Дело № 2а-92/2020
№ 88а-6713/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 16 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области на решение Михайловского районного суда Амурской области от 16 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 30 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Михайловского района Амурской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, заинтересованное лицо ООО «ТСК «Амур-2» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Михайловского района Амурской области обратился в Михайловский районный суд Амурской области в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконным бездействие Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, выразившееся в непринятии своевременных мер по оборудованию муниципальных котельных установками водоподготовки; возложить на административного ответчика обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать установками водоподготовки котельные: «Квартальная», расположенную по адресу: улица Ленина, дом 54а, село Поярково, Михайловский район, Амурская область; «Строительная», расположенную по адресу: улица Строительная, дом 5а, село Поярково, Михайловский район, Амурская область; «Юбилейная», расположенную по адресу: улица Юбилейная, дом 27, село Поярково, Михайловский район, Амурская область; «Сельхозхимия», расположенную по адресу: улица Амурская, дом 232, село Поярково, Михайловский район, Амурская область; «Школа интернат», расположенную по адресу: улица Гагарина, дом 14, село Поярково, Михайловский район, Амурская область; «Средняя школа», расположенную по адресу: улица Олега Кошевого, дом 4, село Поярково, Михайловский район, Амурская область; «Центральная», расположенную по адресу: улица Амурская, дом 109-а, село Поярково, Михайловский район, Амурская область.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Михайловского района Амурской области в ходе мониторинга исполнения законодательства о теплоснабжении при прохождении отопительного периода 2019-2020 года установлено, что в собственности муниципального образования Поярковский сельсовет Михайловского района Амурской области находится семь котельных, расположенных на территории села Поярково Михайловского района, которые обеспечивают услугами по теплоснабжению социальные объекты, в том числе муниципальные образовательные учреждения (школы и детские сады), лечебные, учреждения, многоквартирные дома и частный сектор. Эксплуатацию котельных, с целью производства, передачи и распределения тепловой энергии, их содержание осуществляет ООО «ТСК «Амур-2» на основании концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Поярковский сельсовет от 12 декабря 2017 года. Указанные котельные не оборудованы установками водоподготовки; не организован водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла, что подтверждается актом проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 15 ноября 2019 года № А-А72-207. Техническим заданием на реконструкцию котельных, являющимся приложением к концессионному соглашению, не предусмотрено проведение ресурсоснабжающей организацией ООО «ТСК «Амур-2» работ по оборудованию установками водоподготовки котельных, такие установки в рамках концессионного соглашения не передавались, конкурсные процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью приобретения установок водоподготовки с последующим монтажом на котельных не проводились. Указанные обстоятельства свидетельствуют о длительном незаконном бездействии, невыполнении Администрацией, осуществляющей полномочия собственника в отношении муниципального имущества, требований законодательства в части обеспечения водоподготовки на объектах теплоснабжения. Кроме этого, необеспеченность котельных установками водоподготовки явилось одной из причин неполучения паспорта готовности муниципального образования к отопительному периоду, являющимся, в свою очередь, основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку Поярковского сельсовета к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставления населению села Поярково коммунальных услуг. При этом ненадлежащее исполнение администрацией Поярковского сельсовета полномочий в сфере теплоснабжения создает опасность возникновения технологических сбоев на объектах теплоснабжения, что может повлечь наступление неблагоприятных последствий в виде причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, а также муниципальному имуществу, создает социальную напряженность.
Решением Михайловского районного суда Амурской области от 16 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 30 июня 2020 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены.
14 августа 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, поданная через Михайловский районный суд Амурской области 30 июля 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений.
15 сентября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции от администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области поступили дополнения к кассационной жалобе.
В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Так, эксплуатация котельных, с целью производства, передачи и перераспределения тепловой энергии, их содержание осуществляет ООО «ТСК «Амур-2» на основании Концессионного соглашения от 12 декабря 2017 года в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Поярковский сельсовет. В соответствии с действующим законодательством, и на основании данного Соглашения именно ООО «ТСК «Амур-2», как эксплуатирующая организация, должна вести водно-химическую обработку воды, регулирование качества котловой воды, а также обеспечивать химический контроль за соблюдением водно-химического режима. Также допускается применение других эффективных способов обработки воды, гарантирующих обеспечение работы котла и питательного тракта, т.е. закон допускает эксплуатацию котельного оборудования в отсутствии установок водоподготовки. Кроме этого, приобретение установок водоподготовки в отсутствии данных прямо свидетельствующих о их необходимости, например данные о химическом анализе воды, из которого следует что состав воды будет агрессивно воздействовать на металл, приводя к его быстрой коррозии, экономически не целесообразно и ведёт к нерациональному использованию бюджетных средств.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2020 года кассационная жалоба администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административного ответчика и заинтересованного лица, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнения к кассационной жалобе, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 1 Закона Амурской области от 3 октября 2014 года № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области».
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В силу пунктов 1, 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Статья 210 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является, в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно подпунктам 3, 11 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций, в том числе, соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами; обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации, и др.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года №115 (далее – Правила).
В силу пункта 1.7. Правил ответственность за выполнение настоящих Правил несёт руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12.1. Правил предусмотрена необходимость организации водно-химического режима с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла. Не допускать образование накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях оборудования и трубопроводах в котельных, систем теплоснабжения и теплопотребления.
В соответствии с пунктом 12.8. Правил до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию следует, в частности, наладить работу водоподготовки.
Согласно пункту 12.6. Правил котельные могут эксплуатироваться только при исправном оборудовании водоподготовительной установки.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённого прокуратурой мониторинга исполнения законодательства о теплоснабжении при прохождении отопительного периода 2019-2020 годов установлено, что котельные в селе Поярково Михайловского района Амурской области: «Квартальная» (улица Ленина, дом 54а), «Строительная» (улица Строительная, дом 5а), «Юбилейная» (улица Юбилейная, дом 27), «Сельхозхимия» (улица Амурская, дом 232), «Школа интернат» (улица Гагарина, дом 14), «Средняя школа» (улица Олега Кошевого, дом 4), «Центральная» (улица Амурская, дом 109-а), обеспечивающие услугами теплоснабжения жилой фонд и социально значимые объекты, в том числе образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры муниципального образования, не оборудованы установками водоподготовки, водно-химический режим с целью обеспечения надёжной работы тепловых энергоустановок и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла, не организован, что подтверждается Актом проверки готовности к отопительному периоду 2019/2020 годов № А-А72-207 от 15 ноября 2019 года.
Вышеуказанные котельные на праве собственности принадлежат муниципальному образованию Поярковский сельсовет Михайловского района Амурской области.
Согласно концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Поярковского сельсовета, заключенному между муниципальным образованием Поярковский сельсовет Михайловского района Амурской области (концедент), ООО «ТСК «Амур-2» (концессионер) и правительством Амурской области 12 декабря 2017 года, концессионер принял на себя обязанность по владению и пользованию в течение 10 лет со дня его подписания имуществом, право собственности на которое принадлежит концеденту, объектами коммунального хозяйства, в том числе котельными «Квартальная», «Строительная», «Юбилейная», «Сельхозхимия», «Центральная», «Школа интернат», «Средняя школа», с тепловыми сетями (теплотрассами), а также за свой счёт осуществить реконструкцию данного имущества и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии с использованием объектов, переданных по соглашению; а концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения, за счёт собственных средств приобретать и заменять вышедшее из строя оборудование, в том числе водогрейные котлы и участки теплотрасс, с последующей безвозмездной передачей концедент.
Техническим заданием на реконструкцию котельных, являющимся приложением к концессионному соглашению, не предусмотрено проведение ресурсоснабжающей организацией ООО «ТСК «Амур-2» работ по оборудованию установками водоподготовки котельных, такие установки в рамках концессионномого соглашения не передавались, конкурсные процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нежд», с целью приобретения установок водоподготовки с последующим монтажом на котельных не проводились.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Закона Амурской области от 3 октября 2014 года № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённые приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, и пришли к обоснованном выводу, что именно на администрацию Поярковского сельсовета возложена обязанность по организации выполнения в муниципальных котельных, расположенных на территории села Поярково Михайловского района Амурской области, водоподготовки и водно-химического режима работы котельной и котельного оборудования, а не выполнение данных требований свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, администрацией Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области не представлено.
Указание в кассационной жалобе на концессионное соглашение и на указанные в нём обязанности ООО «ТСК «Амур-2», как эксплуатирующей организации, не является основанием для снятия с органа местного самоуправления обязанности по обеспечению котельных установками водоподготовки.
Вопреки доводам кассационной жалобы, действующее законодательство не допускает эксплуатацию котельного оборудования в отсутствии установок водоподготовки.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Михайловского районного суда Амурской области от 16 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 30 июня 2020 года, оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи