Дело № 2а-2433/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Ола 17 ноября 2020 года
Ольский районный суд Магаданской области в составе
председательствующего судьи Стахорской О.А.,
при секретаре Шишовой О.Н.,
рассмотрев в порядке предварительного судебном заседании в пос. Ола в помещении Ольского районного суда Магаданской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области к Дюбанову Александру Александровичу о взыскании недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии и недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинское страхование,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Магаданской области (далее – Межрайонная инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Дюбанову А.А. о взыскании недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 19356 руб. 48 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинское страхование в размере 3796 руб. 85 коп.
Ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации, просила суд восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления и взыскать с административного ответчика указанные суммы недоимки и пени.
Представитель административного истца в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени его проведения
Административный ответчик извещался судом по месту регистрации, однако конверт вернулся в суд с отметкой о невозможности вручения извещения.
Суд, руководствуясь положениями статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 102, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав, имеющиеся в материалах административного дела, письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статьям 44 и 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно административному исковому заявлению, за административным ответчиком числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 19356 руб. 48 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинское страхование в размере 3796 руб. 85 коп.
Налоговое требование вынесено 22.01.2017 и подлежало исполнению срок до 10.02.2017.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 01 октября 2020 года, срок для взыскания задолженности по уплате налога с административного ответчика налоговым органом пропущен. Документов и пояснений, свидетельствующих об уважительности пропуска срока для обращения в суд, административным истцом не представлено. Обстоятельства, препятствующие обращение в суд в установленные законом сроки, административным истцом не указаны.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие административному истцу своевременно обратиться с административным исковым заявлением в суд (например, болезнь административного истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Обстоятельств, объективно препятствующих обращению налогового органа в суд с настоящим административным исковым заявлением, в установленные законом сроки, административным истцом в ходе рассмотрения дела не приведено.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При таком положении ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Поскольку в судебном заседании установлено, что срок обращения в суд с настоящим административным иском к Дюбанову А.А. пропущен административным истцом без уважительных причин, то требования Межрайонной инспекции о взыскании недоимки по налогам, пени удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 19356 ░░░. 48 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3796 ░░░. 85 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░.░. ░░░░░░░░░░