Решение по делу № 2-494/2022 от 08.08.2022

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кырен                                       28 сентября 2022 года

Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе:

судьи Низовцева А.В.,

с участием представителя Управления Росреестра по Республике Бурятия Жамбаловой Р.Д.,

при секретаре Александровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Тункинского районного суда гражданское дело № 2-494/2022 по исковому заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия к Администрации МО «Тункинский район» о восстановлении пункта государственной геодезической сети,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление) обратилось в районный суд с исковым заявлением к Администрации МО «Тункинский район», в котором просит обязать восстановить пункт государственной геодезической сети пункта полигонометрии «7783» посредством привлечения организаций, имеющих лицензию на осуществление геодезических и картографических работ федерального значения, за счет собственных средств и в учетом требований законодательства по размещению таких пунктов в составе государственной геодезической сети в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Исковые требования мотивированны тем, что в рамках федерального надзора в области геодезии и картографии проведено полевое обследование пункта ГГС – пункта полигонометрии «7783» (4 класс, тип центра - 155), расположенного: <адрес>. В ходе полевого обследования установлены явные признаки уничтожения пункта полигонометрии «7783». Внешнее оформление отсутствует, центр утрачен в результате проведения работ при строительстве водовода в <адрес>, в связи с чем использование пункта ГГС для проведения геодезических измерений не представляется возможным, о чем составлен акт о повреждении (уничтожении) геодезического пункта от ДД.ММ.ГГГГ Работы по закладке пункта полигонометрии «7783» выполнены на объекте ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>) в 1989 г. Предприятием . Пункт полигонометрии «7783» согласно координатному описанию (координаты пункта в местной системе координат <данные изъяты>.) расположен: в границах населенного пункта <адрес>), <адрес>, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Реестровый ; в границах кадастрового квартала на неразграниченных землях. Границы охранной зоны пункта полигонометрии «7783» определены как квадрат (стороны 4 метра), стороны которого ориентированы по сторонам света и центральной точкой (точкой пересечения диагоналей) которого является центр пункта. Согласно сведениям ЕГРН номер охранной зоны – (дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ). По имеющимся в Управлении сведениям, уничтожение геодезического пункта, совершено в период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (даты проведения строительства централизованного водоснабжения по <адрес> в месте расположения пункта ГГС – пункта полигонометрии «7783»). Управлением установлено, что согласно муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком выполняемых работ по строительству водовода в <адрес> является МКУ Управление «Казна муниципального имущества Тункинского района», подрядчиком является ООО «Структура». Согласно муниципальному контракту, сроки строительства водовода по <адрес> (в месте нахождения пункта полигонометрии «7783») <адрес> определены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ карточкой обследования и восстановления пункта полигонометрии (триангуляции) и нивелирных знаков от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам проведенного обследования состояния пункта ГГС во исполнение Плана работы Управления Росреестра по Республике Бурятия на 2019 г. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт наличия пункта ГГС. Исходя из рабочей документации (ЗП-ТР-12.2017-НВ), положенной в основу муниципального контракта, усматривается, что работы по строительству водовода (т.е. работы по укладке трубопровода, разработке грунта в траншеях, засыпкой траншеи и т.д.) проводились в месте нахождения пункта ГГС, что подтверждается планом сетей водоснабжения. Факт осуществления Обществом работ в соответствии с условиями указанного документа подтверждается актами о приемке выполненных работ по строительству централизованного водоснабжения по <адрес>. на фотографиях, приложенных к акту о повреждении, изображена яма, внутри которой в горизонтальном положении находится металлическая колодка, которая является составной частью пункта ГГС, исходя из характерных следов образованной ямы, следует вывод о проведенных работах с использованием специальной техники, в т.ч. с использованием экскаватора с ковшом. Согласно п.8 ст.8, п.2 ст.21 Устава МО «Тункинский район» МКУ Управление «Казна муниципального имущества Тункинского района» входит в структуру органов местного самоуправления и непосредственно подчиняется АМО «Тункинский район». Таким образом, АМО «Тункинский район» являясь органом местного самоуправления и решая вопросы местного значения муниципального района, в частности вопросы организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, не обеспечила сохранность пункта ГГС на используемом земельном участке, т.е. нарушила требования ст.42 ЗК РФ. Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей является административным правонарушением в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.7.2 КоАП РФ. При этом в силу ст.4.5 КоАП РФ Управлением принято определение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении производства об административном правонарушении. Однако, в связи с тем, что уничтожение пункта ГГС – пункта полигонометрии «7783» связано с неисполнением обязанности, предусмотренной ст.42 ЗК РФ, в части сохранения геодезического знака, установленного на земельном участке в соответствии с законодательством, отказ в возбуждении административного производства не освобождает АМО «Тункинский район» от исполнения обязательства в натуре, о чем последнему направлена претензия ДД.ММ.ГГГГ . Однако на момент подачи заявления в суд, каких-либо письменных ответов ответчик не представил, информация о заключении договора со специализированной организацией на предмет проведения работ по восстановлению пункта ГГС – пункта полигонометрии «7783» не поступила.

Представитель истца Жамбалова Р.Д. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представила возражения на отзыв ответчика в котором указала, что согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 25.06.2021 г. № 1001 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области геодезии и картографии» Федеральный государственный контроль (надзор) в области геодезии и картографии осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами. Согласно п.7.1.24 «Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия», утвержденного приказом Росреестра от 30.05.2016 г. № П/0263, Управление осуществляет учет и обеспечение охраны пунктов государственных геодезических сетей. Управление является лицом, уполномоченным представлять интересы собственника – Российской Федерации в отношении требований о возмещении вреда, причиненного геодезическими пунктами, расположенным на территории Республики Бурятия. Ответчиком по настоящему иску о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий органа местного самоуправления должно являться публично-правовое образование – МО «Тункинский район». Согласно Уставу МО «Тункинский район» МКУ Управление «Казна муниципального имущества Тункинского района» (далее – МКУ УКМИ Тункинского района) входит в структуру органов местного самоуправления и непосредственно подчиняется АМО «Тункинский район». Согласно пп.1 п.1 ст.5 Устава к вопросам местного значения муниципального района на территории сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем МКУ УКМИ Тункинского района является АМО «Тункинский район». Муниципальный контракт заключен МКУ УКМИ Тункинского района не в интересах самого МКУ, а в интересах муниципального образования. Довод о том, что АМО «Тункинский район» не являлась заказчиком по муниципальному контракту, не имеет правового значения. Относительно доводов об отсутствии совокупности обстоятельств, необходимых для привлечения к гражданско-правовой ответственности указала, что факт об уничтожении геодезического пункта в результате выполнения работ по муниципальному контракту подтверждается в возражениях Администрации. Заказчиком в пользование исполнителю передан земельный участок для проведения работ без учета сведений ЕГРН о наличии ограничений в использовании такого участка, в этой связи ответственность за уничтожение геодезического пункта не может быть возложена на исполнителя. Органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками в границах населенных пунктов Тункинского района Республики Бурятия, с момента вступления в силу Закона № 505-ФЗ является орган местного самоуправления – АМО «Тункинский район», на основании п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в настоящее время внесены в ЕГРН сведения о границах <адрес>). В настоящее время данный земельный участок находится в распоряжении Администрации. Разрешение на использование земельного участка для обеспечения строительства водовода, водопровода является юридическим основанием для использования земельного участка, отсюда и вытекают соответствующие публично-правовые обязанности, предусмотренные, в частности, земельным законодательством Российской Федерации.

Представитель ответчика Черепанов Е.Ж. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Направил в суд письменное возражение, согласно которому администрация МО «Тункинский район» против удовлетворения исковых требований возражает, полагая, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие право государственной собственности и передачи полномочий Росреестру по управлению пунктом геодезической сети «7783» в <адрес>. Считает, что собственником геодезических сетей является Российская Федерации в лице уполномоченного государственного органа, в данном случае территориальный орган Росимущества. Истец не доказал совокупности условий, необходимых для взыскания убытков именно с ответчика. Администрация не являлась заказчиком на проведение работ, вследствие которых произошло уничтожение пункта полигонометрии «7783». Виновником уничтожения объекта из представленных истцом доказательств является ООО «Структура», выполнявшая работы по прокладке водовода в <адрес>. Также истец, установив наличие уничтожения пункта полигонометрии «7783» обязан был предпринять действия по становлению лица, причинившего имущественный ущерб. Так как в действиях причинителя ущерба усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст.167 УК РФ, таких действий истец не предпринимал. Истец указывает, что пункт полигонометрии «7783» расположен по <адрес> в границах кадастрового квартала на земельном участке право собственности, на которое не разграничено, то есть земельные участки не принадлежат Администрации района. В силу особого правового режима, действующего на всей территории Тункинского района (земли ООПТ федерального значения) территория Тункинского района входит в состав «Национального парка «Тункинский». Земельный участок в пределах границ кадастрового квартала на момент создания «Национального парка «Тункинский» не выделялись (границы выделенных участков в ЕГРН отсутствует) и не передавались иным конкретным собственникам, ввиду чего они отнесены к землям национального парка. Таким образом, довод Росреестра о том, что пункт полигонометрии «7783» находится на земельном участке Администрации, является ошибочным и поэтому исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие при осуществлении геодезической и картографической деятельности, включая поиск, сбор, хранение, обработку, предоставление и распространение пространственных данных, в том числе с использованием информационных систем, регулируются Федеральным законом от 30.12.2015 № 431-03 «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 431-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 431-ФЗ для обеспечения выполнения геодезических и картографических работ на территории Российской Федерации создаются и используются государственная, геодезическая сеть, государственная нивелирная сеть и государственная гравиметрическая сеть.

Частью 12 ст. 8 Закона № 431-ФЗ установлено, что пункты государственной геодезической сети, предназначенные для обеспечения выполнения геодезических и картографических работ, созданные за счет средств федерального бюджета, а также находящиеся на территории Российской Федерации и ранее созданные за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР, относятся к федеральной собственности.

В соответствии с п. 1 Положения о Государственной геодезической сети, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г., государственная геодезическая сеть представляет собой совокупность геодезических пунктов, местоположение которых определено в государственной системе координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ (далее - государственная система координат).

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.

Положением об охранных зонах и охране геодезических пунктов на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 N 1170, предусмотрено, что повреждение или уничтожение геодезических пунктов, а также хищение материалов, из которых они изготовлены, влекут за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6).

Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в <адрес> был заложен пункт ГГС – пункт полигонометрии «7783» (4 класс, тип центра - 155).

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО6, старшим специалистом 1 разряда отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО7 составлен акт о повреждении (уничтожении) геодезического пункта пп 7783 (4 класс) – расположенного в <адрес> с координатами <данные изъяты> При осмотре обнаружено, что на месте пункта внешнее оформление отсутствует, пункт уничтожен при проведении земляных работ.

Факт уничтожения геодезического пункта также подтверждается фотографиями, имеющимися в материалах дела.

Органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками в границах населенных пунктов Тункинского района Республики Бурятия, с момента вступления в силу Закона № 505-ФЗ является орган местного самоуправления – АМО «Тункинский район», на основании п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в настоящее время внесены в ЕГРН сведения о границах <адрес>). В настоящее время данный земельный участок находится в распоряжении Администрации.

Границы охранной зоны пункта полигонометрии «7783» определены как квадрат (стороны 4 метра), стороны которого ориентированы по сторонам света и центральной точкой (точкой пересечения диагоналей) которого является центр пункта. Согласно сведениям ЕГРН номер охранной зоны – 03:20-6.277 (дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ).

Из пояснений представителя истца следует, что уничтожение геодезического пункта совершено в период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (даты проведения строительства централизованного водоснабжения по <адрес> в месте расположения пункта ГГС – пункта полигонометрии «7783»).

Управлением установлено, что согласно муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком выполняемых работ по строительству водовода в <адрес> является МКУ Управление «Казна муниципального имущества Тункинского района», подрядчиком является ООО «Структура», действующая в интересах муниципального образования.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем МКУ УКМИ Тункинского района является Администрация МО «Тункинский район».

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО6 вынесено определение об отказе в возбуждении производства об административном правонарушении в отношении АМО «Тункинский район» на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, а именно в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО8 в адрес главы МО «Тункинский район» ФИО9 направлена претензия, в которой предложили в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор со специализированной организацией на предмет проведения работ по восстановлению пункта полигонометрии «7783» и предоставить сведения о заключении договора в Управление.

На момент рассмотрения гражданского дела АМО «Тункинский район» договор со специализированной организацией не заключен.

Пунктом 1 Постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1951 г. № 4948 «Об охране геодезических пунктов» (в редакции Постановления Совмина СССР от 17.03.1983 г. № 218-СП СССР, 1983, № 8, ст. 41) было установлено, что постоянные геодезические пункты (центры триангуляции, полигонометрии, реперы и марки нивелирования, пункты астрономических и гравиметрических определений, наружные знаки, световые маяки, навигационные знаки) находятся под охраной государства.

Как указано в статье 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (ч. 2 ст. 1064 ГК РФ).

Возмещение Российской Федерации вреда, причиненного пунктам государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, осуществляется лицами, причинившими вред, в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 07.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснил, что при предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.

Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (статья 1082 ГК РФ).

Суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления, поскольку вред пункту полигонометрии «7783», причинен в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей, поскольку обязанность по сохранению геодезических знаков законом возлагается на собственников и лиц, владеющих земельными участками, на которых они расположены.

На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ суд устанавливает ответчику срок для исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия к Администрации МО «Тункинский район» о восстановлении пункта государственной геодезической сети.

Обязать Администрации МО «Тункинский район» восстановить пункт государственной геодезической сети пункта полигонометрии «7783» посредством привлечения организаций, имеющих лицензию на осуществление геодезических и картографических работ федерального значения, за счет собственных средств и в учетом требований законодательства по размещению таких пунктов в составе государственной геодезической сети в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца через Тункинский районный суд с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья Тункинского районного суда                     А.В. Низовцев

2-494/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Росреестра по Республике Бурятия
Ответчики
АМО Тункинский район
Суд
Тункинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Низовцев Алексей Викторович
Дело на странице суда
tunkinsky.bur.sudrf.ru
08.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2022Передача материалов судье
08.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2022Подготовка дела (собеседование)
23.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2022Судебное заседание
16.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
02.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее