Дело № 2-4774/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2016 года г. Кострома, ул. Долматова, 14
Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
судьи Ветровой С.В.
при секретаре Ковуневе А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нерехтского межрайонного прокурора в интересах Крушельницкой А.А. к администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда
у с т а н о в и л:
Нерехтский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Крушельницкой А.А. к администрации г. Костромы об обязании предоставить Крушельницкой А.А., <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилищного фонда с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда. Свои требования мотивировал тем, что Крушельницкая А.А. <дата> г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать -М. умерла <дата>, отец - О. умер <дата>. В период с <дата> по <дата> находилась на полном государственном обеспечении в ОГКУ «...». На основании договора № о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от <дата> передана на воспитание в семью БА и БВ Приказом территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район № от <дата> договор о передаче Крушельницкой А.А. в приемную семью расторгнут. Приказом территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район № от <дата> установлена предварительная опека над Крушельницкой А.А., попечителем назначена Х., приказом от <дата> № предварительная опека продлена до достижения Крушельницкой А.А. 18-летнего возраста, то есть по <дата>.Крушельницкая А.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> фактически не существует. По данному адресу 31.07.2005 произошел пожар. В 2008 году МУ «Управление жилым фондом» заключен муниципальный контракт № от <дата> на выполнение подрядных работ по объекту - разборка конструкций жилого дома по адресу: <адрес>» па основании которого проведены работы по сносу данного дома.Согласно данным учета от 21.09.2015 г. ГП Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости «Костромаоблтехинвентаризация» относительно Крушельницкой А. А. сведения о регистрации права собственности на недвижимое имущество на территории г. Нерехты и Нерехтского района не поступали. Управлением Росреестра по Костромской области предоставлена информация о наличии у Крушельницкой А.А. на праве общей долевой собственности (доля в праве ...)квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м. Согласно постановлению главы администрации городского поселения город Нерехта от <дата> № учетная норма площади жилого помещения на территории городского поселения город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области в отдельном жилом помещении составляет 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. То есть ... кв.м. - общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении. Территориальным отделом социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район принято заключение о признании невозможным факт проживания в ранее занимаемом жилом помещении от <дата> №. Согласно приказу Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от <дата> № Крушельницкая А.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Крушельницкая А.А. в период с <дата> по <дата> обучалась в ОГБОУ СПО «...». В период с <дата> по <дата> зарегистрована по месту пребывания в общежитии ОГБОУ СПО «...». В настоящее время Крушельницкая А.А. обучается в ФГБОУ ВПО «...» по заочной форме обучения с полным возмещением затрат. С момента окончания ОГБОУ СПО «Костромской ...» проживает по адресу: <адрес>. Местом жительства Крушельницкой А.А. основании ст. 20 ГК РФ следует признать г. Кострома Костромской области. С <дата> по настоящее время работает в ... С <дата> по <дата> работала ...
В ходе рассмотрения дела Нерехтский межрайонный прокурор исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Истец Крушельницкая А.И. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, пояснила, что проживает в г. Костроме, сначала во время обучения в ОГБПОУ «...», в настоящее время работает, трудовой договор заключен на неопределенный срок. Полагает своим местом жительства г. Кострому.
Представитель администрации городского округа город Кострома по доверенности Мальцева И.В. исковые требования не признала, полагала, что поскольку субвенции в бюджет городского округа город Кострома из бюджета Костромской области не поступали, у городского округа отсутствует обязанность по предоставлению жилого помещения, полагала Крушельницкую А.И. не проживающей на территории города Костромы.
Представитель администрации Костромской области Поройкова С.В. полагала, что оснований для обращения в суд с данным заявлением у прокурора не имелось, права Крушельницкой А.И. не нарушались, факт отсутствия жилого помещения пригодного для проживания не подтвержденн.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Департамент социальной зашиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамент финансов Костромской области, Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, Управление строительства и капитального ремонта администрации города Костромы, о времени и месте судебного заседания извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1).
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (п. 1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
На основании п. 8 ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии ст. ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1). Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013г., действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст. 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области 3 620-5-ЗКО от 23.12.2014 года, органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).
В ходе рассмотрения дела установлено, что Крушельницкая А.А. родилась <дата>, <адрес> Мать М. умерла <дата>, запись акта о смерти № от <дата>, отец О. умер <дата>, запись акта о смерти № от <дата>.
<дата> Крушельницкая передана на воспитание в приемную семью, <дата> договор о передаче ребенка в приемную семью расторгнут, Крушельницкая ... направлена в ФГОУ СПО «...», постановлением территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства муниципального района город Нерехта и Нерехтского района от №-от <дата> установлена опека Х..
Таким образом, истец Крушельницкая А.А. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Крушельницкая А.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с <дата> по настоящее время. Жилое помещение <адрес> уничтожена пожаром (информация ТОНД Нерехтского района от 01.10.2015 г.). На основании муниципального контракта № от <дата>, акта о приемке выполненных работ, произведена разборка жилого дома.
Одновременно на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>, Крушельницкая А.А. является собственником ... доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> после смерти О..
Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> №, площадь квартиры составляет ... кв.м.
Наследственные дела в отношении имущества матери - ... нотариусами Мартыновой О.Ю., Савельевой Г.В., в нотариальный округ которых входит Нерехтский район, не заводились. При этом, наличие в собственности отчима Крушельницкой А.А.-П. жилого помещения, приобретенного за счет субсидии, предоставленной в связи с участием в боевых действиях, не создает какого-либо права Крушельницкой АА. в отношении данного жилого помещения.
Заключением территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район от 02.03.2015 года проживание Крушельницкой А.А. в ранее занимаемом помещении признано невозможным.
Таким образом, истец Крушельницкая А.А. не может быть признана обеспеченной жильем, поскольку не является нанимателем или членом семьи нанимателя по договорам социального найма. Проживание в жилом помещении собственником которого она является, признано невозможным. Указанные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 10.03.2015 года №, Крушельницкая А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах истица имеет право на обеспечение ее жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Статья 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007г. № 196-4-ЗКО в ред. от 28.12.2012г. «О специализированном жилищном фонде Костромской области» предписывает администрации Костромской области предоставлять благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, по месту жительства указанных лиц (п.1 ст. 10.1)…. жилое помещение должно предоставляться по договору найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным ст. 6 Закона Костромской области от 25.12.2006г. №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» (п.10 ст. 10.1).
Учитывая, что Крушельницкая А.А. постоянно проживает и работает на территории г. Костромы, что подтверждается пояснениями истицы, свидетеля, согласуется с материалами дела, данными о регистрации истицы, справок об обучении и наблюдении в лечебных учреждениях, жилье желает получить в г. Костроме, Костромской области, суд полагает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу на территории данного муниципального образования.
Доводы ответчика – администрации городского округа город Кострома об отсутствии финансирования из бюджета Костромской области и недостаточности предусмотренных субвенций для исполнения переданных полномочий судом во внимание не принимаются, поскольку в соответствии со ст.ст. 86, 31 Бюджетного кодекса РФ, вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления, недостаточность денежных средств, выделяемых из соответствующего бюджета, на приобретение жилья, не является основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их жильем.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома Костромской области предоставить Крушельницкой А.А., <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Кострома Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Костромы.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Ветрова С.В