Ленинский районный суд г. Махачкалы РД
судья Айгунова З.Б.
дело № 2-4582/2023
УИД- 05RS0031-01-2023-006647-36
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 марта 2024 года, № 33-3032/2024, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО8,
судей ФИО3 и ФИО4
при секретаре судебного заседания ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Махачкалы, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы» и МБУ «Благоустройство города Махачкалы» о признании бездействий по содержанию улиц в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения незаконными и обязании выполнить мероприятия по содержанию улиц,
по апелляционной жалобе ответчика - Администрации ГОсВД «город Махачкала» на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 02 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО8, пояснения прокурора Гаджимагомедова М.Г., полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
Заместитель прокурора г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Махачкалы, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы» и МБУ «Благоустройство города Махачкалы» о признании бездействия выразившегося в невыполнении мероприятий по содержанию участка улично-дорожной сети от дома №1 до дома №37 по ул.Кавалеров Орденов Славы г.Махачкалы (участок дороги от перекрестка с пересечением ул.Булача до пересечения с ул. Газпромная) в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно необустройстве проезжей части автомобильной дороги покрытием в соответствии с ГОСТ незаконными и обязании выполнить мероприятия по содержанию вышеуказанного участка в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно устранить дефекты покрытия проезжей части автомобильной дороги и обустроить проезжую часть покрытием в соответствии с ГОСТ, в обосновании которого указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В ходе проверки установлено, что вышеуказанный участок улично-дорожной сети не соответствует требованиям нормативным документов в указанной сфере, а именно имеет выбоины и ямы размер которых превышает предельно допустимые повреждения проезжей части улицы. Выявленные недостатки подтверждаются информацией ОГИБДД УМВД РФ по г.Махачкала.
Прокурором Ленинского района г.Махачкалы в адрес Главы администрации г.Махачкалы вынесено представление об устранении вышеуказанных нарушений, при этом по настоящее время представление не исполнено.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 02 октября 2023 года постановлено:
«Исковые требования заместителя прокурора г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Признать бездействия администрации г.Махачкалы, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы» и МБУ «Благоустройство города Махачкалы» выразившиеся в невыполнении мероприятий по содержанию участка улично-дорожной сети от дома №1 до дома №37 по ул.Кавалеров Орденов Славы г.Махачкалы (участок дороги от перекрестка с пересечением ул.Булача до пересечения с ул.Газпромная) в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно необустройстве проезжей части автомобильной дороги покрытием в соответствии с ГОСТ, незаконными.
В удовлетворении остальной части иска отказать».
На данное решение ответчиком - Администрация ГОсВД «город Махачкала» подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
В целях организации исполнения вопросов местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них органом местного самоуправления создано муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы».
Решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 4 июня 2015г. № 38-5 утверждено Положение о МКУ УЖКХ города Махачкалы. На смену указанного положения решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 2 августа 2018г. № 27-5 было утверждено новое Положение о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы» (далее по тексту - Положение), в соответствии с которым управление является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Махачкалы, созданным в целях реализации муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории города (п.1 Положения).
Управление является отраслевым подразделением Администрации города Махачкалы и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п.2 Положения).
Согласно пунктам 3, 12.1 указанного Положения Управление обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, быть истцом и ответчиком в суде, к полномочиям которого отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии законодательством Российской Федерации.
Приведенные обстоятельства в совокупности дают основания для вывода о том, что ненадлежащее содержание участка дороги допущено не должностным лицом администрации. Фактически лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и дорожных сооружений является МКУ "УЖКХ г. Махачкалы", которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.
Данное учреждение создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, соответствующая автомобильная дорога принадлежит указанному учреждению на праве оперативного управления, оно является лицом, ответственным за содержание этой автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, деятельность учреждения финансируется из средств городского округа.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 24 указанного выше Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В силу ст. 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, определяет, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, при этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (подп. подп. 6 и 12 ст. 3).
Автомобильной дорогой согласно названному Федеральному закону признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а владельцами автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. подп. 1 и 7 ст. 3).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
На основании ч. 1 ст. 34 указанного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Пунктом 4 ст. 6 ФЗ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к состоянию дорог нормативно закреплены Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, которым утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с данным стандартом покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по обращению гражданина Галимова Р.А., прокуратурой Ленинского района г.Махачкалы совместно с ОГИБДД УМВД по РД г.Махачкалы проведено обследование состояния УДС автомобильных дорог г.Махачкалы, ул.Кавалеров Ордена Славы на предмет соответствия требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Установлено, что участок улично-дорожной сети от дома № 1 до дома № 37 по ул. Кавалеров Орденов Славы г. Махачкалы (участок дороги от перекрестка с пересечением ул. Булача до пересечения с ул. Газпромная) не соответствует требованиям нормативных документов в сфере безопасности дорожного движения, а именно, в нарушение утвержденных приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» указанная автомобильная имеет выбоины и ямы, размеры которых превышают предельно допустимые повреждения проезжей части улицы.
Указанное подтверждается протоколом инструментального обследования дороги от 05.07.2023, составленный государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по г. Махачкала по результатам обследования вышеуказанного участка улично-дорожной сети, согласно которому по ул. Кавалеров Ордена Славы выявлены дефекты на проезжей части дороги в виде выбоин, чем нарушены требования ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Факт несоответствия состояния проезжей части на указанных выше улицах установленным требованиям подтверждается приложенным к иску фотографиям и в суде не оспаривается.
Заместителем прокурора Ленинского района г. Махачкалы в адрес Главы администрации г. Махачкалы 18.02.2023 внесено представление № 02-06/01-2023 от 18.02.2023 об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Между тем, на имя заместителя прокурора Ленинского района г. Махачкалы врио заместителя Главы Администрации г. Махачкалы от 23.03.2023 направлено письмо, из которого усматривается, что работы по устранению дефектов на дорожном полотне запланированы на апрель-май текущего года силами МБУ «Благоустройство» г. Махачкала.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден национальный стандарт РФ – ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения, скоростью.
Установлен факт несоответствия дорожного покрытия требованиям ГОСТ 50597-2017 и ГОСТ Р 52766-2007 Приведение в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 которого необходимо в целях защиты жизни, здоровья и обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 7 ст.3 ФЗ-257 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Владельцами автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п.7 ст.3 ФЗ-257.
Исходя из положений ст.ст. 34 и 37 ФЗ-257 местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входят в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренным уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по вопросов местного значения.
Материалами дела установлено, что решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 02.08.2018 N 27-5 утверждено положение о МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», согласно которому управление является отраслевым подразделением администрации г. Махачкалы и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Принимая во внимание, что дорожная деятельность, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог отнесена к вопросам местного значения, установив нарушения, угрожающие безопасности дорожного движения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны администрация г. Махачкалы имеет место ненадлежащее исполнение полномочий по организации обеспечения безопасности дорожного движения.
Принимая во внимание, что мероприятия по содержанию участка улично-дорожной сети от дома №1 до дома №37 по ул.Кавалеров Орденов Славы г.Махачкалы (участок дороги от перекрестка с пересечением ул.Булача до пересечения с ул.Газпромная) в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно устранение дефектов покрытия проезжей части автомобильной дороги и обустройстве проезжей части покрытием в соответствии с ГОСТ выполнены, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований, удовлетворив лишь требование истца о признании бездействия ответчиков незаконными.
Суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда первой инстанции, частично удовлетворившего заявленный прокурором иск.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» является ненадлежащим ответчиком по данному делу, отклоняется судебной коллегией, поскольку финансовое обеспечение в сфере безопасности дорожного движения осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов, ввиду чего прокуратурой г. Махачкалы и было предъявлено требование об обязании выполнить мероприятия по содержанию улиц.
В силу ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение суда отвечает требованиям ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены по доводам жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 02 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в г. Пятигорск через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 01.04.2024 г.
Председательствующий
Судьи: