Решение по делу № 8Г-16331/2024 [88-17449/2024] от 14.08.2024

УИД 86RS0001-01-2023-006361-71

Дело № 88-17449/2024

мотивированное определение

составлено 25 октября 2024 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск                                                                02 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего         Козиной Н.М.,

                                                судей                          Жуковой Н.А., Шушкевич О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                №2-513/2024 по иску Коробкиной Валерии Александровны к Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о возложении обязанности по организации обеспечения лекарственными препаратами,

по кассационной жалобе Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Коробкина В.А. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Департамент здравоохранения) о возложении обязанности по организации бесплатного обеспечения лекарственными препаратами Кафтрио (элексакафтор/тезакафтор/инвакафтор) и Калидеко (инвакафтор) на постоянной основе.

В обосновании иска указала, что является <данные изъяты> в связи с наличием <данные изъяты>, которое включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний. Решением консилиума врачей ФГБУ «НИИ пульмонологии» ФМБА России ей назначены по жизненным показаниям для лечения на постоянной основе лекарственные препараты Кафтрио (элексакафтор/ тезакафтор/инвакафтор) и Калидеко (инвакафтор) длительно на постоянной основе, в связи с чем она обратилась в Департамент здравоохранения с просьбой об организации обеспечения названными лекарственными препаратами, однако до настоящего времени не обеспечена назначенными ей лекарственными препаратами.

Протокольным определением от 22 января 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено бюджетное учреждение «Нижневартовская городская поликлиника».

Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 февраля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 мая 2024 года, на Департамент здравоохранения возложена обязанность организовать непрерывное бесплатное обеспечение Коробкиной В.А. лекарственными препаратами элексакафтор 100 мг/тезакафтор 50 мг/ инвакафтор 75 мг - 730 таблеток в год и инвакафтор 150 мг - 365 таблеток в год или элексакафтор 100 мг/тезакафтор 50 мг/инвакафтор 75 мг и ивакафтор 150 мг - 1095 таблеток в год на постоянной основе. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Решение суда обращено к немедленному исполнению.

В кассационной жалобе представитель Департамента здравоохранения ставит вопрос об отмене судебных актов первой и апелляционной инстанции, как незаконных и необоснованных, просит принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, которым исковые требования Коробкиной В.А. к Департаменту здравоохранения оставить без удовлетворения.

    Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела также заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец, представитель ответчика, представитель третьего лица, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

    В силу части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.

    Как установлено судами и следует из материалов дела, Коробкина В.А., <данные изъяты> года рождения, является <данные изъяты>.

    Согласно протоколу заседания врачебной комиссии ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства» от 16 октября 2023 года Коробкиной В.А. подтвержден диагноз: <данные изъяты> с которым истец стоит на учете в медицинских учреждениях округа по месту жительства с даты постановки диагноза. Заболевание Коробкиной В.А. <данные изъяты> <данные изъяты>

    Решением врачебной комиссии ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства» от 16 октября 2023 года препараты элексакафтор 100мг/тезакафтор 50мг/ инвакафтор 75мг 730 таблеток в год и инвакафтор 150мг - 365 таблеток в год или элексакафтор 100мг/тезакафтор 50мг/инвакафтор 75мг+ ивакафтор 150 мг - 1095 таблеток в год назначены Коробкиной В.А. по жизненным показаниям длительно на постоянной основе. Лечение замене не подлежит, в отсутствие терапии вышеуказанными препаратами жизнеугрожающее состояние пациентки может развиться в короткие сроки.

    Департамент здравоохранения на обращение Коробкиной В.А. в письме от 29 ноября 2023 года №07-Исх-21636 указал, что препараты «элексакафтор / тезакафтор / инвакафтор + инвакафтор» отсутствуют в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года №2406-р, а также отсутствуют в клинических рекомендациях от 03 сентября 2021 года <данные изъяты>) и в стандарте медицинской помощи взрослым при <данные изъяты> обеспечение им за счет средств федерального бюджета законодательством не предусмотрено. Документы от медицинской организации о назначении указанных лекарственных препаратов в Департамент здравоохранения не поступали.

    На момент рассмотрения дела в суде Коробкина В.А. не была обеспечена бесплатным лекарственным средством необходимым ей по жизненным показаниям, что подтверждается письменными материалами дела и пояснениями представителя ответчика в судебном заседании.

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 7, 18, 20, 41 Конституции Российской Федерации, статей 1, 4, 19, 37, 80, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьи 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статей 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год на плановый период 2023 и 2024 годов», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 2497, постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», пункта 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09 августа 2005 года № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям», исходил из того, что ответчик надлежащим образом не организовал обеспечение истца, страдающего редким (орфанным) заболеванием, необходимыми лекарственными препаратами, назначенными по жизненным показаниям решением консилиума федеральной специализированной медицинской организации, что ведет к нарушению конституционных прав истца на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизни и здоровья, в связи с чем пришел к выводу о возложении на Департамент здравоохранения обязанности по организации непрерывного обеспечения истца лекарственными препаратами с указанием международного непатентованного наименования действующих веществ.

Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оставил решение без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленными судами судебными актами и считает, что они приняты в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.

        Доводы кассационной жалобы о том, что в полномочия Департамента здравоохранения входит ведение регионального сегмента федерального регистра лиц, больных муковисцидозом и выписка рецептов на лекарственные препараты, предоставляемые Минздравом России, в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р, не включены такие препараты таргетной терапии, как: элексафактор/тезакафтор/ивакафтор и ивакафтор(ТРИКАФТА), элексафактор/гезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО), ивакафтор (КАЛИДЕКО), не могут служить основанием для отмены судебных актов.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения (по медицинским показаниям) отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», включены неработающие инвалиды 2 группы.

Порядок оказания медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, регламентирован в статье 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Так, положениями данной статьи предусмотрено, что организация обеспечения лиц, больных в том числе муковисцидозом, лекарственными препаратами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Обеспечение лекарственными препаратами указанных лиц осуществляется по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации и формируемому в установленном им порядке (часть 7).

В целях обеспечения лиц, указанных в части 7 данной статьи, лекарственными препаратами уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, осуществляет ведение Федерального регистра лиц, больных, в том числе муковисцидозом (часть 8).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение регионального сегмента федерального регистра, указанного в части 8 этой статьи, и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (часть 9).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года № 1416 утвержден Порядок организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее - Порядок № 1416).

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 1416 органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья не позднее 1 ноября текущего года представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации заявки на поставку лекарственных препаратов.

В соответствии с объемами поставок лекарственных препаратов, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с учетом решения комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» осуществляет закупку лекарственных препаратов, которые в дальнейшем передаются в субъекты Российской Федерации (пункт 8).

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09 августа 2005 года № 494. Пунктом 3 данного Порядка предусмотрено, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Таким образом, инвалиды 2 группы, страдающие муковисцидозом, подлежат обеспечению всеми лекарственными препаратами (по медицинским показаниям), а не только входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р.

Вопреки доводам кассационной жалобы ответ Департамента здравоохранения на обращение Коробкиной В.А. содержит указание на то, что обеспечение <данные изъяты> в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре осуществляется по перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года №2406-р, в котором препараты «элексакафтор/ тезакафтор/ инвакафтор + инвакафтор» отсутствуют и клиническими рекомендациями от 03 сентября 2021 года «<данные изъяты>), обеспечение им за счет средств федерального бюджета законодательством не предусмотрено, что свидетельствует о фактическом отказе в организации обеспечения истца указанными лекарственными препаратами, назначенными ей консилиумом федеральной специализированной медицинской организации по жизненным показаниям.

Если единственным основанием необеспечения истца спорными лекарственными препаратами являлось отсутствие заключения врачебной комиссии медицинской организации по месту жительства истца, то такая комиссия могла быть организована Департаментом здравоохранения в подведомственном бюджетном учреждении «Нижневартовская городская поликлиника».

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-16331/2024 [88-17449/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Коробкина Валерия Александровна
Ответчики
Департамент здравоохранения ХМАО-Югры
Другие
Нижневартовская городская поликлиника
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
02.10.2024Судебное заседание
02.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее