Решение по делу № 2а-1135/2021 от 03.06.2021

№ ...а-1135/2021

УИД 12RS0008-01-2021-001430-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Медведево 5 августа 2021 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Поповой С.С.,

при секретаре Марьиной Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Половодова О.М. к Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Марий Эл» о признании бездействия незаконным, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Половодов О.М., отбывающий наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Марий Эл» (далее ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл) обратился в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации, в котором просил взыскать в его пользу компенсацию в размере 200000 рублей за счет казны Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что <...> года был этапирован из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл. Прибыв в учреждение, не получал диетическое повышенное питание до <...> года. Полагает, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении с <...> года по <...> года.

Определением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от <...> года в качестве соответчика привлечено ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл.

В судебном заседании административный истец Половодов О.М. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФСИН России Мартынова О.А., действующая также как представитель заинтересованного лица УФСИН России по Республике Марий Эл административный иск не признала, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме, пояснила аналогично доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл Османов Р.А. административный иск не признал, пояснил, что списки на повышенное питание составляют медицинские работники, при поступлении осужденного он изначально ставится на обычное питание, раскладка питания ставится на неделю. Аттестат продовольствия не является обязательным на постановку диетического питания.

Представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл Столяров Д.Н. пояснил, что аттестат продовольствия на осужденного Половодова О.М. не передавался.

Йошкар-Олинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившегося лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и личного дела осужденного, суд приходит к следующему выводу.

В силу положений ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу пп. 1 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Согласно пп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В законодательстве Российской Федерации закреплено право подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации, установленное Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о компенсации).

Согласно данному акту были внесены дополнения в Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и нормы Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (статья 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы (статья 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

В соответствии с подпунктами 3 и 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, основные задачи ФСИН России включают в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и создание им условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режиммест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика;право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.

Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Как установлено из материалов личного дела осужденного, Половодов О.М. осужден <...> года приговором Дзержинского районного суда ... по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Осужденный Половодов О.М. отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл с <...> года.

Из пояснений административного истца следует, и не оспаривается административными ответчиками, что Половодов О.М. <...> года был этапирован из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл, на территории которого он проходил лечение, в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл для дальнейшего отбывания наказания.

Согласно приказу начальника здравпункта филиала ТБ ФКУЗ МСЧ-12 ФИО2 А.Б. постановлено обеспечить питание согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от <...> года с <...> года в том числе осужденного Половодова О.М., норма питания указана ..., дата подачи – <...> года.

Из списка осужденных получающих норму питания согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от <...> года № ... в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл с <...> года, следует, что Половодов О.М. указан в списке под номером 42, норма питания ..., дата постановки <...> года.

В списке осужденных получающих норму питания согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от <...> года № ... в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл с <...> года по <...> года Половодов О.М. отсутствует.

Согласно п. 2 Приказа ФСИН России от 2 сентября 2016 года № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее Порядок) в учреждениях УИС обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых питанием осуществляется на основании ежедневных справок, составляемых и направляемых в бухгалтерию учреждения УИС подразделениями интендантского и хозяйственного обеспечения, утверждаемых начальником учреждения УИС, об общей численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждении УИС. В справке указывается число осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой категории лиц, в отношении которых предусмотрена соответствующая норма питания. Справка составляется на основании письменных данных о количестве лиц, содержащихся в учреждении УИС, полученных в дежурной части и подразделении специального учета учреждения УИС, а также сведений медицинского подразделения, осуществляющего в учреждении УИС медицинское обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых, о количестве больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, в виде списков. Утвержденные начальником учреждения УИС справки, а также списки осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, передаются в бухгалтерию учреждения УИС для оформления накладных и последующего отпуска продуктов в столовую (пищеблок) учреждения УИС.

В случае изменения численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых после завершения процедуры выписки продуктов питания подразделением интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения УИС в этот же день предоставляется в бухгалтерию учреждения УИС дополнительная справка для оформления дополнительной накладной на отпуск (прием) продуктов.

Согласно п. 3 Порядка осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются питанием с момента их прибытия в учреждения УИС. Снятие с довольствия указанных лиц осуществляется по факту освобождения их из учреждений УИС.

Согласно п. 151 Порядка больным осужденным, подозреваемым и обвиняемым, страдающим болезнями, указанных в приложение к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, повышенной норме питания больных, выдается лечебное питание. Назначение на лечебное питание производится по заключению медицинского подразделения и приказа, издаваемого в учреждении УИС, на период нахождения больного на лечении. В списках указываются фамилия, имя, отчество осужденного, подозреваемого и обвиняемого, и положено ли ему дополнительное питание к повышенной норме питания больных. При необходимости медицинским переосвидетельствованием срок лечебного питания может быть продлен. При назначении питания ВИЧ-инфицированным учитывается, что все больные данным заболеванием (вне зависимости от стадии заболевания, проведения лечения или его отсутствия) получают пожизненно питание согласно примечанию к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации повышенной норме питания для больных.

Факт предоставления Половодову О.М. пожизненного питания согласно повышенной норме для больных административные ответчики не оспаривали.

Судом установлено, что незаконным бездействием администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл, не предоставившей осужденному Половоду О.М. повышенную норму питания в связи с наличием у него заболевания, осужденный Половодов О.М. не был обеспечен повышенным питанием с <...> года по <...> года, что является нарушением условия его содержания в исправительном учреждении.

При этом доводы ФСИН России, что на выходные и праздничные дни разрешается получать продукты в столовую на двое-трое суток, с 1 по <...> года были выходные, сотрудником медицинской части заявка на Половодова О.М. была подана <...> года, Половодов О.М. был поставлен на диетическое питание с <...> года в полном объеме, суд признает несостоятельными.

Согласно п. 2 Порядка в случае изменения численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых после завершения процедуры выписки продуктов питания подразделением интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения УИС в этот же день предоставляется в бухгалтерию учреждения УИС дополнительная справка для оформления дополнительной накладной на отпуск (прием) продуктов.

Кроме того, согласно п.п. 132, 133, 134 Порядка на каждого осужденного, подозреваемого и обвиняемого или группу осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отправляемых из одного учреждения УИС в другое, выписывается аттестат на продовольствие. Аттестат на продовольствие вручается начальнику караула под роспись на копии аттестата, которая остается в учреждении УИС и приобщается к копии попутного списка. Корешок аттестата на продовольствие сдается на хранение в бухгалтерию учреждения УИС. Аттестат на продовольствие является документом, подтверждающим, по какое число и какой норме питания осужденный, подозреваемый, обвиняемый (группа осужденных, подозреваемых обвиняемых) обеспечен продовольствием. Аттестат на продовольствие дает право осужденному, подозреваемому, обвиняемому (группе осужденных, подозреваемых обвиняемых) на постановку на котловое довольствие по прибытии в другое учреждение УИС.

Согласно ответа ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл Половодову О.М. от <...> года следует, что в нарушение п.п. 132, 133, 134 приказа ФСИН России от <...> года № ... «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл аттестат на продовольствие предоставлен не был, в отсутствие аттестата на продовольствие Половодов О.М. был обеспечен продовольствием по минимальной норме питания. После обращения были предприняты меры по проверке обоснованности постановки на диетическое питание. В силу того, что последующий день после обращения Половодова О.М. выпадал на предпраздничные дни (<...> года) и праздничные (1,2,<...> года) дни, то медицинской службой была подана заявка <...> года на постановку на диетическое питание с <...> года.

Таким образом, суд полагает установленным и доказанным факт нарушения неимущественных прав административного истца, поскольку ненадлежащими условиями содержания под стражей ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, и которые были не совместимы с уважением к человеческому достоинству.

При этом суд приходит к выводу, что незаконным бездействием администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл, не предоставившей осужденному Половоду О.М. повышенную норму питания в связи с наличием у него заболевания, а также незаконным бездействием администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл, не направивший аттестат на продовольствие на осужденного Половодова О.М., осужденный Половодов О.М. не был обеспечен повышенным питанием с <...> года по <...> года, что привело к нарушению условий его содержания в исправительном учреждении.

Неполное соответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания лицу, содержащемуся под стражей.

Приняв во внимание характер и продолжительность нарушения (6 дней, как установлено судом повышенное питание осужденный начал получать <...> года), обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия, учитывая принципы разумности и справедливости, что способствует восстановлению баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства, суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условия содержания административного истца в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл в сумме 5000 рублей.

Компенсацию морального вреда следует взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России как с главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности, который и является надлежащим административным ответчиком. В удовлетворении административного иска к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 227.1 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административный иск Половодова О.М. к Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Марий Эл» о признании бездействия незаконным, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворить частично.

Признать ненадлежащими условия содержания Половодова О.М. в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 4 УФСИН России по Республике Марий Эл с 29 апреля 2021 года по 4 мая 2021 года, выразившиеся в неполучении повышенного питания.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Половодова О.М. компенсацию за надлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 5000 рублей.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Копию решения в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме направить сторонам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья С.С. Попова

Мотивированное решение составлено 9 августа 2021 года

2а-1135/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Половодов Олег Михайлович
Ответчики
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл
Другие
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республика Марий Эл
ФСИН России
УФСИН России по Республике Марий Эл
Йошкра-Олинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл
Суд
Медведевский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Попова Светлана Сергеевна
Дело на странице суда
medvedevsky.mari.sudrf.ru
03.06.2021Регистрация административного искового заявления
03.06.2021Передача материалов судье
07.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.06.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2021Судебное заседание
05.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее