№ 33-1128/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Коуровой В.Е.,
судей Резепиной Е.С., Артамоновой С.Я.,
при секретаре судебного заседания Шариповой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 25 апреля 2023 г. гражданское дело по иску Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по разработке санитарно-защитной зоны производственной площадки (полигона) и получении на проект положительного заключения,
по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия г.Кургана «Шуховский полигон ТБО» на решение Курганского городского суда Курганской области от 11 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Артамоновой С.Я., изложившей существо дела, пояснения сторон, судебная коллегия
установила:
Курганский межрайонный природоохранный прокурор Курганской области обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» (далее по тексту – МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО») о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны производственной площадки (полигона) и получении на проект положительного заключения. В обосновании иска указал, что Курганской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» требований санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере охраны окружающей среды. В ходе надзорных мероприятий установлено, что на основании выданной Управлением Росприроднадзора по Курганской области 29июля 2016 г. лицензии МУП «Шуховский полигон ТБО» осуществляет деятельность по сбору (приему) и размещению отходов производства и потребления на производственной площадке (полигон), расположенной в районе Шуховского лесничества Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области. Указанный производственный участок в соответствии с Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30 октября 2017 г. № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области» является официальным объектом размещения твердых коммунальных отходов на территории Курганской области. Согласно пункту 12.2.3 раздела 12 таблицы 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 объекты размещения твердых коммунальных отходов относятся ко 2 классу опасности. Экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» от 27 июня 2022 г. № 45-20-12-ОИ-944-2022 подтверждается отсутствие у МУП «Шуховский полигон» проекта санитарно-защитной зоны на указанную площадку, следовательно, МУП «Шуховский полигон» в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере охраны окружающей среды, не осуществило мероприятия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно не разработало проект санитарно-защитной зоны для полигона и не получило на него положительное санитарно-эпидемиологическое заключение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. По факту несоблюдения предприятием вышеуказанных требований законодательства, на основании материалов проверки Курганской межрайонной природоохранной прокуратуры виновное должностное лицо МУП «Шуховский полигон» Управлением Роспотребнадзора по Курганской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Просил суд признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия г. Кургана «Шуховский полигон ТБО», выразившееся в не разработке проекта санитарно-защитной зоны производственной площадки (полигон), расположенной в районе Шуховского лесничества Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области и не получении на него положительного санитарно-эпидемиологического заключения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при осуществлении деятельности по размещению твердых коммунальных отходов. Обязать Муниципальное унитарное предприятие г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» разработать проект санитарно-защитной зоны производственной площадки (полигон), расположенной в районе Шуховского лесничества Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Муниципальное унитарное предприятие г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» получить на проект санитарно-защитной зоны производственной площадки (полигон), расположенной в районе Шуховского лесничества Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области, положительное санитарно-эпидемиологическое заключение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца ЛопаревА.О. настаивал на удовлетворении исковых требованиях в полном объеме.
Представители ответчика МУП «Шуховский полигон ТБО» по доверенности ФИО3, ФИО4 выразили несогласие с заявленными требованиями.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Курганской области по доверенности ФИО5 заявленные прокурором требования поддержала.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 11 января 2023 г. исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО», выразившееся в не разработке проекта санитарно-защитной зоны производственной площадки (полигон), расположенной в районе Шуховского лесничества Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области и не получении на него положительного санитарно-эпидемиологического заключения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при осуществлении деятельности по размещению твердых коммунальных отходов. На МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» возложена обязанность разработать проект санитарно-защитной зоны производственной площадки (полигон), расположенной в районе Шуховского лесничества Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области и получить на него положительное санитарно-эпидемиологическое заключение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
С таким решением не согласился ответчик, им принесена апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что на основании пунктов 1.1 и 1.2 договора № аренды земельного участка от 26 октября 2017 г. МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» принял в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 235955 кв. м для обслуживания полигона твердых бытовых отходов. В настоящее время на основании распоряжения Губернатора Курганской области от 6 июля 2020 г. № 73-П-р земельный участок площадью 119032 кв. м предоставлен в аренду без проведения торгов ООО «Чистый город» для размещения объекта коммунально-бытового назначения «Мусоросортировочный комплекс «Кетовский». Таким образом, фактическая площадь земельного участка, ранее предоставленного в аренду МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО», была значительно уменьшена, что привело к неустранимым препятствиям в получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проекта санитарно-защитной зоны.
Обращает внимание, что в связи с указанными обстоятельствами МУПг.Кургана «Шуховский полигон ТБО» было отказано в выдаче положительного заключения на проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов, в том числе по причине того, что земельный участок, используемый ООО «Чистый город», вплотную примыкает к земельному участку Шуховского полигона.
Полагает, что обращение в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» свидетельствует о совершении ответчиком действий по разработке проекта санитарно-защитной зоны.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика МУПг.Кургана «Шуховский полигон ТБО» по доверенности ТавберидзеД.А. настаивал на удовлетворении доводов жалобы.
Прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры Курганской области ФИО6 и представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Курганской области ФИО5 полагали доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для их удовлетворения и отмены или изменения решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации, в статье 11 Федерального закона от 10января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в абзаце 2 статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно статьям 2, 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Соблюдение юридическими лицами санитарных правил является обязательным и в силу статьи 39 указанного Федерального закона. Положениями части 3 статьи 16 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с пунктом 3.1.6 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 мая 2001 г. № 14 «О введении в действие санитарных правил» для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.
Порядок разработки и установления санитарно-защитной зоны регламентируется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74.
В соответствии с правилами пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств ответчика, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, должна быть установлена специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона). По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух; установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
В силу пункта 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдения, представляемой в составе проекта.
Как следует из материалов дела, Курганским межрайонным природоохранным прокурором Курганской области проведена проверка соблюдения МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» требований санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Управлением Росприроднадзора по Курганской области 29 июля 2016 г. МУПг. Кургана «Шуховский полигон ТБО» выдана лицензия № на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на производственной площадке (полигон), расположенной в районе Шуховского лесничества Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области.
26 октября 2017 г. между администрацией г. Кургана и МУП «Шуховский полигон ТБО» заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов, находящегося в собственности МУ г. Кургана с кадастровым номером 45:08:010101:2, площадью 235955 кв. м в границах, указанных в выписке из ЕГРН, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью (пункт 1.1 договора). Разрешенное использование участка: для обслуживания полигона твердых бытовых отходов.
Пунктом 4.1.4 договора аренды предусмотрено право арендодателя изменить или досрочно расторгнуть договор при необходимости изъятия земель для государственных или муниципальных нужд.
Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30 октября 2017 г. № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области» установлено, что указанный производственный участок является официальным объектом размещения твердых коммунальных отходов на территории Курганской области.
В соответствии с предписанием Управления Роспотребнадзора по Курганской области ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» 27 июня 2022 г. подготовлено экспертное заключение №, которым подтверждено, что МУП «Шуховский полигон» проект санитарно-защитной зоны на указанную площадку не имеет.
В связи с несоблюдением предприятием вышеуказанных требований законодательства, на основании материалов проверки Курганской межрайонной природоохранной прокуратуры виновное должностное лицо МУП «Шуховский полигон» – инженер-эколог ФИО3 Управлением Роспотребнадзора по Курганской области привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Курганской городской Думы от 17 ноября 2017 г. № 205 утвержден перечень объектов муниципальной собственности г. Кургана, предлагаемых к передаче в государственную собственность Курганской области, согласно приложению. Так в государственную собственность Курганской области передан земельный участок с кадастровым номером №, категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования – специальная деятельность (размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки), площадью 119032 кв. м. Адрес местонахождения объекта: <адрес>.
На основания распоряжения Губернатора Курганской области от 6 июля 2020г. № 73-П-р земельный участок с кадастровым номером 45:08:010101:496 площадью 119032 кв. м предоставлен в аренду без проведения торгов Обществу с ограниченной ответственностью «Чистый город» для размещения объекта коммунально-бытового назначения «Мусоросортировочный комплекс «Кетовский» (заключен договор аренды земельного участка № 1531-з от 9 июля 2020 г.).
Поскольку МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» не разработан проект санитарно-защитной зоны производственной площадки (полигон), расположенной в районе Шуховского лесничества Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области и не получено на него положительное санитарно-эпидемиологическое заключение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, что привело к нарушению интересов неопределенного круга лиц, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Оспаривая решение суда, МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» ссылается на распоряжение Губернатора Курганской области от 6 июля 2020 г. №73-П-р, которым ООО «Чистый город» предоставлен в аренду земельный участок площадью 119032 кв. м, что привело к неустранимым препятствиям в получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проекта санитарно-защитной зоны.
Судебная коллегия отклоняет указанный довод апелляционной жалобы, поскольку представленным в материалы дела экспертным заключением ФБУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» от 27 июня 2022 г. № 45-20-12-ОИ-944-2022 подтверждается, что полигон твердых бытовых отходов МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно заполнение полигона осуществляется с нарушением санитарных правил (промежуточные слои не достаточны, дренажные трубы не закладываются в слои, сбор фильтрата не организован); не разработаны мероприятия по ограничению поступающих веществ в водные объекты; в представленной типовой инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов не отражены вопросы контроля за составом поступающих отходов; отсутствует система сбора и отвода биогазов.
Таким образом, основанием для отказа в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проекта санитарно-защитной зоны послужил ряд нарушений санитарных правил, а не уменьшение площади или примыкание земельного участка, предоставленного ООО «Чистый город», к земельному участку Шуховского полигона.
При этом вопреки доводам ответчика права ООО «Чистый город» в данном случае не затрагиваются, поскольку предметом спора является обязанность ответчика по установлению санитарно-защитной зоны вокруг используемого им земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. №222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Таким образом, обращение МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» в ФБУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» не свидетельствует о совершении ответчиком действий по разработке проекта санитарно-защитной зоны, а, следовательно, указанный довод апелляционной жалобы не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда. При этом саму обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны и получения на него положительного санитарно-эпидемиологического заключения, ответчик не оспаривает.
Обстоятельства, на которые ссылается податель жалобы, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 11 января 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» – без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.Е. Коурова
Судьи: Е.С. Резепина
С.Я. Артамонова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.04.2023.