Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2019 года |
г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Хорхординой Н.М., при секретаре Ерёминой Ю.В., с участием:
представителя истца Петровой Н.Г.,
ответчика Белякова С.М.,
рассмотрев гражданское дело по иску акционерного общества «Камчатэнергосервис» к Белякову Сергею Михайловичу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, судебных расходов,
установил:
Истец акционерное общество «Камчатэнергосервис» (далее по тексту АО «Камчатэнергосервис», общество) обратился в суд с иском к Белякову С.М., (с учетом последующего увеличения периода и суммы взыскания) окончательно просил о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги в размере 117 878 рублей 01 копейки за период с 01 июля 2016 года по 30 апреля 2019 года, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 557 рублей 56 копеек. Одновременно просил вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в размере 379 рублей 49 копеек, указав в обоснование своих требований, что ответчик проживает и является потребителем коммунальных услуг, предоставленных обществом по жилому помещению, расположенному в г. Вилючинске Камчатского края по <адрес>. Право собственности Белякова С.М. на вышеуказанное жилое помещение зарегистрировано 28 февраля 2008 года за №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. С 01 апреля 2015 года собственниками помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска выбран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией. За период с 01 июля 2016 года по 30 апреля 2019 года по спорному жилому помещению образовалась задолженность по оплате за коммунальные услуги в размере 117 878 рублей 01 копейки. Определением мирового судьи судебного участка № 25 Вилючинского судебного района Камчатского края от 12 декабря 2018 года на основании заявления Белякова С.М. отменен вынесенный судебный приказ от 07 июня 2018 года по делу № 2-2897/2018. Поскольку ответчик задолженность за оказанные АО «Камчатэнергосервис» услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, а также водоотведению не оплатил, ссылаясь на ст.ст. 153, 155, 157 Жилищного кодекса РФ, истец обратился с настоящим иском о взыскании с ответчика указанной задолженности, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Согласно представленным дополнениям к исковому заявлению истец указал, что как ресурсоснабжающая организация на основании п.п. 8, 13, 14, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года, предоставляет ответчику коммунальные услуги. Договоры приобретения коммунальных ресурсов между управляющей организацией ООО «УправКом К», осуществляющей управление многоквартирным домом № по <адрес> г. Вилючинска, и АО «Камчатэнергосервис» не заключались, также как и не заключался договор на предоставление коммунальных услуг между собственником <адрес> Беляковым С.М. Многоквартирный <адрес> в г. Вилючинске оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии и горячей воды. Квартира № в указанном многоквартирном доме оборудована индивидуальным прибором учета горячей воды, вместе с тем, индивидуальными приборами учета тепловой энергии и холодного водоснабжения жилое помещение ответчика не оборудовано. Альтернативных источников отопления нет. Сальдо имевшееся на начало периода, заявленного ко взысканию, и указанное в выписке по лицевому счету, фактически в расчет задолженности не включено. В соответствии с определением мирового судьи судебного участка № Вилючинского судебного района Камчатского края от 01 февраля 2019 года № 7-68/2019 «О повороте решения» ответчику, по отмененному судебному приказу № 2-2897/2018 возвращены денежные средства в размере 17 536 рублей, из которых: 16 369 рублей 52 копейки – основной долг и 1 166 рублей 48 копеек – государственная пошлина. При этом, истец указал, что в представленной карточке расчетов по квартире ответчика содержится информация о взыскании с Белякова С.М. денежных средств в размере 41 660 рублей 81 копейки задолженности по коммунальным услугам за период с 01 октября 2015 года по 30 июня 2016 года, удержанных по судебному приказу № 2-1313/2016 от 31 августа 2016 года.
Представитель истца по доверенности Петрова Н.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их последующих увеличений поддержала в полном объеме, просила суд взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 июля 2016 года по 30 апреля 2019 года в размере 117 878 рублей 01 копейки, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 557 рублей 56 копеек. Кроме того, просила вернуть излишне уплаченную по платежному поручению № 1812 от 06 марта 2019 года государственную пошлину в размере 379 рублей 49 копеек. Дополнительно суду пояснила, что до апреля 2015 года действовал непосредственный способ управления многоквартирным домом, в котором расположено жилое помещение Белякова С.М., в дальнейшем, с 01 апреля 2015 года собственниками помещений многоквартирного <адрес> был избран способ управления – управление управляющей организацией ООО «Теплый дом» (в настоящее время ООО «УправКом К»), с которой был заключен договор управления, кроме того, собственниками было принято решение о поручении ООО «Теплый дом» заключить договоры на предоставление коммунальных услуг в интересах и от имени собственников, вместе с тем, договоры между истцом и управляющей организацией на поставку в многоквартирный <адрес> коммунального ресурса в целях предоставления потребителям коммунальных услуг заключены не были, таким образом, в соответствии с п.п. 14, 17 Правил № 354 коммунальные услуги предоставляются собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающей организацией, которой в данном случае является истец. 06 июля 2018 года собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома было принято решение о заключении собственниками помещений договоров о предоставлении коммунальных услуг с соответствующими ресурсоснабжающими организациями. Многоквартирный <адрес> в г. Вилючинске оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который в установленном порядке введен в эксплуатацию, поверен и допущен к расчету, в связи с чем, начисление за коммунальную услугу отопление производится согласно показаниям общедомового прибора учета в соответствии с установленными тарифами. Пояснила, что многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ответчику, подключен к централизованным сетям обеспечения энергетическими ресурсами: тепловой энергией, горячей водой, холодной водой, дом присоединен к централизованной сети водоотведения, истец предоставляет услугу до стены дома, которая является границей раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. Ответчик не обращался с заявлением о перерасчете платы коммунальной услуги в виду непредоставления либо предоставления какой-либо услуги ненадлежащего качества, данных о наличии альтернативных источников тепла в жилом помещении ответчика, наличия переустройства внутриквартирной системы отопления в установленном порядке с соблюдением действующих нормативных требований, у истца не имеется, таких документов Беляковым С.М. не предоставлялось. Начисление по холодному водоснабжению по жилому помещению ответчика с 01 февраля 2017 года производится исходя из норматива потребления на одного собственника в соответствии с п. 56.2 Правил № 354, индивидуальный прибор учета ХВС отсутствует. Пояснила, что в жилом помещении ответчика установлен индивидуальный прибор учета ГВС, но поскольку срок поверки по нему истек, то с 01 января 2019 года начисления по горячему водоснабжению производились истцом в соответствии с нормативом потребления на одного человека. Кроме того, в спорный период истцом был произведен перерасчет на сумму около 3 208 рублей 41 копейку за начисленные ранее общедомовые нужды, которые в настоящее время не начисляются.
Ответчик Беляков С.М. при рассмотрении дела с исковыми требованиями не согласился, указав, что в его собственности находится жилое помещение, расположенное по адресу: г. Вилючинск, <адрес>, которое он приобрел в 2008 году, при этом в помещении уже отсутствовали радиаторы отопления и стояки, о чем имеются соответствующие акты. Указал, что ранее ему производился перерасчет за отопление другой ресурсоснабжающей организацией МУП «Городское тепловодоснабжение». Полагал, что поскольку у него в квартире отсутствуют радиаторы отопления, то коммунальная услуга в виде отопления ему не предоставлялась, соответственно у него по ней задолженности перед истцом не имеется. Кроме того, у него в жилом помещении установлены альтернативные источники отопления, а именно он обогревается за счет двух масляных электрообогревателей, вместе с тем, администрация ВГО ему не выдает документы о переустройстве системы отопления. Указал, что не желает устанавливать в своем жилом помещении радиаторы отопления, поскольку не хочет нести дополнительные расходы за услуги, которые ему не предоставляются и которыми он не пользуется. Указал, что в его жилом помещении установлен индивидуальный прибор учета горячего водоснабжения, но срок его поверки истек и его замена до настоящего времени им не производилась, при этом, горячим водоснабжением он не пользуется, поскольку использует для нагрева воды электрический нагреватель. Согласен оплачивать предоставляемые услуги только по водоснабжению и водоотведению. Кроме того, указал, что истец осуществляет начисление платы по показаниям ОДПУ, которые АО «Камчатэнергосервис» предоставляются управляющей организацией в отсутствие каких-либо договорных отношений. Пояснил, что договорные отношения между ним и истцом отсутствуют, договор о предоставлении коммунальных услуг не заключался и не подписывался, кроме того, у истца отсутствует лицензия на данный вид деятельности.
Третье лицо ООО «УправКом К», о рассмотрении настоящего дела извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, об отложении равно как и о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просили.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения сторон, исследовав и проанализировав материалы и обстоятельства настоящего гражданского дела, а также материалы дела № 2-2897/2018 по заявлению АО «Камчатэнергосервис» о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с Белякова С.М., суд приходит к следующему.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов.
Кроме того, ст. 310 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Данное положение согласуется с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), в соответствии с которой собственник жилого помещения несет бремя содержания своего помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии ст.ст. 153, 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период времени), плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 1 и ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно ч. 8 и ч. 11 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ).
Часть 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в ред. Федеральных законов от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ, от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ) предусматривала возможность прямых расчетов собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме по оплате за все или некоторые коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями, на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, признавалось выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 03 апреля 2018 года № 59-ФЗ, ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, утратила силу.
В случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами ( ч. 7.5. ст. 155 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами случаях: принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ; при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления (теплоснабжения) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения) вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи; если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
С 01 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг № 354).
В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 установлено, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребитель - это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Пунктами 34, 36-38 указанных Правил предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года № 354, также установлено, что потребитель коммунальных услуг должен своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги за расчетный период, который устанавливается равным календарному месяцу, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. При этом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным, в связи с чем, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
На основании п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 540 ГК РФ).
В силу ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами применяются правила, предусмотренные ст. 544 ГК РФ, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Согласно п.п. 13, 14, 17 Правил, управляющая организация может приступить к предоставлению коммунальных услуг соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления управляющей организацией, только со дня начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, а до наступления указанного события коммунальные услуги предоставляются собственникам и пользователям помещений в таком многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающими организациями, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, заключение договора с потребителем является обязательным.
Подобное регулирование правоотношений направлено в данном случае на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую, либо при изменении способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с п.п. 6, 30 вышеуказанных Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия), при этом договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
АО «Камчатэнергосервис» с 08 июля 2011 года зарегистрировано в качестве юридического лица, с основным видом деятельности производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; дополнительными видами деятельности: передача пара и горячей воды (тепловой энергии), забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, копиями свидетельств о государственной регистрации юридического лица и постановки на учет в налоговом органе, а также Устава.
Как следует из материалов дела, 01 сентября 2015 года между МУП «ГТВС» (Арендодателем), в лице конкурсного управляющего Феофанова С.М., действующего на основании определения Арбитражного суда Камчатского края по делу № А24-2528/2012 от 07 августа 2014 года, и АО «Камчатэнергосервис» (Арендатором), в лице генерального директора Глебова В.Г., действующего на основании Устава, был заключен Договор аренды имущества, в соответствии с которым Арендодатель передал за обусловленную сторонами плату во временное владение и пользование Арендатора на срок с 01 октября 2015 года по 31 августа 2016 года имущественный комплекс, используемый в целях обеспечения потребителей на территории Вилючинского городского округа коммунальными услугами по поставке тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения в порядке и в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами.
Как следует из дополнительного соглашения от 01 декабря 2016 года к договору аренды имущества от 01 сентября 2015 года, стороны пришли к соглашению о продлении срока действия договора до 31 декабря 2019 года.
Согласно п.п. 4.2.2, 4.2.3, 8.1 Договора аренды, Арендатор обязуется использовать имущество в соответствии с его назначением, обеспечивать сохранность имущества и его поддержание в исправном состоянии, своими силами осуществлять обслуживание переданного Имущества в целях обеспечения его надежной работы, в том числе, осуществлять оперативно-техническое обслуживание, текущий ремонт (аварийно-восстановительные работы), нести расходы, связанные с обеспечением Имущества электрической энергией, на закупку и поставку топлива для котельной. Одновременно с принятием имущества непосредственно используемого для производства и реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Арендатор принял на себя обязательства обеспечить потребителей Вилючинского городского округа коммунальными услугами по поставке тепловой энергии, горячего, холодного водоснабжения, а также водоотведения в порядке и в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, а также заключить договоры поставки топлива в необходимом количестве для бесперебойного прохождения отопительного периода.
Постановлением администрации Вилючинского городского округа от 11 января 2016 года № 2 единой теплоснабжающей организацией Вилючинского городского округа определено АО «Камчатэнергосервис» (л.д. 154).
Постановлением администрации Вилючинского городского округа № 1635 от 21 декабря 2015 года АО «Камчатэнергосервис» с 01 октября 2015 года определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа (л.д. 155).
В ходе рассмотрения дела установлено и стороной ответчика не опровергнуто, что многоквартирный <адрес> г. Вилючинска присоединен к централизованным сетям обеспечения энергетическими ресурсами: тепловой энергией, горячей водой, холодной водой, также дом присоединен к централизованной сети водоотведения.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что с 28 февраля 2008 года по настоящее время Беляков С.М. является собственником указанного в иске жилого помещения, расположенного по адресу: г. Вилючинск, <адрес>, на основании договора купли-продажи, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости о переходе права на объект недвижимости от 22 марта 2019 года (л.д. 108).
Согласно данным поквартирной карточки, сведениям УВМ ОМВД России по Камчатскому краю, Беляков С.М. значится зарегистрированным в данном жилом помещении с 01 июля 2017 года по настоящее время (л.д. 41, 82).
Из представленных суду документов также следует, что до 01 октября 2015 года централизованные сети теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, к которым присоединен указанный многоквартирный дом, находились во владении у МУП «ГТВС», а с 01 октября 2015 года по настоящее время находятся во владении в соответствии с вышеуказанным договором аренды у АО «Камчатэнергосервис».
Как установлено в судебном заседании, управление многоквартирным домом с 01 апреля 2015 года осуществлял ООО «Теплый дом» (после изменения наименования ООО «УправКом К») на основании решения собственников помещений многоквартирного <адрес>, оформленного протоколом № 12 от 04 марта 2015 года.
Из протокола № 12 от 04 марта 2015 года следует, что общее собрание собственников помещений многоквартирного <адрес> большинством голосов приняло решения о внесении оплаты за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (л.д. 14-15).
Как следует из договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, управляющая организация по заданию собственников, в течение срока действия настоящего договора за плату обязалась выполнить работы и (или) оказать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся жилыми и нежилыми помещениями в этом многоквартирном доме лицам. Границы эксплуатационной ответственности управляющей организации указаны в Приложении № к настоящему договору (п.п. 2.1, 2.5 настоящего Договора).
В соответствии с п. 5.1 Договора, управляющая организация предоставляет собственникам коммунальные услуги в виде холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и отопления путем заключения управляющей организацией от своего имени в интересах и за счет собственников договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно п. 10.2 Договора, плата за коммунальные услуги вносится в соответствующие ресурсоснабжающие организации в соответствии с решением общего собрания собственников (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с Приложением № к договору управления многоквартирным домом, границей эксплуатационной ответственности управляющей организации при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Срок действия договора управления многоквартирным домом с ООО «Теплый дом» (ныне ООО «УправКом К») - с момента подписания договора и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие между сторонами с ДД.ММ.ГГГГ. Договор заключен сроком на 5 лет (п.п. 14.1, 14.2 Договора).
Сведений о заключении в спорный период времени управляющей организацией ООО «Теплый дом» (ныне ООО «УправКом К») с ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис» договоров на приобретение коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг потребителям, проживающим в многоквартирном <адрес> в г. Вилючинск, в материалах дела не имеется.
Доказательств, что управляющая организация ООО «Теплый дом» (ныне ООО «УправКом К») приступила к предоставлению собственникам и пользователям помещений многоквартирного <адрес> в г. Вилючинск коммунальных услуг в указанный в иске период, суду не представлено, таких обстоятельств при рассмотрении дела не установлено.
Между управляющей организацией ООО «Теплый дом» (ныне ООО «УправКом К») и АО «Камчатэнергосервис» 01 марта 2017 года были заключены договоры поставки тепловой энергии и теплоносителя (горячего водоснабжения), а также холодного водоснабжения, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома № 525-17 и № 525-17/ХВ соответственно (л.д. 83-91, 92-97).
Из содержания данных договоров, в частности, следует, что ресурсоснабжающая организация осуществляет контроль за соблюдением исполнителем коммунальных услуг – ООО «Теплый дом» (ныне ООО «УправКом К») установленных договором режимов теплопотребления, за состоянием узлов учета тепловой энергии и теплоносителя, за техническим состоянием и исправностью всех теплопотребляющих установок, находящихся на балансе (в ведении) исполнителя коммунальных услуг. Приборы учета приобретаются исполнителем коммунальных услуг и находятся на его балансе и обслуживании. Исполнитель коммунальных услуг обязан за свой счет обеспечивать поверку средств измерения и замену при их повреждении. Исполнитель коммунальных услу в срок до 01 числа месяца, следующего за расчетным, предоставляет ресурсоснабжающей организации информацию об объемах выставленных за соответствующий вид коммунальной услуги, потребленной в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирных домах, по каждому многоквартирному дому в отдельности.
Согласно актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, тепловые и водопроводные сети от точки подключения до внешней стены здания (многоквартирного дома) находятся в ведении ресурсоснабжающей организации, несущей ответственность за их эксплуатационное состояние.
Тепловые и водопроводные сети от внешней стены здания (многоквартирного дома), инженерные сети внутри здания и устройства на них находятся в ведении исполнителя коммунальных услуг, осуществляющего обслуживание, управление многоквартирными домами, несущего ответственность за их эксплуатационное состояние.
В дальнейшем, 06 июля 2018 года решением общего собрания собственников многоквартирного <адрес> в г. Вилючинске, оформленного протоколом № 1/2018Кр6 было принято решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующим от своего имени договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг и договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (прямые договора с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 157.2 ЖК РФ).
Таким образом, исходя из того, что предоставление коммунальных услуг в многоквартирный <адрес> в г. Вилючинске осуществляется истцом по присоединенной централизованной сети тепловодоснабжения, и подключенных к ней внутридомовых инженерных систем данного многоквартирного дома, суд полагает, что договор на предоставление коммунальных услуг в данном случае заключен путем совершения потребителем (ответчиком) конклюдентных действий, свидетельствующих о фактическом потреблении коммунальных услуг в виде отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.
Совокупность установленных выше обстоятельств указывает на то, что до 01 апреля 2015 года по вышеназванному многоквартирному дому действовал непосредственный способ управления многоквартирным домом, с 01 апреля 2015 года по указанному многоквартирному дому деятельность по управлению домом осуществляла управляющая организация ООО «Теплый дом (ныне ООО «УправКом К»), которая по общему правилу должна была являться исполнителем коммунальных услуг, вместе с тем, данных о том, что с 01 апреля 2015 года наступили события, указанные в п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, а именно в связи с изменением собственниками способа управления, выбранная управляющая организация приступила к предоставлению собственникам и пользователям помещений, указанного в иске многоквартирного дома коммунальных услуг, судом при рассмотрении дела не установлено, следовательно, в силу п. 17 Правил № 354 коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в указанном многоквартирном доме в данном случае предоставлялись непосредственно ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис», при этом, 06 июля 2018 года собственниками на общем собрании принято решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями и региональными операторами, что не противоречит требованиям действующего жилищного законодательства РФ (п. 4.4 ч. 2 ст. 44, п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ).
Доказательств, свидетельствующих о том, что плата за коммунальные услуги в виде отопления, горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения, в спорный период времени выставлялась потребителям, проживающим в указанном многоквартирном доме управляющей организацией, осуществляющей управление домом № по <адрес>, суду не представлено и таких обстоятельств не установлено.
Таким образом, поскольку предоставление коммунальных услуг в виде отопления, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения в многоквартирный <адрес> осуществляется с 01 октября 2015 года ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис» по присоединенным централизованным сетям тепловодоснабжения и водоотведения и подключенных к ней внутридомовых инженерных систем данного многоквартирного дома, на ответчике как потребителе лежит обязанность по их своевременной оплате.
Каких-либо обстоятельств, опровергающих данный вывод, при рассмотрении дела не установлено и суду таких доказательств не представлено.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Ответчику АО «Камчатэнергосервис» был предоставлен проект такого договора от 25 января 2016 года на предоставление коммунальных услуг в виде отопления, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения № 512-16, подписанный генеральным директором Глебовым В.Г. (л.д. 115-118), вместе с тем, Беляковым С.М. он подписан не был, а в адрес руководства АО «Камчатэнергосервис» им был направлен протокол разногласий, в котором он просил исключить из него все виды коммунальных услуг.
Вместе с тем, отсутствие письменного договора о предоставлении коммунальных услуг между истцом и ответчиком не может служить основанием для освобождения собственника квартиры от установленной жилищным законодательством обязанности вносить плату за фактически предоставленные коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению.
Спорное жилое помещение, по которому образовалась задолженность, как было установлено в ходе судебного разбирательства расположено в многоквартирном доме, имеющем внутридомовые инженерные сети, подключенные к централизованным инженерно-техническим сетям АО «Камчатэнергосервис», посредством которых истцом обеспечивается поставка соответствующего энергетического ресурса в дом.
Данных, указывающих на то, что в жилом помещении был осуществлен перевод на отопление посредством индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления и отсоединение от системы центрального отопления, в судебном заседании не установлено, соответствующих доказательств этому ответчиком не представлено.
Согласно требованиям ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Аргумент ответчика об отсутствии у АО «Камчатэнергосервис» лицензии на осуществление деятельности по предоставлению коммунальных услуг судом во внимание не принимается, поскольку нормами действующего законодательства Российской Федерации о лицензировании, для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению, получение лицензии не требуется.
Из представленных суду расчета задолженности, карточки расчетов, выписки по лицевому счету, отчету по оплате следует, что у ответчика по жилому помещению, расположенному по адресу: г. Вилючинск, <адрес>, имеется задолженность по оплате за коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению за период с 01 июля 2016 года по 30 апреля 2019 года включительно, размер которой, с учетом произведенного перерасчета на общую сумму 3 208 рублей 71 копеек за недопоставку услуг, а также с учетом произведенных ответчиком оплат в общей сумме 3 731 рубля, без учета сумм, поступавших истцу в рамках принудительного исполнения исполнительного документа о взыскании задолженности за предшествующий период, а также возврата истцом удержанных с ответчика денежных средств в размере 16 369 рублей 52 копеек в рамках исполнения определения суда о повороте решения от 01 февраля 2019 года в связи с отменой ранее вынесенного судебного приказа № 2-2897/2018 от 07 июня 2018 года, составила 117 878 рублей 01 копейку.
Произведенный истцом расчет задолженности суд находит арифметически верным, составленным в соответствии с утвержденными тарифами и нормативами на данные коммунальные услуги, оснований не согласиться с данным расчетом истца, у суда не имеется.
Иного расчета стороной ответчика суду не представлено, обоснованных возражений относительно расчета истца, в том числе, в части объемов потребления коммунальных ресурсов, стороной ответчика не высказано.
Данных, свидетельствующих о некорректной работе общедомового прибора учета тепловой энергии в <адрес>, о несоответствии предоставленных для расчета управляющей организацией, у которой ОДПУ находится на балансе и обслуживании, и используемых истцом при начислении платы, показаний объемов потребляемого коммунального ресурса фактическим его объемам, в материалах дела не имеется, суду таких доказательств ответчиком не представлено.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии, в установленном порядке введен в эксплуатацию, опломбирован и допущен к расчету, срок его поверки не истек, находится в работоспособном состоянии (л.д. 105, 106).
Доводы ответчика о необоснованности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению сводятся к отсутствию у ФИО2, как собственника жилого помещения, обязанности её оплачивать в виду отсутствия в принадлежащем ему жилом помещении радиаторов отопления.
Вместе с тем, к данным доводам ответчика, суд относится критически, поскольку сам по себе факт отсутствия в жилом помещении радиаторов отопления не является безусловным основанием для освобождения ответчика от оплаты предоставляемой коммунальной услуги по отоплению.
Так, в силу главы 9 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 потребитель имеет право на перерасчет платы за отопление в виду его не предоставления или предоставления ненадлежащего качества, при этом, основанием для изменения платы за коммунальную услугу в виде отопления является наличие в жилом помещении температуры воздуха ниже нормативной (+18 °C (в угловых комнатах - +20 °C)).
Однако в судебном заседании обстоятельств, свидетельствующих о непредоставлении либо некачественном предоставлении в указанный в иске период по вине истца ответчику каких-либо видов коммунальных услуг не установлено, представленные со стороны ответчика акты обследования жилого помещения об этом не свидетельствуют.
Доказательств, свидетельствующих о том, что у истца на основании обращений ответчика возникла обязанность по перерасчету платы за коммунальные услуги в связи с отсутствием радиаторов отопления или по иным, предусмотренным законом основаниям, также не представлено.
Кроме того, в силу п. 103 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В свою очередь, ответчик в обоснование своих доводов об отсутствии обязанности оплачивать услугу по отоплению ссылается только на отсутствие в спорном жилом помещении радиаторов отопления, сам по себе факт отсутствия которых, не возлагает на ресурсоснабжающую организацию обязанность производить перерасчет платы.
В соответствии с п. 56 (2) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (действует с 01 января 2017 года) при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В квартире по адресу: г. Вилючинск, <адрес> по месту жительства до 01 июля 2017 года никто зарегистрирован не был, единственным собственником является Беляков С.М., при этом в жилом помещении отсутствует прибор учета ГВС, в связи с чем, вопреки доводам ответчика, начиная с 01 февраля 2017 года истцом размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению рассчитывается в соответствии с положениями п. 1 ст. 157 ЖК РФ исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги на одного человека.
Согласно 86 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81 (13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
С заявлением о перерасчете платы коммунальной услуги по холодному водоснабжению по данному основанию, ответчик Беляков С.М. не обращался, принадлежащее ему помещение прибором учета ХВС не оборудовал, при этом каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности его установки, а также отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы не представил.
Каких-либо доказательств того, что указанная в иске задолженность в настоящее время оплачена в полном объеме или частично, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, установив, что коммунальные услуги по отоплению, холодному, горячему водоснабжению и водоотведению по жилому помещению, расположенному по адресу: г. Вилючинск, <адрес>, в указанный в иске период истцом предоставлялись, ответчик Беляков С.М., как собственник жилого помещения, их в полном объеме не оплачивал, доказательств этому не представил, суд находит исковые требования АО «Камчатэнергосервис» о взыскании с ответчика задолженности за предоставленные в период с 01 июля 2016 года по 30 апреля 2019 года коммунальные услуги обоснованными и подлежащими удовлетворению в пределах заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ст. 88 ГПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.
При подаче иска в суд, истцом была уплачена государственная пошлина в соответствии с платежными поручениями № 1173 от 14 февраля 2019 года в размере 2 727 рублей 11 копеек и № 1812 от 06 марта 2019 года в размере 1 209 рублей 94 копеек.
Исходя из установленного п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размера государственной пошлины, подлежащей уплате, исходя из заявленной цены иска, учитывая, что исковые требования истца, с учетом их увеличения, удовлетворены в полном объеме, а именно на сумму 117 878 рублей 01 копейка, судебные расходы, понесенные истцом в связи с оплатой государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, в размере 3 557 рублей 56 копеек.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ и на основании заявления истца излишне уплаченная 06 марта 2019 года по платежному поручению № 1812 государственная пошлина в размере 379 рублей 56 копеек подлежит возврату истцу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░ 2016 ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 117 878 ░░░░░░ 01 ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 557 ░░░░░░ 56 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 121 435 ░░░░░░ 57 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░. 333.40 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 1812 ░░ 06 ░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 379 ░░░░░░ 49 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░░░░ |