... дело №2-1019/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Антощук Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 09 января 2020 года гражданское дело по заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов,
установил:
Минприроды Республики Коми обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности организовать работы по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных на земельном участке в кадастровом квартале ... в ... м южнее земельного участка с кадастровым номером ... к востоку от автодороги подъезд к ... а также провести мероприятия по рекультивации нарушенных земель, указав в обоснование требований, что бездействием ответчика нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала.
Представитель ответчика в суд не явился.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Закона).
К видам негативного воздействия на окружающую среду, согласно части 2 статьи 16 этого же Федерального закона, относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
Из содержания статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается захоронение отходов и в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
В части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 21 указанного Федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 3.4. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.06.2003 не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
Из материалов дела следует, что в связи с поступлением в Минприроды Республики Коми обращения гражданина по факту образования свалки, ** ** ** сотрудниками министерства проведен осмотр территории земельного участка, расположенного в ... м южнее земельного участка с кадастровым номером ... востоку от автодороги подъезд к ..., по результатам которого установлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления (99% древесных отходов, 1% строительных отходов) на общей площади ..., из которых свыше половины покрыто растительностью в вилле травы, кустарников и деревьев. Площадь отвала отходов, не покрытых растительностью, составляет ... Выявленные отходы относятся к 4 и 5 классу опасности для окружающей среды.
Наличие несанкционированного объекта размещения отходов на вышеуказанной территории подтверждается актом осмотра №... от ** ** **, а также фотоматериалами.
Из иска и объяснений представителя истца следует, что несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована. Лицо, которое произвело эти отходы, не установлено.
Выявленные нарушения создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию неопределенного круга лиц и опасность причинения вреда окружающей среде.
Согласно примечанию к пункту 7.8 «ГОСТ 30772-2001.Межгосударственный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст, собственником отходов в случае, если лицо, производящее отходы, не установлено, являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
Участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 24 части 1 статьи 16 Закона).
Кроме того, нормами статей 8,13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления городского округа закреплены в пункте 24 статьи 26 Устава МО ГО «Сыктывкар».
Согласно статье 44 Устава МО ГО «Сыктывкар» исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе по организации мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования, участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых отходов, находится в компетенции администрации городского округа.
С учетом изложенного, администрация МО ГО «Сыктывкар» в рамках своих полномочий обязана организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки древесных отходов, расположенных на спорном земельном участке.
Доказательств ликвидации свалки администрацией не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что непринятие мер по ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов, безусловно, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу, что требования Минприроды Республики Коми являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для исполнения решения суда, указанный в иске (до 01.11.2020) с учетом возможностей ответчика по его исполнению, суд находит разумным.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 01 ноября 2020 года организовать работы по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных на земельном участке в кадастровом квартале ... в пределах координат
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
... и провести мероприятия по рекультивации нарушенных земель, расположенных на этом земельном участке.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
...
Председательствующий О.Л.Саенко