Решение по делу № 33а-6288/2018 от 17.10.2018

Дело № 33а-6288/2018

Апелляционное определение

г. Тюмень                      14 ноября 2018 года

    Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Колосковой С.Е.,
судей Глушко А.Р., Левиной Н.В.
при секретаре Крюковой С.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Бутакова Анатолия Николаевича на решение Центрального районного суда города Тюмени от 14 августа 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований Бутакова Анатолия Николаевича, отказать.».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения Бутакова А.Н., настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области Акуленко Е.О., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Бутаков А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области (далее по тексту – Госохотуправление Тюменской области) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по распределению разрешений на добычу объектов животного мира и его отмене; о признании незаконным решения по жалобе на отказ в предоставлении государственной услуги; о восстановлении нарушенного права на получение государственной услуги по распределению разрешений на добычу объектов животного мира в соответствии с поданным заявлением от 25 июня 2018 года; также просил при необходимости отменить результаты уже произведенного распределения разрешений на указанные в заявлении охотничьи угодья и аннулировать выданные по результатам этого распределения разрешения на добычу объектов животного мира; о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. Заявленные требования Бутаков А.Н. мотивировал тем, что 25 июня 2018 года он обратился к административному ответчику с заявлением на распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Сообщением от 25 июня 2018 года административному истцу было отказано в распределении разрешений. Отказ мотивирован тем, что закончился срок приема заявок. Бутаков А.Н. считает данный отказ незаконным, поскольку срок охоты на барсука - с 15 августа по 31 октября, срок начала приема заявок - первый рабочий день текущего календарного срока уже наступил, срок окончания приема заявок - 5 дней до окончания срока охоты на барсука - еще не наступил. В связи с несогласием с данным решением об отказе в распределении разрешений административным истцом направлена жалоба вышестоящему должностному лицу, однако 11 июля 2018 года ему был направлен ответ на жалобу, в котором указано о рассмотрении жалобы в рамках приведенных доводов и отсутствии оснований для отмены решения.

Бутаков А.Н. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Госохотуправления Тюменской области Аргышева Л.Л., действующая на основании доверенности от 30 июля 2018 года (л.д.25), в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 49-52).

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен Бутаков А.Н. В апелляционной жалобе просит об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Указывает, что при вынесении решения суда не были применены положения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; закона Тюменской области от 24 декабря 2010 года № 92; нормы Постановления Правительства Тюменской области «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), государственного контроля (надзора), муниципальных функций при осуществлении муниципального контроля и административных регламентов предоставления государственных услуг»; Административного регламента предоставления Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области государственной услуги по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях Тюменской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Тюменской области»; Порядка оформления и выдачи разрешений, утверждённого Приказом Минприроды России от 29 августа 2014 года №379; Методических рекомендаций, утверждённых Приказом Минприроды России от 01 декабря 2017 №646; Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации, утверждённого Приказом Минприроды России от 29 июня 2010 №228. Утверждает, что суд ошибочно руководствовался понятием «сезон охоты» как периодом с 01 августа текущего года по 01 августа следующего года, поскольку сроки охоты на барсука определены с 15 августа по 31 октября календарного года и составляют 2,5 месяца, полагает, что отнесение заявления, поданного 25 июня 2018 года, то есть накануне начала сроков охоты на барсука, к предыдущему календарному году, недопустимо. Не согласен с выводом суда о том, что подача заявления 25 июня 2018 года была в период, когда сезон охоты 2017-2018 гг. еще не закончился, поскольку согласно официально опубликованной Госохотуправлением Тюменской области информации, все разрешения на добычу барсука в 2018 году были распределены в период до 30 июня 2018 года, то есть до 01 августа 2018 года, то есть еще до завершения сезона охоты 2017-2018 года. Утверждает, что повторное обращение с заявлением не гарантировало бы распределение разрешения, так как квота уже была бы распределена другому лицу. Обращает внимание, что в Законе Тюменской области № 92 в редакции, действующей с 01 января 2018 года, нет такого основания для отказа, как отсутствие утвержденных лимитов и квот. Указывает, что квота добычи барсука в охотничьих угодьях Заводоуковского городского округа в 2018-2019 гг. всего одна особь, и то, что разрешения распределяются в порядке очередности поступления заявлений, незаконное отклонение заявления административного истца привело к тому, что повторная подача заявления не имела смысла. Считает, что суд первой инстанции неверно оценил обстоятельства, поскольку не учел разницу между государственной услугой по распределению разрешений и государственной услугой по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, поскольку для распределения разрешений на добычу лимитированных охотничьих ресурсов значение имеет наличие установленных лимитов и квот. Для последующей выдачи распределенных разрешений значение имеет наличие утвержденных лимитов и квот. Считает, что поскольку врио Губернатора Тюменской области утвердил лимиты и квоты на 2018-2019 годы распоряжением от 26 июня 2018 года, то накануне этой даты, а именно, 25 июня 2018 года, эти лимиты и квоты были уже установлены. В связи с этим не согласен с выводом суда о том, что прием заявок на участие в распределении разрешений на охотничьи ресурсы, на которые установлены лимиты, начинается после утверждения этих лимитов. Также ссылается на неполноту протокола судебного заседания. Указывает, что по завершении рассмотрения дела судом не разъяснялся порядок и сроки ознакомления с протоколом судебного заседания и подачи замечаний. Кроме того, на заявление Бутакова А.Н., поданное через систему ГАС «Правосудие» 14 августа 2018 года, с просьбой о предоставлении протокола судебного заседания, протокол не был предоставлен. В материалах дела протокол подписан судьей 17 августа 2018 года. Однако файл протокола был загружен в систему ГАС «Правосудие» в период времени с 03 сентября 2018 по 06 сентября 2018 года. В связи с этим считает, что были нарушены его права на ознакомление с протоколом судебного заседания и подачу на него замечаний.

В возражениях на апелляционную жалобу Госохотуправление Тюменской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Частью 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 25 июня 2018 года, в 11 час. 37 мин., административный истец направил в адрес административного ответчика через сайт «Государственные и муниципальные услуги в Тюменской области» заявление на участие в распределении разрешений на добычу охотничьих ресурсов за исключением медведей, кабанов, косуль и лосей. Вид животных: пушная дичь; разрешение на один район и все виды; место охоты: Заводоуковский городской округ; виды охотничьих ресурсов: барсук (л.д. 8-10).

25 июня 2018 года, в 12 час. 12 мин., административный истец получил от административного ответчика уведомление об отказе в предоставлении услуги: заявка поступила в уполномоченный орган до, или после окончания срока приема заявок, предусмотренного частью 19 статьи 5 Закона Тюменской области от 24 декабря 2010 года № 92 «О добыче охотничьих ресурсов в Тюменской области» (Прием заявок на добычу охотничьих ресурсов, за исключением лося, кабана, косули, медведя начинается с первого рабочего дня текущего календарного года и заканчивается за 5 дней до окончания срока охоты на соответствующий вид охотничьих ресурсов) (л.д. 10 оборот).

25 июня 2018 года административный истец обратился с жалобой на указанный отказ (л.д. 11), на которую 11 июля 2018 года он получил сообщение об отказе в удовлетворении жалобы с обоснованием, что лимиты добычи барсука в сезон охоты с 01 августа 2017 по 01 августа 2018 года на момент подачи заявки уже были реализованы, а лимиты добычи барсука в предстоящий сезон охоты 2018- 2019 годы утверждены еще не были (л.д. 12).

Отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 1 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов, квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.

Согласно части 3 статьи 24 указанного закона лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.

К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено определение видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения (п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), разработка и утверждение норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, выдача и аннулирование охотничьих билетов, установление перечня охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты (п. п. 2, 3, 4 ст. 34), и иные полномочия.

Согласно ст. 5 Закона Тюменской области от 24 декабря 2010 года №92 «О добыче охотничьих ресурсов в Тюменской области» распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешения) между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области. Распределение разрешений осуществляется в пределах: 1) квоты добычи охотничьих ресурсов для каждого общедоступного охотничьего угодья (если в отношении охотничьих ресурсов установлен лимит добычи); 2) норм допустимой добычи охотничьих ресурсов в день или в сезон, норм пропускной способности охотничьих угодий (если в отношении охотничьих ресурсов не установлен лимит добычи) и нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

Прием заявок на добычу охотничьих ресурсов, не установленных абзацем вторым части 4 названной статьи, начинается с первого рабочего дня текущего календарного года и заканчивается за 5 рабочих дней до окончания срока охоты на соответствующий вид охотничьего ресурса.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее также – приказ Минприроды России) от 17 мая 2010 года № 164 утвержден Перечень видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи. Согласно данному Перечню к лимитированным охотничьим ресурсам относится барсук.

Приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 года № 512 утверждены Правила охоты, которые устанавливают требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации.

Согласно п. 13 указанных Правил охота на млекопитающих, отнесенных законами субъектов Российской Федерации к охотничьим ресурсам, осуществляется в сроки охоты на пушных животных, указанных в Приложении № 3 к настоящим Правилам.

В перечне Приложения № 3 к Приказу Минприроды России от 16 ноября 2010 года №512, указан барсук, срок охоты на которого установлен с 15 августа по 31 октября.

Из вышеприведенных норм следует, что прием заявок на добычу охотничьих ресурсов начинается с первого рабочего дня текущего календарного года и заканчивается за 5 рабочих дней до окончания срока охоты на охотничьи ресурсы, на которые не установлены ресурсы.

При этом прием заявок на участие в распределении разрешений на охотничьи ресурсы, на которые установлены лимиты, начинается после утверждения этих лимитов высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, в данном случае Губернатором Тюменской области.

Лимиты добычи барсука на сезон охоты 2018-2019 г.г. утверждены распоряжением Губернатора Тюменской области от 26 июня 2018 года № 60-р.

В связи с этим суд правильно исходил из того, что на момент подачи административным истцом заявки на участие в распределении разрешений на добычу охотничьих ресурсов на сезон охоты 2018-2019 годы (25 июня 2018 года) лимиты добычи охотничьих ресурсов Губернатором Тюменской области утверждены еще не были, а потому административному истцу было отказано в предоставлении названной государственной услуги, поскольку заявка подана до начала приема заявок на лимитированные виды охотничьих ресурсов.

Учитывая, что на момент подачи административным истцом 25 июня 2018 года заявки на распределение разрешения на добычу охотничьих ресурсов (барсука) лимиты указанного вида охотничьих ресурсов еще не были утверждены, административным ответчиком было обоснованно отказано в участии такой заявки в распределении разрешений.

Довод жалобы о том, что для участия в распределении разрешений достаточно наличие установленных лимитов и не обязательно их утверждения руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, является несостоятельным, так как основан на неправильном толковании приведённых норм действующего законодательства.

Также не может быть принят во внимание и довод об отсутствии такого основания для отклонения заявки на участие в распределении разрешений, как не утверждение лимитов (квот), поскольку распределение разрешений в силу положений ч.2, ч.4, ч.4.1, ч.4.2 статьи 5 Закона Тюменской области от 24 декабря 2010 года №92 «О добыче охотничьих ресурсов в Тюменской области» осуществляется в пределах утверждённых лимитов (квот), а потому при отсутствии распоряжения об утверждении таких лимитов (квот) оснований для участия заявки в распределении разрешений не имелось.

Принимая во внимание, что сезон охоты на барсука на 2017-2018 г.г. окончился 31 октября 2017 года, то у административного ответчика не было оснований считать поданную административным истцом 25 июня 2018 года заявку на распределение разрешений на добычу указанного пушного животного, как поданную на сезон охоты 2017-2018 г.г., однако данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности обжалуемых Бутаковым А.Н. решения Госохотуправления Тюменской области от 25 июня 2018 года и решения Госохотуправления Тюменской области от 11 июля 2018 года по жалобе на указанное решение, поскольку в связи с не утверждением лимитов на дату 25 июня 2018 года оснований для принятия заявки на распределение разрешений у административного ответчика не было.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении сроков составления и подписания протокола судебного заседания, а также о неполноте его составления, не могут быть признаны состоятельными, поскольку материалами дела не подтверждены. Позиция административного истца изложена в протоколе судебного заседания, при этом отсутствие в протоколе буквального изложения его объяснений не привело к нарушению права обжалования постановленного судебного акта.

    Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба – не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда города Тюмени от 14 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бутакова Анатолия Николаевича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33а-6288/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Бутаков А. Н.
Ответчики
Управлшение по охране, контролью и регулированию использования объктов животного мира среды их обитания Тюменской области
Управлению по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира среды их обитания Тюменской области
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Колоскова Светлана Евгеньевна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
14.11.2018Судебное заседание
29.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее