором на замещение вакантной должности начальника отдела государственного экологического надзора по Белгородской области принимали участие три претендента - истец                       Капустин А.Н., гр.Верескун П.Н. и гр.Василин Р.И.

По итогам конкурса на вакантную должность начальника отдела государственного экологического надзора по Белгородской области приказом № 4-к от 20.01.2020 г. принят Верескун П.Н.

Дело инициировано иском Капустина А.Н., который с учетом заявления в порядке ст.39 ГПК РФ об уточнении требований (том 2 л.д.104-106), просил суд признать незаконными: - действия конкурсной комиссии при проведении конкурсных процедур - проведение первого этапа конкурса в период с 29.11.2019 г. по 19.12.2019 г. на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Росприроднадзора»; - действия конкурсной комиссии, при проведении конкурсных процедур - проведение второго этапа конкурса - 15.01.2020 г. на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Росприроднадзора»; - решение конкурсной комиссии по итогам проведения индивидуального собеседования в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования                     от 15.01.2020 г. на замещение вакантной должности начальника отдела государственного экологического надзора по Белгородской области;                          - решение конкурсной комиссии по итогам тестирования в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования                от 15.01.2020 г. на замещение вакантной должности начальника отдела государственного экологического надзора по Белгородской области;                           - протокол заседания конкурсной комиссии по результатам конкурса на замещение вакантных должностей государственного органа Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.01.2020 г.; - обязать ответчика образовать конкурсную комиссию для проведения конкурса по замещению вакантных должностей государственной гражданской службы и провести повторный конкурс в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на должность начальника отдела государственного отдела государственного экологического надзора по Белгородской области учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал на следующие, допущенные при проведении конкурса нарушения: - проведение первого этапа конкурса осуществлялось до издания приказа № 181 от 30.12.2019 г.                  «О создании конкурсной комиссии управления» (конкурсная комиссия создана в Управлении после проведения первого этапа оспариваемого конкурса); - в нарушение требований п.17 Указа Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» при проведении конкурса не присутствовали представители общественных советов, конкурсная комиссия была не в полном составе, а также в составе комиссии не принимали участие независимые эксперты, в работе конкурсной комиссии принимали участие Перегудов В.И. и Кустова Е.В., которые не входят в состав членов комиссии; - ответчиком нарушены требований «Единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации                      от 31.03.2018 г. № 397, а в частности: - в нарушение требований п.23 Единой методики на заседании комиссии присутствовал Шумов Е.М., который не является членом конкурсной комиссии, - в нарушение требований п.24 Единой методики не велась видео- и (или) аудиозапись либо стенограмма проведения соответствующих конкурсных процедур, - в нарушение требований п.14 Единой методики участники конкурса находились в неравных условиях - в разных кабинетах, какое программное обеспечение было установлено на их компьютерах и какие задания и тесты они выполняли неизвестно; - в нарушение п.32 Единой методики после проведения конкурса он, как претендент, который набрал более 50% от максимального балла, не был включен в кадровый резерв на замещение вакантной должности государственной гражданской службы; - в нарушение п.20 Инструкции по проведению в государственном органе тестирования в целях определения соответствия гражданина Российской Федерации базовым квалифицированным требованиям, участники конкурса были рассредоточены по разным кабинетам и судить об объективности действий при прохождении тестирования конкурсантами не представлялось возможным; - в нарушение требований п.10 ст.70 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ                        «О государственной гражданской службе Российской Федерации» комиссия не рассмотрела служебный спор по его жалобе в течение десяти календарных дней. Так, на вышеуказанные нарушения при проведении конкурса им посредством электронной почты 11.02.2020 г. в адрес «Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» была направлена жалоба, однако ответ Управления был получен им только 05.04.2020 г. При этом ответа комиссии по рассмотрению индивидуальных служебных споров не поступило. Кроме того, при проведении конкурса отсутствовал один конкурсный бюллетень, при оформлении результатов конкурса приняты два решения вместо одного, отсутствовал кворум конкурсной комиссии - в конкурсе вместо 11 членов комиссии участвовало пять членов комиссии.

Решением Октябрьского районного суда г.Белгорода от 10.02.2021 г. в удовлетворении заявленных Капустиным А.И. исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Капустин А.Н. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции ввиду неправильного определения судом, имеющих юридическое значение для дела, обстоятельств, несоответствия выводов суда установленным по делу обстоятельствам и неправильного применения норм материального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.               В обоснование апелляционной жалобы изложены доводы, аналогичные тем, которые приводились в обоснование иска. В дополнение приведены доводы о допущенных судом при рассмотрении дела нарушений требований процессуального закона, а именно: - необоснованное отклонение заявленных им ходатайств об истребовании дополнительных доказательств, вызове свидетелей, назначении экспертизы, - необоснованное отложение рассмотрения дела, - неразъяснение права на окончание спора посредством заключения мирового соглашения.

В судебное заседание не явились третьи лица по делу Верескун П.Н., Василин Р.И., которые о дате, месте и времени слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Направленные в адрес указанных лиц посредством почтовой связи судебные извещения возвращены в адрес отправителя с отметкой об истечении срока хранения, что в силу абз.2 п.1 ст.165.1 ГК РФ, ч.2 ст.117 ГПК РФ признается надлежащим извещением стороны о времени и месте рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах, учитывая положения ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц по делу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Капустин А.Н. полностью поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнений не имел.

       Представители ответчика - Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Щеголева О.Ю., Мочалова А.В. указали на необоснованность доводов апелляционной жалобы истца по приведенным в письменных возражениях основаниям.

Проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия, приходит к следующим выводам.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ), Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 112 (далее по тексту - Положение о конкурсе), пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения конкурсной комиссии, поскольку нарушений процедуры проведения конкурса установлено не было, фактов, свидетельствующих                                          о дискриминации истца, ущемления его прав по сравнению с другими конкурсантами, не установлено.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В силу п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

Статья 3 ТК РФ предоставляет каждому гражданину равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 27.07.2004 г.                        № 79-ФЗ поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено названной статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Согласно ч.7 ст.22 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

Частью 12 ст.22 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ предусмотрено, что положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах определяются Положением                                  о конкурсе от 01.02.2005 г. № 112.

Положением о конкурсе определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах. Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе (п.1 Положения о конкурсе).

Согласно п.2 Положения о конкурсе, конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со ст.22 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» может быть произведено на конкурсной основе.

В силу п.5 Положения о конкурсе право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе. Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

На основании п.6 Положения о конкурсе, конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе,                          а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, квалификационные требования для замещения этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с п.7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя (п.8 Положения о конкурсе).

Согласно п.12 Положения о конкурсе, решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Второй этап конкурса проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе, а в случае оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, срок проведения второго этапа конкурса определяется представителем нанимателя.

Государственный орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала второго этапа конкурса размещает на своем официальном сайте и официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет» информацию о дате, месте и времени его проведения, список граждан (гражданских служащих), допущенных к участию в конкурсе (далее - кандидаты), и направляет кандидатам соответствующие сообщения в письменной форме, при этом кандидатам, которые представили документы для участия в конкурсе в электронном виде, - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием указанной информационной системы (п.14 Положения о конкурсе).

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В п.7 Положения о конкурсе указан перечень документов, подлежащих представлению.

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа (п.16 Положения о конкурсе).

Требования к составу конкурсной комиссии установлены п.17 Положения о конкурсе, которым установлено, что в состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), а также включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с положениями п.п.17.1, 17.2 настоящего Положения независимые эксперты - представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и государственной гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со ст.20 Федерального закона от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» образован общественный совет, а также конкурсной комиссии в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, названными в абзаце первом настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Представители общественных советов при государственных органах, включаемые в состав конкурсных комиссий по запросам руководителей государственных органов, определяются решениями соответствующих общественных советов.

Аналогичное положение предусмотрено ч.8 ст.22 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.

Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы (п.18 Положения                           о конкурсе).

В соответствии с п.19 Положения о конкурсе, конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям для замещения этой должности.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

В соответствии с п.20 Положения о конкурсе, заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования открылось несколько вакантных должностей, в том числе четыре должности в отделе государственного экологического надзора по Белгородской области:                              - должность начальника отдела, - две единицы должности главного специалиста-эксперта и должность специалиста-эксперта.

Учитывая, что указанные должности относятся к старшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории, то в силу ст.22 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ подлежат замещению на конкурсной основе, руководителем Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 21.11.2019 г. издан приказ за № 145 «О проведении конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Росприроднадзора», которым установлено в период с 29.11.2019 г. по 19.12.2019 г. провести первый этап конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы (том 1 л.д.53-55).

17.12.2019 г. истец подал заявление об участии в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы начальника отдела государственного экологического надзора по Белгородской области (том 1 л.д.22).

На дату издания указанного приказа действовал состав конкурсной комиссии и Положение о конкурсной комиссии по оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантных должностей, утвержденных приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области № 184 от 30.10.2006 г. «Об образовании конкурсной комиссии» (том 2 л.д.167-170).

14.10.2019 г. управление Росприроднадзора по Белгородской области прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Как верно отмечено судом первой инстанции, прекращение деятельности управление Росприроднадзора по Белгородской области путем реорганизации в форме присоединения в силу п.2 ст.58 ГК РФ свидетельствует о переходе к ответчику прав и обязанностей присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В связи с чем, ранее изданный Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области приказ № 184 от 30.10.2006 г. «Об образовании конкурсной комиссии» сохранял свое действие.

На первом этапе конкурса конкурсная комиссия оценивает результаты проверки полноты и достоверности сведений, представленных кандидатами, а также определяет соответствие кандидатов, предъявляемым требованиям.

По результатам проведения первого этапа конкурса (конкурса документов), решением конкурсной комиссии истец был допущен                                       ко второму этапу конкурса (конкурс кандидатов), который состоялся 15.01.2020 г.

При таком положении довод апелляционной жалобы истца                                      о нелегитимности комиссии на первом этапе конкурса, является несостоятельным, каких-либо нарушений прав истца, который был допущен для участия во втором этапе конкурса, не допущено.

Приказом руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования                 № 181 от 30.12.2019 г. была создана конкурсная комиссия Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, утвержден состав комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, а также Положение                           о конкурсе на замещение вакантной должности и положение о кадровом резерве. Также данным приказом признан утратившим силу ранее действующий приказ управления Росприроднадзора по Белгородской области № 184 от 30.10.2006 г. (том 1 л.д.64-73).

Согласно приложению № 1 к указанному приказу в состав конкурсной комиссии управления, действующей на постоянной основе, для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора входят: - председатель конкурсной комиссии                        (ФИО43., ФИО44., ФИО45., ФИО46., ФИО47), - заместитель председателя комиссии (ФИО48.), секретарь комиссии (ФИО49., ФИО50., ФИО51., ФИО52.,                  ФИО53.), члены комиссии (ФИО54., ФИО55                         ФИО56 ФИО57., ФИО58., ФИО59., ФИО60., ФИО61, ФИО62., ФИО63., ФИО64.,), а также три независимых эксперта (том 1 л.д.71-73).

Указанный состав конкурсной комиссии создан для проведения конкурсов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы во всех пяти субъектах Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора (г<адрес>).

Согласно указанному приложению № 1 к приказу № 181 от 30.12.2019 г. состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы управления Росприроднадзора по Белгородской области состоит из 13 человек, в том числе 10 членов комиссии и 3 независимых эксперта.

В соответствии с требованиями закона в состав комиссии были включены три независимых эксперта, то есть 0,25% от общего числа членов конкурсной комиссии (13 человек) (13 х ? = 3,25), что соответствует требованиям п.17 Положения о конкурсе, ч.8 ст.22 Федерального закона                   от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии в заседании конкурсной комиссии 15.01.2020 г. приняли участие 10 членов из 13,                        а именно: - председатель комиссии ФИО65., - заместитель председателя комиссии ФИО75, - секретарь комиссии ФИО76., - члены комиссии ФИО77, ФИО78И., ФИО80., ФИО81                                       - независимые эксперты ФИО82., ФИО83., ФИО84.

Таким образом, требования п.20 Положения о конкурсе, которым установлен кворум при принятии решений (присутствие на комиссии не менее двух третей от общего числа ее членов) было также соблюдено, так как от общего количества состава комиссии 13 человек 2/3 составляет 9 членов (13 : 3 х 2 = 8,6). В данном случае в конкурсе принимало участие 10 человек, что указывает на отсутствие нарушений численного состава комиссии.

Таким образом, из изложенного следует, что конкурсная комиссия заседала в полномочном составе, кворум для принятия решений (2/3) был соблюден.

Ссылки в жалобе на то, что в составе комиссии в обязательном порядке должны быть представители научных и образовательных учреждений, общественных организаций, являются несостоятельными, так как это не вытекает из правильного толкования п.17 Положения о конкурсе. Из данной нормы Положения следует, что при необходимости представители указанных организаций и учреждений приглашаются на заседание конкурсной комиссии в качестве независимых экспертов. В рассматриваемом случае в составе комиссии были независимые эксперты, что подтверждается протоколами заседания комиссии.

Довод апелляционной жалобы истца о незаконном участии в конкурсной комиссии ФИО85. и ФИО86 ввиду того, что данные лица принимают участие только при проведении конкурсных процедур                                в г.Воронеже, является несостоятельным.

В силу приказа № 181 от 20.12.2019 г. указанные лица включены в состав комиссии, ФИО87. является председателем конкурсной комиссии при рассмотрении вопроса на замещение вакантных должностей                 в г.Воронеже, где он принимает участие как председатель конкурсной комиссии. Между тем, он не лишен права участия в составе комиссий в качестве их члена в иных субъектах. Такими же полномочиями наделены ФИО88., ФИО89., ФИО90 ФИО91

Данный порядок формирования конкурсной комиссии установлен в целях исключения возможности возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Также судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными доводы истца о том, что, принявшие участие в конкурсе в качестве экспертов ФИО92., ФИО95 ФИО96 не являются экспертами в области государственной гражданской службы.

В соответствии с п.п.11, 12 Единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2018 г. № 397 (далее по тексту - Единая методика) для эффективного применения методов оценки необходимо обеспечить участие в работе конкурсной комиссии специалистов в области оценки персонала, а также специалистов в определенных областях и видах профессиональной служебной деятельности, соответствующих задачам и функциям государственного органа и его подразделений (п.11 Единой методики).

При подготовке к проведению конкурсов подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров уточняется участие в составе конкурсной комиссии представителей научных, образовательных и других организаций, привлекаемых в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным                                     с гражданской службой (п.12 Единой методики).

Доказательств того, что указанные, приглашенные для участия                               в конкурсе в качестве экспертов лица, профессионально не соответствуют предъявляемым к ним квалификационным требованиям и не могли принимать участие в конкурсной комиссии, не представлено.

Как установлено материалами дела, ФИО97. состоит в должности начальника управления воспроизводства окружающей среды департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области, то есть является государственным гражданским служащим; ФИО98. и ФИО99. являются сотрудниками федеральных бюджетных учреждений и обладают знаниями в области гражданской службы. Так, ФИО100. является сотрудником кафедры «Теплогазоснабжения и вентиляции» ФГБОУ ВО «Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова»;                  ФИО101. состоит в должности заместителя руководителя Белгородского филиала ФГУ «ЦЛАТИ» по ЦФО (центр лабораторного анализа и технических измерений по центральному Федеральному округу).

Таким образом, является установленным то обстоятельство, что в силу п.8 ст.22 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ в состав комиссии включены как лица, обладающие знаниями по вопросам государственной службы и кадров, так и представители научных, образовательных организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы.

Довод апелляционной жалобы истца о том, что в состав конкурсной комиссии не были включены представители общественного совета территориального органа Росприроднадзора, является несостоятельным.

В силу абз. 2 п.17 Положения о конкурсе представители общественных советов подлежат включению в состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, в том случае, если в данном органе в соответствии со ст.20 Федерального закона от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» образован общественный совет.

При этом, как следует из материалов дела, образование общественных советов при территориальных органах Росприроднадзора приостановлено, что подтверждается письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АА-01-04-36/4401 от 24.03.2015 г. (том 1 л.д.56).

Согласно п.3 Единой методики подготовка к проведению конкурсов предусматривает выбор методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов (далее - методы оценки) и формирование соответствующих им конкурсных заданий, при необходимости актуализацию положений должностных регламентов государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие) в отношении вакантных должностей гражданской службы, на замещение которых планируется объявление конкурсов (далее - вакантные должности гражданской службы).

Пункт 5 Единой методики предусматривает, что для оценки профессионального уровня кандидатов, их соответствия квалификационным требованиям в ходе конкурсных процедур могут использоваться не противоречащие федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методы оценки, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, подготовку проекта документа, написание реферата и иных письменных работ, решение практических задач или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы (группе должностей гражданской службы, по которой формируется кадровый резерв).

Оценка соответствия кандидатов квалификационным требованиям осуществляется исходя из категорий и групп вакантных должностей гражданской службы (группы должностей гражданской службы, по которой формируется кадровый резерв) в соответствии с рекомендуемыми методами оценки согласно приложению № 1 и описанием методов оценки согласно приложению № 2 (п.6 Единой методики).

Методы оценки должны позволить оценить профессиональный уровень кандидатов в зависимости от областей и видов профессиональной служебной деятельности, такие профессиональные и личностные качества, как стратегическое мышление, командное взаимодействие, персональная эффективность, гибкость и готовность к изменениям, - для всех кандидатов, а также лидерство и принятие управленческих решений - дополнительно для кандидатов, претендующих на замещение должностей гражданской службы категории «руководители» всех групп должностей и категории «специалисты» высшей, главной и ведущей групп должностей (п.7 Единой методики).

Члены конкурсной комиссии, образованной в государственном органе в соответствии с Положением о конкурсе, вправе вносить предложения                           о применении методов оценки и формировании конкурсных заданий в соответствии с методикой проведения конкурса, утверждаемой правовым актом государственного органа в соответствии с пунктом 16 Положения о конкурсе (п.8 Единой методики).

Исходя из приведенных выше положений в их системном единстве, следует сделать вывод о том, что при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и формировании кадрового резерва федеральным государственным органам разрешается использовать методы оценки кандидатов, предусмотренные законодательством. Применение всех указанных методов оценки не является обязательным. Необходимость, а также очередность их применения при проведении конкурса определяются представителем нанимателя.

Первый этап конкурса заключается в подаче кандидатами заявок на участие в конкурсе и документов, второй этап - в оценке профессионального уровня кандидатов, их соответствие квалификационным требованиям для замещения вакантной должности, на основе представленных документов, результатов конкурсных процедур, проводимых с использованием методов тестирования и индивидуального собеседования.

По результатам проведенного 15.01.2020 г. второго этапа конкурса - тестирования, истец набрал наименьшее количество баллов - 3,8                               из максимального балла «5,0», по сравнению с иными кандидатами - Верескун П.Н. набрал 4,3 балла, Василин Р.И. - 4,1 балл, что подтверждается результатами выполнения кандидатами теста (том 1 л.д.125-127).

Как следует из результатов тестирования из 40 вопросов истцом даны правильные ответы на 30, что составляет 75% от максимального числа баллов за тест (5,0 х 75% = 3,75 балла), кандидатом Василиным Р.И. даны ответы на 33 вопроса, что составляет 82,5% от максимального числа баллов (4,1 балл), кандидатом Верескун П.Н. даны ответы на 34 вопроса, что составляет 85% от максимального числа баллов (4,3 балла).

Довод истца о занижении результатов тестирования документально не подтвержден, в связи с чем признается судебной коллегией несостоятельным.

Результаты выполнения теста подписаны лично каждым из кандидатов, на какие-либо возражения, либо неточности при ознакомлении с данными результатами истец не указывал. В связи с чем оснований ставить под сомнение данные результаты не имеется.

Кроме того, не установлено нарушений прав истца, поскольку количество набранных им баллов не являлось препятствием для прохождения следующего испытания второго этапа конкурса (индивидуальное собеседование).

По итогам проведенного тестирования все указанные кандидаты были допущены к индивидуальному собеседованию, по результатам которого, кандидат Верескун П.Н. набрал максимальный итоговый балл - 5,0; итоговый балл кандидата Василина Р.И. составляет 4,7; итоговый балл истца               составил 3,2.

Указанные результаты второго этапа конкурса отражены в составленном по результатам конкурса протоколе заседания комиссии и решениях конкурсной комиссии по итогам тестирования и по итогам индивидуального собеседования от 15.01.2020 г. (том 1 л.д.47-50, 51-52, 121-124).

Решение конкурсной комиссии принималось по каждому кандидату открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. На основании оценки представленных кандидатами документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур, методов оценки профессиональных и личностных качеств, включая тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности и индивидуальное собеседование, конкурсная комиссия признала победителем конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Верескуна П.Н., набравшего по результатам двух этапов конкурса наибольшее количество баллов, Василин Р.И. включен в кадровый резерв государственного органа.

По итогам конкурса на замещение вакантной должности приказом руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора № 4-к от 20.01.2020 г. Верескун П.Н. на постоянной основе по основному месту работу принят на государственную гражданскую службу начальника отдела государственного экологического надзора по Белгородской области (том 1 л.д.77).

Доводы истца о нарушении конкурсной комиссией порядка оформления документов со ссылкой на составление по итогам конкурса двух решений, является несостоятельным.

В соответствии с п.31 Единой методики результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы по форме согласно приложению № 4 и протоколом заседания конкурсной комиссии по результатам конкурса на включение в кадровый резерв по форме согласно приложению № 5.

Конкурсной комиссией составлено два решения, одно из которых -                                                  по итогам тестирования кандидатов, второе по итогам индивидуального собеседования. При этом данные решения, как и протокол заседания конкурсной комиссии, полностью соответствуют установленной законом форме, подписаны всеми членами комиссии, принимавшими участие в ее работе, доведены до сведения истца, что им не оспаривается.

Доводы апелляционной жалобы истца о нарушении процедуры конкурса в связи с тем, что при проведении конкурсных процедур ответчиком не были использованы технические средства, а также, что по итогам конкурса он как кандидат, набравший более 50% максимального балла, в обязательном порядке подлежал включению в кадровый резерв, не могут быть признаны состоятельными.

Применение технических средств при проведении конкурсных процедур, является правом, а не обязанностью представителя нанимателя на что указано в п.24 Единой методики, согласно которому при выполнении кандидатами конкурсных заданий и проведении заседания конкурсной комиссии по решению представителя нанимателя ведется видео- и (или) аудиозапись либо стенограмма проведения соответствующих конкурсных процедур.

Также законом не предусмотрена обязанность включения конкурсной комиссией в кадровый резерв кандидатов, набравших более 50% баллов.

Как следует из п.32 Единой методики в кадровый резерв конкурсной комиссией могут рекомендоваться кандидаты из числа тех кандидатов, общая сумма набранных баллов которых составляет не менее 50 процентов максимального балла.

В силу п.21 Положения о комиссии, конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.

Таким образом, с учетом анализа указанных положений нормативных актов, включение в кадровый резерв лица, не ставшего победителем конкурса, является правом конкурсной комиссии и находится исключительно в ее компетенции.

При таком положении, у судебной коллегии не имеется оснований                          не согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что конкурс был проведен в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», с личным участием истца и с учетом представленных им документов по квалификации и профессиональным качествам, решение конкурсной комиссии определено большинством голосов.

Доводы истца о необъективности членов комиссии и отсутствии оснований для непризнания его победителем судом правомерно признаны субъективным мнением истца, не опровергающим выводов, отраженных в протоколе заседания конкурсной комиссии.

Само по себе несогласие истца с итогами конкурса не является основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку оценка профессиональных и личностных качеств кандидата на замещение вакантной должности государственной гражданкой службы и выбор победителя относится к компетенции комиссии, при этом суд, проверяя законность проведения конкурса, не вправе давать оценку правильности и полноте ответов кандидата, данных им при проведении конкурсных процедур.

Доводы истца о дискриминации, выразившейся в предвзятом отношении к нему конкурсной комиссии, также судом обоснованно отклонены как не основанные на доказательствах.

Также подлежат отклонению как несостоятельные доводы апелляционной жалобы истца о том, что его жалоба на решение конкурсной комиссии от 05.02.2020 г. (том 1 л.д.7-8) неправомерно не была рассмотрена комиссией по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров (ст.69 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.70 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ индивидуальные служебные споры рассматриваются органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров: комиссией государственного органа по служебным спорам, судом.

Частью 3 ст.70 указанного Федерального закона предусмотрено обязательное включение представителей выборного профсоюзного органа в состав комиссии по служебным спорам соответствующего государственного органа.

Как следует из материалов дела, комиссия по служебным спорам в Управлении не создана, профсоюзный орган отсутствует.

Нерассмотрение обращения истца комиссией по рассмотрению индивидуальных служебных споров не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения и не препятствует его обращению в суд за защитой прав и законных интересов, которые он полагает нарушенными.

Согласно п.23 Положения о комиссии по результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

В соответствии с п.п.1 п.15 ст.70 Федерального закона от 27.07.2004 г.                        № 79-ФЗ служебные споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу рассматриваются непосредственно в судах.

Таким образом, споры о законности решения конкурсной комиссии подлежат рассмотрению в суде.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отклонении судом ходатайств истца о вызове в судебное заседание свидетелей, истребовании доказательств, назначении по делу почерковедческой экспертизы, отклоняются судебной коллегией, поскольку все заявленные сторонами ходатайства были разрешены судом в соответствии с требованиями ст.166 ГПК РФ. Само по себе отклонение судом первой инстанции заявленного ходатайства не свидетельствует о незаконности оспариваемого судебного постановления, поскольку в силу ч.3 ст.67 ГПК РФ достаточность доказательств для разрешения конкретного спора определяется судом.

Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы                                                   о необоснованном отложении судебного заседания по ходатайству ответчика в связи с неявкой его представителя, поскольку в силу ч.6 ст.167 ГПК РФ суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его по уважительной причине.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не представил сторонам возможность урегулировать спор мирным путем,                           а именно - не разъяснил право на заключение мирового соглашения,                       не может быть принят судебной коллегией как основание для отмены постановленного решения. Из материалов дела следует, что судом сторонам были разъяснены права и обязанности, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, в том числе положения ст.39 ГПК РФ, предусматривающей возможность окончить дело миром путем заключения мирового соглашения. Заключение мирового соглашения является волеизъявлением сторон по делу, которое реализуется ими исключительно по своему усмотрению и не может быть им навязано судом.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца при рассмотрении дела по существу, не опровергают выводы суда, поскольку                                                                                            не содержат ссылок на непроверенные судом обстоятельства, имеющие значение для дела. Доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Иная оценка апеллянтом установленных судом фактических обстоятельств дела, и толкование положений закона не означает наличие допущенной судом первой инстанции при рассмотрении дела судебной ошибки, которая могла бы повлечь отмену оспариваемого судебного акта.

При разрешении спора суд исследовал фактические обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам и дал им надлежащую правовую оценку с позиции ст.67 ГПК РФ. Выводы суда соответствуют материалам дела, обстоятельства имеющие значение для дела судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального закона, судом не допущено.

В связи с чем, оснований для отмены оспариваемого решения суда, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

       о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда г.Белгорода от 10 февраля 2021 года по делу по иску Капустина Александра Николаевича к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконными действий конкурсной комиссии при проведении конкурсных процедур и отмене результатов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, об обязании образовать конкурсную комиссию для проведения конкурса по замещению вакантных должностей государственной гражданской службы и проведении повторного конкурса оставить                               без изменения, апелляционную жалобу Капустина А.Н. - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Октябрьский районный суд г.Белгорода.

Председательствующий

Судьи

33-3450/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
КАПУСТИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
Ответчики
Центрально-Черноземное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Другие
Василин Роман Иванович
Князева Кристина Михайловна
Доценко Владимир Иванович
Верескун Петр Николаевич
Суд
Белгородский областной суд
Судья
Фурманова Лариса Григорьевна
Дело на странице суда
oblsud.blg.sudrf.ru
28.05.2021Передача дела судье
06.07.2021Судебное заседание
21.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2021Передано в экспедицию
06.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее