в„– 2Р°-442/2017
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
именем Российской Федерации
26 декабря 2017 года г. Сураж
РЎСѓРґСЊСЏ Суражского районного СЃСѓРґР° Брянской области Нефедов Р.Рђ., рассмотрев РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Суражского района Брянской области РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации Суражского района Брянской области Рѕ признании незаконным бездействия, понуждении Рє принятию мер РїРѕ постановке РЅР° учет бесхозяйного недвижимого имущества – нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, возле <адрес>,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Суражского района Брянской области обратился в Суражский районный суд Брянской области с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации Суражского района Брянской области.
РР· заявления следует, что РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕР№ проверкой исполнения законодательства РІ сфере охраны Рё использования водных объектов РЅР° территории Влазовичского сельского поселения Суражского района Брянской области установлено, что РЅР° территории Влазовичского сельского поселения расположен бесхозяйный источник нецентрализованного водоснабжения (шахтный колодец) РїРѕ адресу: <адрес>, возле <адрес>.
Административные исковые требования прокурора мотивированы тем, что в нарушение требованиям подпунктов 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» Влазовичской сельской администрацией не принимаются меры по обеспечению безопасности шахтного колодца на подведомственной территории, не обеспечивается участие в предупреждении чрезвычайных ситуацией.
Административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: <адрес>, возле <адрес>. Также обязать администрацию Суражского района Брянской области принять меры по постановке бесхозяйного объекта недвижимого имущества – нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: <адрес>, возле <адрес>, на учет в Межмуниципальном отделе по Суражскому и <адрес> Управления Росреестра по <адрес>.
Р’ РїРѕСЂСЏРґРєРµ подготовки дела Рє судебному разбирательству административный истец помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Суражского района Брянской области Цыганок Р.Р’. просила рассмотреть дело РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства Рё установить административному ответчику СЃСЂРѕРє для исполнения решения СЃСѓРґР°, Р° именно просила обязать административного ответчика РІ течение шести месяцев принять меры РїРѕ постановке бесхозяйного объекта - нецентрализованного источника водоснабжения - шахтного колодца, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, возле <адрес>, РЅР° учет РІ Межмуниципальном отделе РїРѕ Суражскому Рё <адрес> Управления Росреестра РїРѕ <адрес>.
Представитель административного ответчика – администрации Суражского района Брянской области в судебное заседание не явился, предоставил суду ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, также при знании административных исковых требований.
На основании ст. ст. 291, 292 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3 статьи 225 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В силу ст. 2, 18 и 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 – ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 вышеуказанного Закона, с января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.
В соответствии со ст. 39, 40 КАС РФ прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что по сведениям управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области записи о регистрации прав на данный источник водоснабжения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. 5).
Согласно информации Влазовичской сельской администрации Влазовичского сельского поселения Суражского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Влазовичского сельского поселения находятся источники водоснабжения, в том числе возле <адрес> (л.д. 6).
Отсутствие собственника шахтного колодца создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой причинение ущерба здоровью людей и окружающей среде.
Согласно ч.2 ст. 9 Устава Суражского района Брянской области к вопросам местного значения, на территории сельских поселений, которые решаются органами местного самоуправления Суражского муниципального района относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ (л.д. 7-9).
Учет объектов недвижимого имущества, в предусмотренном ст. 225 ГК РФ порядке осуществляется во исполнение абз. 6 п. 3 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и на основании Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами.
Согласно названному Порядку принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; правовая экспертиза документов; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Суражского районного Брянской области никаких мер по постановке шахтного колодца на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества не предпринималось, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.
Статус колодца как бесхозяйного затрудняет надлежащий контроль над его техническим состоянием и надлежащей эксплуатацией, чем создается угроза жизни и здоровью жителей населенного пункта, а также других лиц, использующих воду колодца в питьевых целях.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что источник нецентрализованного водоснабжения (шахтный колодец), расположенный по адресу: <адрес>, возле <адрес> ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен и фактически никто за его техническим состоянием не следит, в настоящее время не имеет собственника, балансодержателя, то есть является бесхозяйным и подлежит постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Учитывая, что постановка на учет бесхозяйного шахтного колодца, как объекта недвижимости, в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления, обязанность по выполнению этих действий в отношении указанного выше объекта должна быть возложена на администрацию Суражского района Брянской области, то рассматриваемые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: <адрес>, возле <адрес>.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая то, что административному ответчику для исполнения настоящего решения необходимо оформить документы для регистрации указанного колодца в качестве бесхозяйного, суд считает необходимым возложить на администрацию Суражского района Брянской области обязанность в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке бесхозяйного объекта - нецентрализованного источника водоснабжения - шахтного колодца, расположенного по адресу: <адрес>, возле <адрес> на учет в Управлении Росреестра по <адрес>.
Суд считает, что указанный срок исполнения решения разумным и достаточным для реализации требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 298 КАС РФ,
Р Р• РЁ Р Р›:
Административное исковое заявление прокурора Суражского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие администрации Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: <адрес>, возле <адрес> незаконным.
Обязать администрацию Суражского района Брянской области в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке бесхозяйного объекта - нецентрализованного источника водоснабжения - шахтного колодца, расположенного по адресу: <адрес>, возле <адрес>, на учет в Межмуниципальный отдел по Суражскому и <адрес> Управления Росреестра по <адрес>.
Копию решения направить сторонам не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд Брянской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.Рђ. Нефедов