Дело № 12-275/2021
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
город Тверь 22 июля 2021 года
Судья Заволжского районного суда города Твери Зварич Е.А.,
с участием помощника прокурора Пролетарского района г. Твери Гончаровой Е.С.,
представителя Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Гроссу Н.С.,
рассмотрев протест РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Пролетарского района Рі. Твери Королева Рђ.РЎ. РЅР° определение заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Рванова Рћ.Р‘. РѕС‚ 24 мая 2021 РіРѕРґР° Рѕ возвращении постановления Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 5 СЃС‚. 9.16 РљРѕРђРџ Р Р¤, РІ отношении должностного лица - директора РћРћРћ «Фаворит» Ефремова Рђ.Р“.,
установил:
23.04.2021 в отношении должностного лица - директора ООО «Фаворит» Ефремова А.Г. постановлением заместителя прокурора Пролетарского района г. Твери возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ.
Как следует из постановления, 26.02.2021 в ходе проведения проверки исполнения организациями коммунального комплекса законодательства в сфере электроэнергетики, об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, технологического присоединения установлено, что ООО «Фаворит» осуществляет управление 19 многоквартирными домами на территории города Твери в соответствии с лицензией от 06.05.2015 №069000086. Вместе с тем, перечни мероприятий по каждому многоквартирному дому с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого использования используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий ООО «Фаворит» не разрабатывались, в ходе проведения проверки не представлены, информация о доведении до собственников помещений каждого многоквартирного дома указанного перечня мероприятий в ООО УК «Корунд» отсутствует, в нарушение требований ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпункта «ж» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Согласно подпункту «а» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ЖК РФ, а именно положений Правил № 491, является одним из лицензионных требований к лицензиату.
Определением заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Рванова Рћ.Р‘. РѕС‚ 24.05.2021 постановление Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 5 СЃС‚. 9.16 РљРѕРђРџ Р Р¤, Рё приложенные Рє нему материалы РІ отношении должностного лица – директора РћРћРћ «Фаворит» Ефремова Рђ.Р“. возвращены РІ прокуратуру Пролетарского района Рі. Твери для исправления недостатка.
В качестве оснований для возвращения постановления указано, что в вину вышеуказанного должностного лица вменяется нарушение ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, подпункта «ж» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Указанные нарушения совершены ООО «Фаворит» в отношении многоквартирных домов, находящихся, согласно реестру лицензий Тверской области, в управлении лицензиата. Со ссылкой на постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 по делу А76-8299/2016, Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 А28-5261/2016, отмечено, что требования, предусмотренные ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, в том числе требования правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, следует квалифицировать как нарушение лицензионных требований. Аналогичная позиция содержится в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ 12.07.2017. Следовательно, квалификация вменяемого должностному лицу деяния по ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ неправомерна, поскольку не соответствует целям лицензионного контроля и степени административной ответственности за нарушение лицензионных требований.
РќР° указанное определение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј Пролетарского района Рі. Твери принесен протест, РІ котором ставится РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене принятого определения. Р’ протесте приводятся положения С‡. 2.3 СЃС‚. 161 Р–Рљ Р Р¤, Рї. 10, подпункта «и» Рї. 11 Правил содержания общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, утвержденных постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 13.08.2006 в„– 491, С‡. 4 СЃС‚. 12, Рї. 4 СЃС‚. 7, Рї. 11 СЃС‚. 2 Федерального закона РѕС‚ 23.11.2009 в„– 261-ФЗ «Об энергосбережении Рё повышении энергетической эффективности Рё Рѕ внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Закона Тверской области РѕС‚ 08.12.2010 в„– 109-ФЗ «Об энергосбережении Рё повышении энергетической эффективности РІ Тверской области», указывается, что лицо, ответственное Р·Р° содержание многоквартирного РґРѕРјР°, обязано проводить мероприятия РїРѕ энергосбережению Рё повышению энергетической эффективности РІ отношении общего имущества собственников помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ. Р’ С…РѕРґРµ проведенной проверки прокуратурой района установлено, что РћРћРћ «Фаворит» РЅРµ выполнило РІ полном объеме мероприятия РїРѕ повышению энергетической эффективности, РІ действиях директора Общества наличествуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного С‡. 5 СЃС‚. 9.16 РљРѕРђРџ Р Р¤. РЎ субъективной стороны правонарушение, предусмотренное С‡. 5 СЃС‚. 9.16 РљРѕРђРџ Р Р¤, может характеризоваться умышленной либо неосторожной формами РІРёРЅС‹. Рзложенная правовая позиция находит СЃРІРѕРµ подтверждение РІ постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного СЃСѓРґР° РѕС‚ 04.07.2019 в„–16РђРџ-1898/2019 РїРѕ делу Рђ63-492/2019, постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного СЃСѓРґР° РѕС‚ 05.03.2018 в„– 19РђРџ-564/2018 РїРѕ делу Рђ08-7312/2017, постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного СЃСѓРґР° РѕС‚ 18.05.2017 в„– 19РђРџ-2490/2017 РїРѕ делу Рђ08-7541/2016, постановлении Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 22.07.2015 в„– 310-РђР”15-5467 РїРѕ делу Рђ62-6199/2014, постановлении Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 16.04.2015 в„– 301-РђР”15-2668 РїРѕ делу Рђ82-13229/2014. РџСЂРѕСЃРёР» определение отменить, дело РѕР± административном правонарушении возвратить РЅР° РЅРѕРІРѕРµ рассмотрение РІ Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области.
В судебном заседании помощник прокурора Пролетарского района г. Твери Гончарова Е.С. полностью поддержала доводы протеста. Полагала, что на основании ст. 29.4 КоАП РФ определение о возвращении постановления являлось неосновательным, в случае возникновения вопроса о неверной квалификации действий должностного лица при рассмотрении дела, производство по делу об административном правонарушении подлежало бы прекращению. Действия (бездействие) директора ООО «Фаворит» Ефремова А.Г. должны квалифицироваться по ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ, следовательно, вынесение постановления о возбуждении дела по данной статье является обоснованным. Просила удовлетворить протест, определение отменить, материалы дела направить в Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области для рассмотрения.
Представитель Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Гроссу Н.С. полагала, что протест не подлежит удовлетворению, а определение о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении является законным и обоснованным.
Рзучив РґРѕРІРѕРґС‹ протеста, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность установлена за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Учитывая диспозицию части 5 статьи 9.16 КоАП РФ, административная ответственность по указанной статье наступает за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.
Частью 7 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ выражается в нарушении положений требований Закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, ст. 9.16 КоАП РФ является специальной нормой, направленной на обеспечение выполнения требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, несоблюдение положений указанного закона влечет ответственность по названной норме.
РР· представленных материалов усматривается, что РїСЂРё проведении проверки исполнения организациями коммунального комплекса законодательства РІ сфере электроэнергетики, РѕР± энергосбережении Рё повышении энергетической эффективности РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ пришел Рє выводу Рѕ том, что директор РћРћРћ «Фаворит» Ефремова Рђ.Р“. допустил бездействие, выразившееся РІ несоблюдении требований Рѕ разработке Рё доведении РґРѕ сведения собственников помещений РІ многоквартирных домах предложений Рѕ мероприятиях РїРѕ энергосбережению Рё повышению энергетической эффективности.
По данному факту заместителем прокурора Пролетарского района г. Твери в отношении директора ООО «Фаворит» Ефремова А.Г. 23.04.2021 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ.
Возвращая прокурору постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, должностное лицо сослалось на неверную квалификацию действий указанного лица.
Вместе с указанными выводами нельзя согласиться.
В силу пункта 1 части 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Частью 2 ст. 28.4 КоАП РФ установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
По смыслу п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 лицо, к которому поступило постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, на основании пункта 4 части 1 ст. 29.4 КоАП РФ вправе вынести определение о возвращении данного постановления, только в том случае, когда постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено неправомочным лицом либо когда постановление или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно.
При этом, несмотря на обязательность указания в постановлении прокурора наряду с другими сведениями, перечисленными в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) относится к полномочиям лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Данное разъяснение содержится в абз. 1 п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, вопрос о правильной квалификации административного правонарушения подлежит разрешению лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, при рассмотрении дела по существу с соблюдением процессуальных требований, установленных ст. ст. 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ. Неправильная квалификация действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при отсутствии иных недостатков, не может являться основанием к возвращению постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурору.
Следовательно, вывод о неверной квалификации совершенного административного правонарушения является преждевременным.
При таком положении оспариваемое определение должностного лица нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об энергосбережении составляет один год.
В связи с изложенным определение должностного лица подлежит отмене, а постановление заместителя прокурора Пролетарского района г. Твери о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ, в отношении в отношении должностного лица - директора ООО «Фаворит» Ефремова А.Г. вместе с материалами дела - направлению в Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области для рассмотрения со стадии принятия.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
решил:
Протест прокурора Пролетарского района г. Твери Королева А.С. удовлетворить.
Определение заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Рванова Рћ.Р‘. РѕС‚ 24 мая 2021 РіРѕРґР° Рѕ возвращении постановления Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 5 СЃС‚. 9.16 РљРѕРђРџ Р Р¤, РІ отношении должностного лица - директора РћРћРћ «Фаворит» Ефремова Рђ.Р“., отменить.
Дело направить в Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области на новое рассмотрение со стадии принятия административного материала.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья подпись Е.А. Зварич
Дело № 12-275/2021
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
город Тверь 22 июля 2021 года
Судья Заволжского районного суда города Твери Зварич Е.А.,
с участием помощника прокурора Пролетарского района г. Твери Гончаровой Е.С.,
представителя Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Гроссу Н.С.,
рассмотрев протест РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Пролетарского района Рі. Твери Королева Рђ.РЎ. РЅР° определение заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Рванова Рћ.Р‘. РѕС‚ 24 мая 2021 РіРѕРґР° Рѕ возвращении постановления Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 5 СЃС‚. 9.16 РљРѕРђРџ Р Р¤, РІ отношении должностного лица - директора РћРћРћ «Фаворит» Ефремова Рђ.Р“.,
установил:
23.04.2021 в отношении должностного лица - директора ООО «Фаворит» Ефремова А.Г. постановлением заместителя прокурора Пролетарского района г. Твери возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ.
Как следует из постановления, 26.02.2021 в ходе проведения проверки исполнения организациями коммунального комплекса законодательства в сфере электроэнергетики, об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, технологического присоединения установлено, что ООО «Фаворит» осуществляет управление 19 многоквартирными домами на территории города Твери в соответствии с лицензией от 06.05.2015 №069000086. Вместе с тем, перечни мероприятий по каждому многоквартирному дому с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого использования используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий ООО «Фаворит» не разрабатывались, в ходе проведения проверки не представлены, информация о доведении до собственников помещений каждого многоквартирного дома указанного перечня мероприятий в ООО УК «Корунд» отсутствует, в нарушение требований ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпункта «ж» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Согласно подпункту «а» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ЖК РФ, а именно положений Правил № 491, является одним из лицензионных требований к лицензиату.
Определением заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Рванова Рћ.Р‘. РѕС‚ 24.05.2021 постановление Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 5 СЃС‚. 9.16 РљРѕРђРџ Р Р¤, Рё приложенные Рє нему материалы РІ отношении должностного лица – директора РћРћРћ «Фаворит» Ефремова Рђ.Р“. возвращены РІ прокуратуру Пролетарского района Рі. Твери для исправления недостатка.
В качестве оснований для возвращения постановления указано, что в вину вышеуказанного должностного лица вменяется нарушение ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, подпункта «ж» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Указанные нарушения совершены ООО «Фаворит» в отношении многоквартирных домов, находящихся, согласно реестру лицензий Тверской области, в управлении лицензиата. Со ссылкой на постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 по делу А76-8299/2016, Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 А28-5261/2016, отмечено, что требования, предусмотренные ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, в том числе требования правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, следует квалифицировать как нарушение лицензионных требований. Аналогичная позиция содержится в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ 12.07.2017. Следовательно, квалификация вменяемого должностному лицу деяния по ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ неправомерна, поскольку не соответствует целям лицензионного контроля и степени административной ответственности за нарушение лицензионных требований.
РќР° указанное определение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј Пролетарского района Рі. Твери принесен протест, РІ котором ставится РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене принятого определения. Р’ протесте приводятся положения С‡. 2.3 СЃС‚. 161 Р–Рљ Р Р¤, Рї. 10, подпункта «и» Рї. 11 Правил содержания общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, утвержденных постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 13.08.2006 в„– 491, С‡. 4 СЃС‚. 12, Рї. 4 СЃС‚. 7, Рї. 11 СЃС‚. 2 Федерального закона РѕС‚ 23.11.2009 в„– 261-ФЗ «Об энергосбережении Рё повышении энергетической эффективности Рё Рѕ внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Закона Тверской области РѕС‚ 08.12.2010 в„– 109-ФЗ «Об энергосбережении Рё повышении энергетической эффективности РІ Тверской области», указывается, что лицо, ответственное Р·Р° содержание многоквартирного РґРѕРјР°, обязано проводить мероприятия РїРѕ энергосбережению Рё повышению энергетической эффективности РІ отношении общего имущества собственников помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ. Р’ С…РѕРґРµ проведенной проверки прокуратурой района установлено, что РћРћРћ «Фаворит» РЅРµ выполнило РІ полном объеме мероприятия РїРѕ повышению энергетической эффективности, РІ действиях директора Общества наличествуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного С‡. 5 СЃС‚. 9.16 РљРѕРђРџ Р Р¤. РЎ субъективной стороны правонарушение, предусмотренное С‡. 5 СЃС‚. 9.16 РљРѕРђРџ Р Р¤, может характеризоваться умышленной либо неосторожной формами РІРёРЅС‹. Рзложенная правовая позиция находит СЃРІРѕРµ подтверждение РІ постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного СЃСѓРґР° РѕС‚ 04.07.2019 в„–16РђРџ-1898/2019 РїРѕ делу Рђ63-492/2019, постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного СЃСѓРґР° РѕС‚ 05.03.2018 в„– 19РђРџ-564/2018 РїРѕ делу Рђ08-7312/2017, постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного СЃСѓРґР° РѕС‚ 18.05.2017 в„– 19РђРџ-2490/2017 РїРѕ делу Рђ08-7541/2016, постановлении Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 22.07.2015 в„– 310-РђР”15-5467 РїРѕ делу Рђ62-6199/2014, постановлении Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 16.04.2015 в„– 301-РђР”15-2668 РїРѕ делу Рђ82-13229/2014. РџСЂРѕСЃРёР» определение отменить, дело РѕР± административном правонарушении возвратить РЅР° РЅРѕРІРѕРµ рассмотрение РІ Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области.
В судебном заседании помощник прокурора Пролетарского района г. Твери Гончарова Е.С. полностью поддержала доводы протеста. Полагала, что на основании ст. 29.4 КоАП РФ определение о возвращении постановления являлось неосновательным, в случае возникновения вопроса о неверной квалификации действий должностного лица при рассмотрении дела, производство по делу об административном правонарушении подлежало бы прекращению. Действия (бездействие) директора ООО «Фаворит» Ефремова А.Г. должны квалифицироваться по ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ, следовательно, вынесение постановления о возбуждении дела по данной статье является обоснованным. Просила удовлетворить протест, определение отменить, материалы дела направить в Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области для рассмотрения.
Представитель Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Гроссу Н.С. полагала, что протест не подлежит удовлетворению, а определение о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении является законным и обоснованным.
Рзучив РґРѕРІРѕРґС‹ протеста, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность установлена за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Учитывая диспозицию части 5 статьи 9.16 КоАП РФ, административная ответственность по указанной статье наступает за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.
Частью 7 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ выражается в нарушении положений требований Закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, ст. 9.16 КоАП РФ является специальной нормой, направленной на обеспечение выполнения требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, несоблюдение положений указанного закона влечет ответственность по названной норме.
РР· представленных материалов усматривается, что РїСЂРё проведении проверки исполнения организациями коммунального комплекса законодательства РІ сфере электроэнергетики, РѕР± энергосбережении Рё повышении энергетической эффективности РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ пришел Рє выводу Рѕ том, что директор РћРћРћ «Фаворит» Ефремова Рђ.Р“. допустил бездействие, выразившееся РІ несоблюдении требований Рѕ разработке Рё доведении РґРѕ сведения собственников помещений РІ многоквартирных домах предложений Рѕ мероприятиях РїРѕ энергосбережению Рё повышению энергетической эффективности.
По данному факту заместителем прокурора Пролетарского района г. Твери в отношении директора ООО «Фаворит» Ефремова А.Г. 23.04.2021 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ.
Возвращая прокурору постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, должностное лицо сослалось на неверную квалификацию действий указанного лица.
Вместе с указанными выводами нельзя согласиться.
В силу пункта 1 части 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Частью 2 ст. 28.4 КоАП РФ установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
По смыслу п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 лицо, к которому поступило постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, на основании пункта 4 части 1 ст. 29.4 КоАП РФ вправе вынести определение о возвращении данного постановления, только в том случае, когда постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено неправомочным лицом либо когда постановление или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно.
При этом, несмотря на обязательность указания в постановлении прокурора наряду с другими сведениями, перечисленными в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) относится к полномочиям лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Данное разъяснение содержится в абз. 1 п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, вопрос о правильной квалификации административного правонарушения подлежит разрешению лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, при рассмотрении дела по существу с соблюдением процессуальных требований, установленных ст. ст. 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ. Неправильная квалификация действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при отсутствии иных недостатков, не может являться основанием к возвращению постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурору.
Следовательно, вывод о неверной квалификации совершенного административного правонарушения является преждевременным.
При таком положении оспариваемое определение должностного лица нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об энергосбережении составляет один год.
В связи с изложенным определение должностного лица подлежит отмене, а постановление заместителя прокурора Пролетарского района г. Твери о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ, в отношении в отношении должностного лица - директора ООО «Фаворит» Ефремова А.Г. вместе с материалами дела - направлению в Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области для рассмотрения со стадии принятия.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
решил:
Протест прокурора Пролетарского района г. Твери Королева А.С. удовлетворить.
Определение заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Рванова Рћ.Р‘. РѕС‚ 24 мая 2021 РіРѕРґР° Рѕ возвращении постановления Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 5 СЃС‚. 9.16 РљРѕРђРџ Р Р¤, РІ отношении должностного лица - директора РћРћРћ «Фаворит» Ефремова Рђ.Р“., отменить.
Дело направить в Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области на новое рассмотрение со стадии принятия административного материала.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья подпись Е.А. Зварич