Решение по делу № 7-775/2023 от 03.07.2023

Судья Кашапов Р.С.                                   УИД 16RS0051-01-2023-007676-76

    Дело № 5-1245/2023

    Дело № 7-775/2023

РЕШЕНИЕ

    2 августа 2023 года                                                                         город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при секретаре судебного заседания Бубновой К.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Алиаскарова Эмиля Фетхановича на постановление судьи Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 июня 2023 года, вынесенное в отношении Хатамова Атаджана по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав Хатамова А. и его защитника Алиаскарова Э.Ф., судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 июня 2023 года гражданин Туркменистана Хатамов А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник Алиаскаров Э.Ф., настаивая на невиновности Хатамова А., просил судебный акт отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба подлежит удовлетворению.

Согласно части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния,

- влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Инициируя административное преследование в отношении Хатамова А., должностное лицо административного органа исходило из того, что 23 июня 2023 года в 8 часов 00 минут в ходе проверки документов гражданина Республики Туркменистан Хатамова А. в отделе по вопросам миграции отдела полиции № 15 «Танкодром» УМВД России по городу Казани установлено, что согласно данным СПО «Мигрант-1» и ППО «Территория» Хатамов А. въехал на территорию Российской Федерации 16 марта 2023 года (цель въезда частная, срок действия визы до 7 июня 2023 года), встал на миграционный учет до 7 июня 2023 года по адресу: <адрес>, после окончания миграционного учета сменил место своего жительства и проживая по настоящее время по адресу: город <адрес>, не продлил и не встал на миграционный учет, в установленные законом сроки. По состоянию на 23 июня 2023 года находится на территории России с нарушением режима пребывания, без миграционного учета и визы, уклоняется от выезда в страну своей гражданской принадлежности.

Судья районного суда, получив и исследовав собранные административным органом материалы дела, нашел обвинение, выдвинутое против мигранта, убедительным и подверг его административной ответственности.

Однако с таким выводом нижестоящей судебной инстанции согласиться нельзя.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, урегулированы Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федерльный закон № 115-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 названного закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В этой связи в силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При этом временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением в том числе случая, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания.

Как видно из материалов дела, Хатамов А. въехал на территорию Российской Федерации на основании однократной визы со сроком действия с 14 марта 2023 года по 7 июня 2023 года (л.д. 10). В миграционной карте указан срок пребывания 16 марта 2023 года по 7 июня 2023 года (л.д.11).

Согласно уведомлению о прибытии иностранного гражданина Хатамов А. встал на учет по месту пребывания по адресу: город Казань, <адрес>, сроком до 7 июня 2023 года (л.д.12).

Копия приложенной к жалобе справки, выданной сотрудником органа миграционного контроля, свидетельствует о том, что 5 июня 2023 года, то есть до истечения срока визы, Хатамов А. обратился в указанный орган с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации (л.д. 13).

17 июня 2023 года решением начальника отдела по вопросам миграции Управления МВД России по городу Казани, основанным на положениях пункта 3 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ, пункта 5 статьи 97 Договора об Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, срок временного пребывания Хатамова А. на территории Российской Федерации был продлен до 5 октября 2023 года (л.д. 18).

Сведений о том, что названное решение было отменено, из материалов дела не усматривается.

Тем самым, Хатамов А. на момент составления протокола об административном правонарушении 23 июня 2023 года находился на территории Российской Федерации на законных основаниях.

Вопреки мнению нижестоящей инстанции, у мигранта отсутствовали основания полагать, что он утратил право законного пребывания в Российской Федерации и был связан обязанностью выехать в Туркменистан.

О снятии с миграционного учета по месту пребывания 9 мая 2023 года(л.д.20), то есть ранее оговоренной в уведомлении о прибытии иностранного гражданина в место пребывания даты 7 июня 2023 года, Хатамова А. в известность не поставили, причины сокращения срока миграционного учета остались невыясненными.

Кроме того, у Хатамова А. имеется диплом бакалавра ФГБОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 30 июня 2019 года. В период обучения ему неоднократно выдавались (продлевались) визы. Изложенное указывает на то, что мигрант, демонстрируя свою лояльность к правопорядку страны пребывания, на протяжении срока обучения соблюдал иммиграционные правила, своевременно продлевал визу, не допускал нарушений требований законодательства.

25 июля 2023 года он обратился с заявлением о приеме документов для поступления на обучение в магистратуру ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ», его документы приняты приемной комиссией, Хатамов А. намерен продолжить обучение в Российской Федерации, для чего ему необходимо выехать из Российской Федерации и вновь приехать на основании новой ученической визы.

Изложенное позволяет заключить, что поведение Хатамова А. не носило противоправный характер, с чем закон связывает состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 июня 2023 года, вынесенное в отношении Хатамова Атаджана по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу защитника Алиаскарова Эмиля Фетхановича удовлетворить.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Судья:

7-775/2023

Категория:
Административные
Ответчики
Хатамов Атаджан
Другие
Алиаскаров Э.Ф.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
03.07.2023Материалы переданы в производство судье
02.08.2023Судебное заседание
04.08.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее