Судья ФИО1 Я.Р.
Дело №
УИД: 05RS0№-61
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июля 2023 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО6,
судей ФИО2 и ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием прокурора ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> г. Махачкала к Администрации МО городской округ с внутригородским делением "г. Махачкала", МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Кировского районного суда г. Махачкалы РД от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО6, пояснения прокурора ФИО5, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
Заместитель прокурора <адрес> г. Махачкала обратился в суд с иском к Администрации МО городской округ с внутригородским делением "г. Махачкала", МБОУ СОШ № о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
Свои исковые требования истец обосновывает тем, что прокуратурой района с привлечением сотрудника УВО по г. Махачкале - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» (далее - УВО) проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности муниципального бюджетного образовательного учреждения «СОШ №» (далее - Школа), расположенного по адресу: г. Махачкала, <адрес> линия, <адрес>.
В ходе проверки выявлены нарушения требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования).
В заявлении указывается, что в нарушение подпункта «д» пункта 24 Требований, объект (территория) не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
В нарушении подпункта «м» пункта 24 Требований, объект (территория) не оснащен в достаточном объеме системой наружного освещения.
В нарушении подпункта «а» пункта 25 Требований, объект (территория) не оснащен в достаточном объеме системами видео наблюдения (необходим капитальный ремонт).
В нарушении подпункта «а» пункта 25 Требований, объект (территория) не оснащен охранной сигнализацией.
В нарушении пункта 30 Требований, не организовано архивирование и хранение данных с камер видеонаблюдения в течение одного месяца.
В нарушении подпункта «б» пункта 25 Требований, не обеспечена охрана объекта (территории), сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В нарушении подпункта «в» пункта 25 Требований, объект (территория) не оборудован помещением для охраны на 1-м этаже с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации.
В нарушении подпункта «а» пункта 26 Требований, объект (территория) не оборудован системой контроля и управления доступом.
В нарушении подпункта «б» пункта 27 Требований, въезды на объект(территорию) не оснащены средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
РешениемКировского районного суда г. Махачкалы РД от <дата> постановлено:
«Исковые требования заместителя прокурора <адрес> г.Махачкалы к администрации МО ГоСВД «г.Махачкала» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» о признании незаконным бездействия по не обеспечению устранения требований законодательства о противодействии терроризму удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации МО городской округ с внутригородским делением «город Махачкала» по необеспечению соблюдения требований в МБОУ «СОШ № » законодательства о противодействии терроризму незаконным.
Обязать администрацию МО городской округ с внутригородским делением «Город Махачкала» в течении месяца с момента вступления решения в законную силу устранить в МБОУ «СОШ №» нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно:
- оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- организовать и обеспечить работу системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории), таким образом, чтобы она обеспечивала оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники;
- обеспечить автономное и бесперебойное электропитание системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории);
- в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации;
- оснастить объект (территорию) в достаточном объеме системой наружного освещения;
- оснастить объект (территорию) в достаточной мере системами видеонаблюдения, а так же произвести капитальный ремонт;
- объект (территорию) оснастить охранной сигнализацией;
- организовать архивирование и хранение данных с камер видеонаблюдения в течение одного месяца;
- обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудовать объект (территорию) помещением для охраны на 1-м этаже с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации
- оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом;
- оборудовать въезды на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
В удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» выразившимся в необеспечении соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму отказать».
На данное решение ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Администрация города Махачкалы, являясь учредителем указанного учреждения, не может быть ответчиком по данном делу в виду того, что МБОУ «СОШ №» является юридическим лицом и должно самостоятельно исполнять возложенные на нее законом обязательства. Только в случае если будет документально установлено, что свои обязательства МБОУ «СОШ №» не имеет возможности исполнить в установленном законом порядке ввиду отсутствия достаточного финансирования, администрация города может быть привлечена к участию в качестве субсидиарного ответчика, но данный факт не получил своего подтверждения, в иске об этом ничего не сказано, а это значит, что Администрация не может проходить соответчиком по указанному исковому заявлению.
МБОУ «СОШ №» является юридическим лицом, обладающим самостоятельным балансом, имеет свои лицевые счета, а также может быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с п. 1.13 Устава МБОУ «СОШ №», отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за МБОУ «СОШ №» собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за МБОУ «СОШ №» собственником этого имущества или приобретенного МБОУ «СОШ №» за счет выделенных собственником имущества МБОУ «СОШ №» средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества МБОУ «СОШ №» не несет ответственности по обязательствам самого МБОУ «СОШ №».
Как указано, в самом уставе МБОУ «СОШ №» Администрация города Махачкалы не несет ответственности по обязательствам учреждения, только если не будет установлена прямая связь между неисполнением учреждением своих обязательств с учредителем, прошу обратить на это особое внимание.
Учитывая изложенное отмечает, что Администрация города Махачкалы ежегодно перечисляет все необходимые денежные средства на нужды муниципального образования, которыми она распоряжается впоследствии самостоятельно.
Также просит обратить внимание, что истец указывает на то, что прокуратурой города Махачкалы выявлены в МБОУ «СОШ №» нарушения требования законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности, но не указывается, являются ли указанные нарушения следствием невыполнения образовательным учреждением добросовестно возложенных на них обязательств либо отсутствием необходимых денежных средств на указанные цели.
Согласно ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с приведенной выше нормой, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата> N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ <дата>. К числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п. 11 Концепции).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, препятствующее совершению террористического акта. Все объекты, попадающие под действие данного Федерального закона, должны иметь на своих объектах разработанный паспорт антитеррористической защищенности.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, а именно, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и /или/ ликвидации последствий проявлений терроризма.
Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Статьей 5 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены организационные основы противодействия терроризму, в соответствии с которой на Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В целях реализации указанных положений закона Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1235, утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В силу п. 22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1235 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются мероприятия антитеррористической защищенности.
Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательное учреждение обязано, помимо прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, что следует из пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ.
В соответствии с п. 1, п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района относятся:
формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района. Контроль за исполнением данного бюджета;
участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма экстремизма на территории муниципального района.
Во исполнение вышеуказанных положений закона Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства Российской Федерации от <дата> №, которым утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В числе обязательных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), предусмотрено обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием. Данное требование актуально для всех образовательных учреждений (п. 24 Требований).
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> г. Махачкала с привлечением сотрудника УВО по г. Махачкале - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» (далее - УВО) проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: г. Махачкала, <адрес> линия, <адрес>.
В ходе проверки выявлены нарушения требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»:
в нарушение подпункта «д» пункта 24 Требований, объект (территория) не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
В нарушении подпункта «м» пункта 24 Требований, объект (территория) не оснащен в достаточном объеме системой наружного освещения.
В нарушении подпункта «а» пункта 25 Требований, объект (территория) не оснащен в достаточном объеме системами видео наблюдения (необходим капитальный ремонт).
В нарушении подпункта «а» пункта 25 Требований, объект (территория) не оснащен охранной сигнализацией.
В нарушении пункта 30 Требований, не организовано архивирование и хранение данных с камер видеонаблюдения в течение одного месяца.
В нарушении подпункта «б» пункта 25 Требований, не обеспечена охрана объекта (территории), сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В нарушении подпункта «в» пункта 25 Требований, объект (территория) не оборудован помещением для охраны на 1-м этаже с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации.
В нарушении подпункта «а» пункта 26 Требований, объект (территория) не оборудован системой контроля и управления доступом.
В нарушении подпункта «б» пункта 27 Требований, въезды на объект(территорию) не оснащены средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
Указанные нарушения подтверждаются письмом начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» от <дата>, за № и не оспариваются сторонами.
Из Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, видно, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» поставлена на учет <дата> в ИФНС России по <адрес> г. Махачкалы.
Из Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» усматривается, что он принят общим собранием трудового коллектива МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» и утвержден распоряжением Председателя комитета по управлению имуществом г. Махачкалы.
Согласно приложенной к материалам дела копии выписки из ЕГРЮЛ директором МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» является ФИО1.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Судебная коллегия отмечает что, суд первой инстанции не вмешивался в финансовую деятельность органа местного самоуправления, не определял ни размер финансирования, ни порядок выделения средств, а указал на необходимость принятия мер к соблюдению требований антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
Поскольку несоблюдение требований антитеррористической защищенности нарушает права воспитанников, персонала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», влияет на безопасность и может привести к гибели людей, промедление в принятии эффективных и оперативных мер, направленных на устранение нарушений, допустимым признано быть не может, избранный способ защиты права является надлежащим.
Доводы апелляционной жалобы администрации МО ГОсВД г. Махачкала о том, что МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г. Махачкала» является муниципальным казенным учреждением, обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, в связи с чем является надлежащим ответчиком по указанному делу и участие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в качестве ответчика по данному делу бессмысленно, отклоняются судебной коллегией.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму, согласно п. 40 Концепции, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и /или/ ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Вопреки доводам жалобы, выполнение заявленного прокурором в рамках настоящего спора требования, является необходимой мерой, направленной на антитеррористическую защищенность данного объекта образования.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что невыполнение образовательным учреждением возложенной действующим законодательством на образовательные учреждения обязанности по обеспечению безопасности обучающихся во время образовательного процесса, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и учитывал также признание заявленного иска ответчиками.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, не допустил нарушений процессуального закона. Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле.
Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.
Председательствующий
Судьи: