Судья Игушева И.В. дело № 12-175/2023
(№ 5-1289/2023)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Санжаровская Н.Ю., при секретаре Калинкович И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 27 сентября 2023 года в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника Воробьёва Виктора Викторовича – Никулина Андрея Владимировича на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Воробьёва Виктора Викторовича,
установил:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 августа 2023 года Воробьёв В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей без конфискации предмета административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Воробьёва В.В. – Никулин А.В. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене указанного судебного акта как незаконного и необоснованного, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании Верховного Суда Республики Коми должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста России по Республике Коми Леонова Н.В. с доводами жалобы не согласилась.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитник, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании при его рассмотрении не приняли, о причинах своей неявки суд в известность не поставили. В соответствии со статьями 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения должностного лица административного органа, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 года № 2108 утверждены Правила размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
Как усматривается из материалов дела, Воробьёвым В.В. направлен в прокуратуру Республики Коми депутатский запрос от <Дата обезличена> о проверке законности отказа в возбуждении уголовного дела и постановления суда, принятого по жалобе в порядке статьи 125 УПК РФ, в котором отсутствовало указание о наличии у Воробьёва В.В. статуса иностранного агента.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 03 июля 2023 года в отношении Воробьёва В.В. протокола об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьёй 26.2 названного Кодекса установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Воробьёва В.В. в содеянном подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 03 июля 2023 года; распоряжением Минюста России № 367-р от 01 апреля 2022 года о включении Воробьева В.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; депутатским запросом Воробьёва В.В. от <Дата обезличена>, и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не доверять данным доказательствам оснований не имеется, поскольку они получены с соблюдением закона, логичны, последовательны, согласуются между собой в совокупности и достаточны для признания достоверным описанного в постановлении о назначении административного наказания события административного правонарушения.
Привлекая Воробьёва В.В. к административной ответственности, суд первой инстанции, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к обоснованному выводу о доказанности совершения последним вмененного правонарушения.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод судьи городского суда о наличии в деянии Воробьёва В.В. события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Воробьёва В.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Указание в депутатском запросе Воробьёва В.В. сведений, указанных в части 3 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", никак не ограничивает его гарантии как депутата в праве на получение информации и направлении запроса, предусмотренного статьями 16 и 18 Закона Республики Коми от 27 декабря 2006 года № 140-РЗ "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми".
Доводы жалобы о том, что его депутатская деятельность по направлению запроса в прокуратуру Республики Коми о проверке законности отказа в возбуждении уголовного дела и постановления суда, не может быть признана материалом иностранного агента, основана на ошибочном толковании норм закона.
Так, согласно части 1 статьи 1 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
Воробьёвым В.В. запрос в прокуратуру Республики Коми был направлен по вопросам, связанным со своей депутатской деятельностью, то есть в связи с осуществлением им политической деятельности. Указанный запрос не был им направлен как гражданином, физическим лицом.
Таких образом, действия Воробьёва В.В. правильно квалифицированы судом первой инстанции по части 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание Воробьёву В.В. назначено с учетом требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 4 статьи 19.34 названного Кодекса в минимальном размере.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание судебного постановления незаконным и необоснованным, не установлено. Порядок и срок давности привлечения Воробьёва В.В. к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Воробьёва Виктора Викторовича оставить без изменения, жалобу защитника Воробьёва Виктора Викторовича – Никулина Андрея Владимировича – без удовлетворения.
Судья Н.Ю. Санжаровская