Решение по делу № 33-8097/2020 от 26.08.2020

Судья Коцарь Ю.А.                     № 2-1732/2020

Докладчик Сляднева И.В.                 № 33-8097/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Слядневой И.В.

судей         Хабаровой Т.А.,Коваленко В.В.    

при секретаре     Павловой А.Ю.            

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 08 октября 2020 гражданское дело по иску Князева Дмитрия Сергеевича к мэрии г.Новосибирска, министерству труда и социального развития Новосибирской области, министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, правительству Новосибирской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение и финансово обеспечить предоставление жилого помещения путем выделения субвенций из бюджета Новосибирской области, поступившее с апелляционной жалобой мэрии г.Новосибирска на решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 29 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Слядневой И.В., объяснения представителя истца Сатониной И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Князев Д.С. обратился в суд с иском к мэрии г.Новосибирска, министерству труда и социального развития Новосибирской области, министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, правительству Новосибирской области, в котором просил обязать мэрию г.Новосибирска предоставить ему благоустроенное жилое помещение на территории г.Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 30 кв.м за счет средств областного бюджета, возложив на министерство труда и социального развития Новосибирской области, правительство Новосибирской области обязанность по финансовому обеспечению предоставления жилого помещения путем выделения субвенций из бюджета Новосибирской области.

В обоснование требований истец указал, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Решением Центрального районного суда г.Новосибирска от 29 июня 2020 года исковые требования Князева Д.С. удовлетворены частично.

На мэрию г.Новосибирска возложена обязанность предоставить Князеву Д.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории г.Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м, за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

В удовлетворении требования о возложении на правительство Новосибирской области, министерство труда и социального развития Новосибирской области обязанности по финансовому обеспечению предоставления жилого помещения путем выделения субвенций из бюджета Новосибирской области отказано.

С указанным решением не согласилась мэрия г.Новосибирска. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в связи с изменениями в законодательстве внеочередное предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 января 2013 года не предусмотрено, а истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, 22.03.2017г. Внеочередное предоставление истцу жилого помещения нарушает права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящихся к такой же категории, и поставленных на учет раньше истца.

При этом мэрией г.Новосибирска ведется активная работа по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с объемом выделенных из областного бюджета целевых субвенций, однако объема финансирования, направляемого из областного бюджета на предоставление жилых помещений гражданам, указанным в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», недостаточно для обеспечения потребностей данной категории лиц согласно списку.

Кроме того, в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, жилые помещения перечисленной в данном пункте категории лиц предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.

Место жительства в соответствии со статьей 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» должно быть подтверждено регистрацией.

Истцом в материалы дела при его рассмотрении в суде первой инстанции не было представлено доказательств его регистрации в жилом помещении по адресу: <адрес>. Кроме того, истцом в материалы дела не представлен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Также в материалах дела имеется запрос истца в Управление Росреестра по <адрес> и по <адрес>, однако сведения из данных органов об отсутствии у истца жилых помещений на праве собственности на момент рассмотрения дела в суд первой инстанции не поступили. Из имеющийся в материалах дела справки «Новосибирского центра инвентаризации и технического учета» следует, что на сегодняшний день Князев Д. С. является собственником <данные изъяты> (совместно) доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Заключение межведомственной комиссии о признании непригодным для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>, в соответствии с Порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», истцом не представлено.

Также истцом при рассмотрении данного дела в суде первой не подтверждено отсутствие у него брачных отношений и детей.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда явилась представитель истца, поддержала требования иска.

Не явились истец и ответчики, извещены заказной корреспонденцией с уведомлением. О причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, ч.1 ст.327 ГПК РФ, а также ст.165.1 ГК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещение которых следует считать надлежащим.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что <данные изъяты> родился Князев Д.С., матерью которого является КСА, отцом - КСГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 12).

<данные изъяты>

Решением Кировского районного суда <адрес> от 22.10.1998г. КСА лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Князева Д.С. (л.д. 13).

Распоряжением администрации Кировского района от 02.12.1998г. Князев Д.С. определен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение. При этом за истцом закреплено право пользования находящимся в долевой собственности жилым помещением в <адрес> в <адрес>, до его совершеннолетия (л.д. 14).

Из представленной в материалы дела справки <данные изъяты> в период с 22.10.1998г. по 01.09.2005г. Князев Д.С. являлся воспитанником указанного детского дома (л.д. 38).

В период с 13.09.2005г. по 01.09.2014г. Князев Д.С. являлся воспитанником МБОУ г.Новосибирска «Кадетская школа-интернат «Сибирский Кадетский Корпус» Заельцовского района г.Новосибирска (л.д. 22).

На основании договора мены от 04.11.2002г. КНА, КСА, КЕА, а также Князев Д.С. с согласия органа опеки обменяли принадлежащую им квартиру по адресу: <адрес> на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты> и квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащие САН (л.д.15-16). Передача объектов недвижимости подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43), Князеву Д.С. принадлежит <данные изъяты> доля в общей долевой собственности в отношении указанной квартиры, а также <данные изъяты> доля в праве собственности на земельный участок (л.д. 20) на основании указанной сделки.

Данная сделка органами власти, которые обязаны осуществлять функции опеки в отношении несовершеннолетнего лица, оставшегося без попечения родителей, оспорена не была, право пользования ранее занимаемой квартирой в г.Новосибирске в порядке реституции истцу не возвращено. После обмена жилых помещений за истцом не было закреплено право пользования домовладением в <адрес>, мер к сохранности этого жилья органами опеки и местной власти не предпринималось.

При этом заключением комиссии №1 от 18.04.2014г. установлена невозможность проживания Князева Д.С. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, собственником <данные изъяты> доли которого он является, в силу полного разрушения стен, крыши, оконных блоков, пола, отопительной системы (л.д. 21) данного помещения.

В связи с этим постановлением администрации <адрес> от 22.04.2014г. признано невозможным проживание Князева Д.С. в <адрес> (л.д.44).

На основании указанных документов приказом администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска от 11.04.2017г. Князев Д.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 30).

Законность включения истца в соответствующие списки в г.Новосибирске заявителем жалобы не оспорена. Разрешая спор, суд 1 инстанции, руководствуясь нормами ст.109.1 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Новосибирской области N 331-ОЗ от 05.06.2013г. «Об обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.2 Закона Новосибирской области N 490-ОЗ от 24.11.2014г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями», исходил из того, что Князев Д.С. относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В силу закона он имеет право на обеспечение жилым помещением по нормам специального закона, однако жильем с момента включения его в соответствующие списки не обеспечен, иного жилья не имеет. В связи с этим суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ. Оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.

Доводы апеллянта о том, что законом не предусмотрено внеочередное предоставление истцу жилого помещения и что это повлечет нарушение прав иных очередников, подлежат отклонению, исходя из следующего.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей регулируются Законом Новосибирской области N 490-ОЗ от 24.11.2014г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями», Законом Новосибирской области N 331-ОЗ от 05.06.2013 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен порядок формирования списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Противоречат установленным доказательствам и доводы апелляционной жалобы о том, что суд не проверил должным образом обеспеченность Князева Д.С. жилым помещением.

Так, исходя из пояснений представителя истца, суд установил, что Князев Д.С. в настоящее время проживает по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение предоставлено в аренду истцу в связи с прохождением последним службы в учебном полигоне войсковой части . По адресу: <адрес>, Князев Д.С. никогда не проживал, указанное жилое помещение принадлежит его другу, который согласился поставить Князева Д.С. на регистрационный учет в данном жилом помещении для решения вопросов трудоустройства и получения медицинской помощи.

Кроме того, судом установлено, что <адрес> в <адрес>, в отношении которой истцом было использовано право приватизации, была обменена по договору мены от 04.11.2002г. на земельный участок и квартиру, расположенные по адресу: <адрес>, Маловолчанка, <адрес>, в отношении которой постановлением администрации <адрес> от 22.04.2014г. установлен факт невозможности проживания Князева Д.С. в этом жилом помещении в связи с его разрушением, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Согласие на обмен давал орган, осуществляющий функции опеки в отношении несовершеннолетнего Князева Д.С., при этом жилье по новому адресу за ним закреплено не было. Проверка соответствия приобретаемого взамен его квартиры жилья санитарным и иным нормам не проводилась, контроль за использованием и содержанием этого домовладения органами опеки в интересах Князева Д.С. не осуществлялся.

Таким образом, подтверждено, что Князев Д.С. не обеспечен жилым помещением.

Сведений о наличии у истца жилых помещений, в отношении которых он имел бы право владения, пользования и распоряжения, в материалы дела не представлено. Нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения он не является. Какое- либо жилое помещение при постановке истца на учет за ним закреплено не было.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 29 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии г.Новосибирска - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-8097/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Князев Дмитрий Сергеевич
Ответчики
Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области
Министерство труда и социального развития Новосибирской области
Правительство Новосибирской области
Мэрия г. Новосибирска
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
08.10.2020Судебное заседание
21.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2020Передано в экспедицию
08.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее