Дело № 2а-27/2021(2а-1426/2020)
УИД 16RS0045-01-2020-003369-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2021 года город Казань
Авиастроительный районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего Ахуновой Г.Г.,
при секретаре судебного заседания Саттаровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рахматулина К.И. к главному специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Зарипову Р.Р., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства,
установил:
Рахматулин К.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан) о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений требований земельного законодательства.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Татарстан Зариповым Р.Р. была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении Рахматулина К.И., в результате которой установлено ненадлежащее использование административным истцом земельного участка.
Так, должностным лицом Управления Росреестра по Республике Татарстан было установлено, что Рахматулиным К.И., являющимся собственником земельного участка с кадастровым номером 16:50:221031:50, площадью 547 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, путем размещения бетонного основания самовольно занята часть земельного участка неразграниченной государственной собственности общей площадью 7,80 квадратных метров, прилегающий к его земельному участку с восточной стороны.
Полагает данное предписание незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы на том основании, что умысла на самовольное занятие земельного участка неразграниченной государственной собственности у него не было, он не предпринимал никаких мер для воспрепятствования доступа на земельный участок законных владельцев и не использовал часть земельного участка в личных целях. Указывает, что предписание является неисполнимым, поскольку в нем отсутствует указание на порядок и способ устранения нарушения земельного законодательства.
В связи с указанными обстоятельствами Рахматуллин К.И. просит признать незаконным предписание Управления Росреестра по Республике Татарстан об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Административный истец Рахматуллин К.И. и его представитель Татиев Р.К. в судебном заседании административное исковое заявление поддержали, просили удовлетворить. Рахматулин К.И. суду пояснил, что не имеет отношения к бетонным основаниям, расположенным на земельном участке неразграниченной государственной собственности, поскольку они были установлены предыдущим собственником принадлежащего ему в настоящее время земельного участка.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Татарстан Ахметшин А.А. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать. Суду пояснил, что предписание было вынесено должностным лицом Управления Росреестра по Республике Татарстан на основании проведенных проверочных мероприятий, при соблюдении требований действующего законодательства, в связи с чем, является законным.
Представитель заинтересованного лица муниципального казенного учреждения «Администрация Авиастроительного и <адрес>ов исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» Алимбаева Д.Х. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель заинтересованного лица исполнительного комитета муниципального образования <адрес> Шайхутдинов М.Р. разрешение вопроса по предъявленным административным истцом требованиям оставил на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Сабирзянова Р.Р. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила отказать.
Административный ответчик главный специалист-эксперт Зарипов Р.Р., заинтересованное лицо главный инспектор Чабдаров И.Ш., представитель заинтересованного лица муниципального казенного учреждения «Управление административно-технической инспекции исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены.
Представитель заинтересованного лица муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на административное исковое заявление.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Положениями пункта 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с главами 3 и 4 Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В силу подпунктов 7 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается, в том числе, на принципах платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно пункту 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Пунктом 7 приведенной статьи Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктом 3 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок; требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В силу пункта 129 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0240, в случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований юридическому лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю или гражданину, в отношении которых проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю.
Из материалов дела следует, что Рахматулин К.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 547 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Республике Татарстан поступило заявление от Сабирзяновой Р.Р. о проведении проверки в отношении Рахматулина К.И. в связи с допущением им нарушений земельного законодательства и возложении на него обязанности демонтировать бетонные основания бывшего забора, находящегося на муниципальном земельном участке.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Управления Росреестра по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № Р/1904 главным специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Зариповым Р.Р. в отношении Рахматулина К.И. проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт, из которого следует, что в ходе проверки были выявлены нарушения Рахматулиным К.И. требований земельного законодательства, выразившиеся в самовольном занятии путем размещения бетонного основания части земельного участка неразграниченной государственной собственности площадью 7,80 квадратных метров, прилегающего к земельному участку административного истца с восточной стороны.
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Зариповым Р.Р. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации №, в соответствии с которым Рахматулину К.И. предписано устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии земельного участка общей площадью 7,80 квадратных метров, путем оформления документов на земельный участок, используемый самовольно, либо путем освобождения земельного участка.
Выявленные должностным лицом Управления Росреестра по Республике Татарстан нарушения земельного законодательства стали основанием для составления в отношении Рахматулина К.И. протокола об административном правонарушении по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Татарстан Белкиным А.А. вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Рахматулина К.И. в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Данное постановление было обжаловано Рахматулиным К.И. в районный суд, и решением судьи Авиастроительного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица Управления Росреестра по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Авиастроительного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
В данном случае из материалов дела видно, что реализуя предоставленные законом полномочия, главным специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Зариповым Р.Р. была проведена внеплановая проверка соблюдения административным истцом требований земельного законодательства, в результате которой выявлены нарушения требований земельного законодательства, допущенные Рахматулиным К.И., поскольку сведения о местоположении границ спорного земельного участка, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, противоречили фактическому землепользованию. Указанное явилось основанием для внесения надзорным органом в адрес Рахматулина К.И. предписания об устранении нарушений земельного законодательства.
При этом довод административного истца о том, что умысла на использовании земельного участка неразграниченной государственной собственности у него не было, правового значения для дела не имеет и не является основанием для освобождения от выполнения требований, предъявляемых земельным законодательством Российской Федерации.
Отклоняются судом и доводы административного истца о том, что предписание является неисполнимым в связи с отсутствием в нем указания на порядок и способ устранения нарушения земельного законодательства, поскольку из содержания оспариваемого предписания видно, что в нем приведены 2 способа устранения нарушений - оформление документов на земельный участок, используемый самовольно, либо освобождение земельного участка.
При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое предписание обоснованно выдано полномочным должностным лицом, установившим нарушение требований земельного законодательства, выразившихся в использовании дополнительного земельного участка без предусмотренных законодательством прав, при этом, доказательств неисполнимости указанного предписания не представлено, оснований для признания незаконным предписания не имеется, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований Рахматулина К.И. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Рахматулина К.И. к главному специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Зарипову Р.Р., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Авиастроительный районный суд <адрес> Республики Татарстан.
Судья Ахунова Г.Г.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ