Судья:Шибаева Е.Н. дело № 33-13157/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ22 июля 2013 года г. Красногорск Московской области
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего: Рыковой Г.М,
судей: Беляева Р.В., Забелиной Ю.А.,
при секретаре Лысяковой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и СПК «Тимонино» на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 11 марта 2013 года по делу по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Исаковой А.Б. о признании права собственности на часть земельного участка отсутствующим,
заслушав доклад судьи Беляева Р.В.,
объяснения председателя СПК «Тимонино» Пашкова А.Ф., представителя СПК «Тимонино» Отвиновского Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к Исааковой А.Б. о признании отсутствующим право собственности ответчицы на часть земельного участка №126, с кадастровым номером 50:26:018061:9, площадью 0,0442 га, расположенного по адресу: <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указал, что в собственности ответчицы находится земельный участок №126, площадью 1190 кв.м, расположенный по вышеуказанному адресу, часть которого площадь 0,0442 га расположена на землях государственного лесного фонда. Постановка на кадастровый учет спорного участка была проведена ответчицей в нарушении действующего законодательства.
Ответчица Исакова А.Б. и ее представитель в судебное заседание не явились. Ранее представитель ответчицы возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица - Управления Росимущества по Московской области в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица - СПК «Тимонино» в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 11 марта 2013 года в удовлетворении иска отказано.
С постановленным решением суда не согласились Комитет лесного хозяйства Московской области и СПК «Тимонино», которые в апелляционных жалобах просят его отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт включения в ГЛР спорного земельного участка не является надлежащим доказательством того, что часть участка ответчицы входит в состав лесного фонда, а также наличия права собственности РФ в лице истца на спорные земельные участки. Суд также указал, что правоустанавливающие документы на земельный участок ответчицы, а также прежнего собственника, границы данного участка, истцом не оспорены, при этом, границы участка лесного фонда не установлены. Кроме того, признание права отсутствующим на часть земельного участка невозможно.
Однако, с таким выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ответчица является собственником спорного земельного участка №126, площадью 1190 кв.м. в СПК «Тимонино», на основании договора-купли продажи от 22.07.2003. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 11.07.2003, его кадастровое дело в Апрелевском филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» отсутствует.
Как следует из положений ст.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Подпунктом 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а гражданам в силу ст. 71 Лесного кодекса РФ могут предоставляться только в аренду и безвозмездное срочное пользование, так как согласно ст. 27 данного Кодекса, земельные участки лесного фонда не могут предоставляться в частную собственность, а размещение садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан для ведения дачного хозяйства и садоводства на землях лесного фонда запрещено.
Исходя из положений ст. 69 Лесного кодекса РФ, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы, площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным) выделам, их границам и площади.
Согласно ч.3 ст. 4.1 ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного Кодекса РФ", государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В силу ст. 4.2 того же Закона, лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015 признается юридически действительным. При этом, в соответствии с требованиями статьи 4.4 того же закона, в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участкав Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Кроме того, согласно со ст. 39 ФЗ "О кадастре недвижимости", согласование местоположения границ производится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного использования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Следовательно, сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, являются доказательством принадлежности участка к землям лесного фонда.
Принимая во внимание нормы указанных Федеральных законов, судебная коллегия считает незаконным отказ суда в удовлетворении требований истца о признании отсутствующим права собственности ответчицы на земельный участок в части границ земельного участка, принадлежащего истцу.
Судебная коллегия также считает, что постановка на кадастровый учет земельного участка ответчицы была произведена в нарушении положений Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и проводилась без учета факта смежества этого участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, с землями лесного фонда, а также без учета сведений, содержащихся в планшете 78 квартала Алабинского участкового лесничества Наро-фоминского лесничества ФГУ «Мособллес», согласно которому часть указанного участка частично занимает земли лесного фонда, относящиеся к федеральной собственности и ограниченные в обороте (л.д. 21).
Доказательств обратного, в силу требований ст. 56 ГПК РФ, ответчицей суду представлено не было.
Судебная коллегия отмечает, что лесоустроительные материалы (л.д. 19,20), представленные в материалы дела, отражают достоверные сведения о местоположении, границах кварталов, выделов и основных характеристиках участков лесного фонда.
Суд указанным доказательствам в нарушении требований ст.67 ГПК РФ надлежащей оценки не дал.
Поскольку земельный участок ответчицы частично занимает земли лесного фонда, то отсутствуют правовые основания отказа в удовлетворении иска.
С учетом изложенного, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда не имелось, в связи с чем, решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 11 марта 2013 года, в силу п.п.1 и 4 ч.1 и ч. 3 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене.
Поскольку судом допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, а также неправильно определены значимые для дела обстоятельства, судебная коллегия находит возможным по имеющимся в деле материалам, принять по делу новое судебное решение об удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 11 марта 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области к Исааковой А.Б. удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Исааковой Анны Борисовны на часть земельного участка №126, с кадастровым номером 50:26:018061:9, площадью 0,0442 га, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, у дер. Тимонино, СПК «Тимонино», в следующих координатах:
Ось Х | Ось У | |
1 | 440297,730 | 2162384,270 |
2 | 440298,520 | 2162362,260 |
3 | 440266,290 | 2162370,240 |
4 | 440276,200 | 2162393,030 |
Данное решение является основанием для внесения изменений в ЕГРП.
Председательствующий
Судьи