Дело №а-128/2022
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
21 марта 2022 года <адрес>
Ногайский районный суд Республики ФИО3 в составе:
Председательствующего судьи Аюпова Р.А., при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МРИ ФНС России № по Республике ФИО3 к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере,
УСТАНОВИЛ:
МРИ ИФНС России по Республике ФИО3 обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
В административном исковом заявлении истец указал, что ФИО2 (ИНН 052502241220) состоит на учете МРИ ФНС России № по РД в качестве налогоплательщика.
Обязанность по уплате налогов или сборов распространяется на всех налогоплательщиков и возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: Индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. В соответствии со ст.419 НК РФ административный ответчик является плательщиком страховых взносов. Задолженности административного ответчика ФИО3 А.З. в связи с прекращением им деятельности 03.03.2021г. рассчитана следующим образом: -страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период 2021 года в размере 1 472,28 руб., пеня в размере 3,72руб.; -страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный период 2021 года в размере 5 669,68руб., пеня в размере 14,32 руб.
Инспекцией в отношении должника выставлено требование от 05.04.2021г № об уплате налога, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени.
До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
В связи с тем, что данное требование не было исполнено в установленный законом срок, руководствуясь ст. 48 НК РФ, ст. 123.3 КАС РФ МРИ ФНС России № по РД было направлено заявлено о вынесении судебного приказа в отношении ФИО3 А.З. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа истцу в отношении административного ответчика, в связи с истечением процессуального срока взыскания.
В связи с загруженностью Межрайонной ИФНС России № по РД своевременная подача заявления о вынесении судебного приказа в мировой суд не представилась возможной.
Отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока может привести к потере бюджета.
Учитывая изложенное, просит суд восстановить пропущенный срок взыскания задолженности с ФИО2. Взыскать с ФИО2 задолженность по:
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период 2021 года в размере 1 472,28 руб., пеня в размере 3,72руб.;
-страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный период 2021 года в размере 5 669,68руб., пеня в размере 14,32 руб.
Представитель Административного истца, будучи заблаговременно извещенным о времени и месте рассмотрения административного искового заявления, в суд не явился, о причинах своей неявки суду надлежащим образом не сообщил и не просил суд об отложении судебного разбирательства по административному делу.
Административный ответчик ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявил, письменных возражений относительно заявленного административного иска не представил. И суд рассмотрел административное дело по имеющимся в нем доказательствам.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч.2 ст.289 КАС РФ.
Суд, изучив и исследовав письменные доказательства по делу, находит требование административного истца необоснованным и подлежащим отказу по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, согласно Выписки из Единого государственного реестра индивидуального предпринимателя, сведения о регистрации ФИО2 в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя внесены ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ были внесены сведения о прекращении ФИО3 А.З. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно имеющегося Требования № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за административным ответчиком ФИО3 А.З. имеется задолженность по:
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период 2021 года в размере 1 472,28 руб., пеня в размере 3,72руб.;
-страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный период 2021 года в размере 5 669,68руб., пеня в размере 14,32 руб.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Порядок исчисления и размеры пени за просрочку уплаты налога установлены статьей 75 НК РФ.
Исходя из представленных административным истцом документов, суд находит установленным факт неисполнения налогоплательщиком ФИО3 А.З. обязанности по своевременной оплате налогов.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Из представленного административным истцом определения мирового судьи судебного участка№<адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ, в принятии заявления Межрайонной ИФНС России № по РД о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 недоимки по уплате налогов в общей сумме 106 807, 36рублей, -отказано.
Таким образом, судом установлено, что согласно определения мирового суда судебного участка № <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ, а так же сведениям, изложенным в административном исковом заявлении, МРИ ФНС России № по РД обратилась в мировой суд за пределами шестимесячного срока обращения в суд о взыскании налогов, установленный ч.2 ст. 286 КАС РФ.
При этом административный истец просит суд восстановить им пропущенный срок взыскания задолженности с должника ФИО3 А.З. Однако представителем административного истца суду не представлены надлежащие доказательства уважительности пропуска срока на обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки с административного ответчика. В административном иске причиной пропуска срока административный истец указывает на загруженность инспекции.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Частью 5 ст. 138 КАС Российской Федерации установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, суд установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд приходит к выводу о невозможности признать уважительными, и суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Суд считает, что в данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. Загруженность инспекции не является объективной причиной для признания пропуска срока на обращения в суд уважительной причиной.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Исходя из изложенного, административный иск МРИ ФНС России №по РД подлежит отказу в удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска МРИ ФНС России № по Республике ФИО3 ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере всего в размере 7 160 руб, - отказать в связи с пропуском срока исковой давности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики ФИО3 в месячный срок с момента его оглашения.
Председательствующий
судья Р.А.Аюпов