Дело №12-60/2018
Р Е Ш Е Н И Е
17 мая 2018 года пос.Ува УР
Судья Увинского районного суда Удмуртской Республики Лобанов Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Грязева Александра Вячеславовича на постановление ***/ПС о назначении административного наказания, вынесенное *** старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики,
У С Т А Н О В И Л:
Грязев А.В. обратился в Увинский районный суд Удмуртской Республики с жалобой на вышеуказанное постановление о назначении административного наказания, которым он привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере *** рублей. Данное постановление ***1 считает незаконным и подлежащим отмене, а производство по делу прекращению, поскольку в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Свою жалобу Грязев А.В. мотивирует следующим.
МКП «Служба Единого заказчика ***» (далее – Управляющая организация), директором которого он является, осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: ***. Предприятие в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением правительства РФ от 13.08.2206 №491 (далее – Правила №491) осуществляет обслуживание и содержание системы водоотведения дома в пределах помещений дома, внешней границей сети водоотведения дома является стена дома. Емкость для сбора ЖБО находится за данной границей и не входит в состав общего имущества многоквартирного дома. Решения общего собрания о включении выгребной емкости в состав общего имущества многоквартирного дома не имеется, договор управления также не содержит в перечне услуг по содержанию общего имущества услуги по вывозу ЖБО.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, услуги по вывозу ЖБО не относятся к коммунальным услугам, в связи с чем оказываются в порядке, урегулированным гражданским законодательством, т.е. на основании соответствующих договоров оказания услуг за плату.
Письменный договор на оказание услуг по вывозу ЖБО между собственниками помещений многоквартирного дома и Управляющей организацией не заключался, соответствующее решение на общем собрании собственников помещений дома не рассматривалось и не принималось. Вывоз ЖБО осуществляется по устной договоренности по заявке с последующим выставлением счетов для оплаты всем собственникам помещений в доме.
В судебном заседании Грязев А.В. не участвовал, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, квалифицируемого статьей 8.2 КоАП РФ, выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществам.
Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды
В силу пункта 3 статьи 51 Закона №7-ФЗ отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ)
Под отходами производства и потребления согласно статье 1 Закона №89-ФЗ понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращением с отходами признается деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 11 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статьей 28 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обжалуемым постановлением Грязеву А.В. вменено следующее.
В Минприроды УР поступило обращение о попадании жидких отходов на почву из канализационной емкости от дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, ***.
*** в ходе выезда на данный адрес установлено, что примерно в 8 м по направлению на юго-восток от многоквартирного дома под землей находится выгребная канализационная емкость, из которой торчит стальной патрубок с закрытой в верхней его части крышкой. Из под крышки патрубка на почву изливается жидкий отход (отходы коммунальные жидкие неканализационных объектов водопотребления) с характерным канализационным запахом, в результате чего примерно в 10 м от патрубка образовалась лужа площадью около 35 кв.м, часть которой находится на огороженной деревянным забором территории земельного участка с жилым домом по адресу: ***.
Судом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, ***, находится под управлением Управляющей организации, что подтверждается договором управления многоквартирным домом от ***.
Согласно п.1 Правил №491 состав общего имущества определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абз.2 п.5 Правил №491 в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно п.8 Правил №491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из материалов дела следует, что канализационная емкость находится за вышеуказанной границей обслуживания Управляющей организацией.
Согласно п.17 Правил №491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В силу ч.7 ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с ч.3 ст.162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Из имеющегося в материалах дела договора управления многоквартирным домом от *** с приложением, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ***, следует, что канализационная выгребная емкость не включена в состав общего имущества многоквартирного дома, а в перечне услуг по содержанию многоквартирного дома отсутствует услуга по вывозу жидких бытовых отходов.
Последующим решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от *** также не был решен вопрос о включении канализационной выгребной емкости в состав общего имущества многоквартирного дома и услуги по вывозу жидких бытовых отходов из данной емкости.
Таким образом, судом установлено, что канализационная выгребная емкость не входит в состав общего имущества многоквартирного дома и находится за пределами границы обслуживания Управляющей организацией.
Согласно п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (далее – Правила №354) с учетом раскрытия в нем понятий «коммунальные услуги» и «коммунальные ресурсы», услуги по вывозу жидких бытовых отходов не относятся к коммунальным услугам.
Деятельность по вывозу жидких бытовых отходов, регулируется, в том числе, Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 года №155, пунктом 7 которых предусмотрено, что заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
В материалах дела не имеется сведений о том, что между Управляющей организацией и собственниками помещений многоквартирного дома заключен договор на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов, которым бы регулировался порядок такой услуги (периодичность, сроки вывоза и т.п.).
Имеющиеся в материалах транспортные накладные свидетельствуют лишь о сложившихся между Управляющей организацией и собственниками помещений многоквартирного дома отношениях по вывозу жидких бытовых отходов на основании поступающих от последних заявок.
Таким образом, вмененное Грязеву А.В. нарушение произошло не по его вине.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении Грязева А.В., являющегося директором Управляющей организации, – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Грязева А.В. удовлетворить.
Постановление ***/ПС о назначении административного наказания, вынесенное *** старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, которым директор МКП «Служба Единого заказчика ***» Грязев Александр Вячеславович привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере *** рублей, отменить, а производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи жалобы через Увинский районный суд.
Судья Е.В. Лобанов