Дело № 2а-1183/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2018 года г. Балашиха
Железнодорожный городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Е.А.,
при секретаре Белове И.А.,
с участием помощника прокурора г. Балашиха Царева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Горячева Александра Анатольевича к Территориальной избирательной комиссии № 2 г. Балашиха по Московской области о возложении обязанности по рассмотрению обращения, признании действий незаконными, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ
Горячев А.А. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии № 2 г. Балашиха, указав, что 18 марта 2018 года он, являясь избирателем, проголосовавшим на избирательном участке № и членом ТИК № г. Балашиха от кандидата на должность Президента России ФИО12, подал жалобу ответчику. В жалобе просил признать протокол об итогах голосования на УИК № недействительным, а если окажется невозможным установить правильные результаты голосования путем пересчета, аннулировать итоги голосования. Считает, что ТИК № необоснованно отказала ему в удовлетворении жалобы, в связи с чем, просил признать Решение ТИК № г. Балашиха от 19 марта 2018 года № незаконным, обязать ответчика рассмотреть жалобу с учетом обстоятельств, установленных в судебном заседании, взыскать расходы по госпошлине в размере 300 рублей.
В судебном заседании Горячев А.А. настаивал на административном иске, указав, что в связи с отменой Решения от 19 марта 2018 года ТИК № г. Балашиха 30 марта 2018 года, настаивает, чтобы суд обязал ответчика дать ему ответ о нарушении избирательного законодательства и аннулировании итогов голосования. Также, уточнив требования, просил признать действия ТИК № по рассмотрению жалобы незаконными, поскольку показаниями свидетелей ФИО5 и ФИО6 подтверждаются обстоятельства обоснованности его жалобы, и как, следствие, незаконного ответа ответчика на его обращение.
Представитель ТИК № г. Балашиха – Председатель ТИК № г. Балашиха Зверев О.М. в судебном заседании возражал против заявленного иска, предоставил письменные возражения. Суду показал, что жалоба Горячева А.А. рассмотрена в установленные законом сроки, в связи с необходимостью более тщательного изучения доводов жалобы Горячева А.А., Решение от 19 марта 2018 года отменено Решением ТИК № от 30 марта 2018 года №. Поскольку в настоящее время жалоба Горячева А.А. является предметом рассмотрения судом, на основании п. 9 ст. 75 ФЗ «Об основных гарантиях…» ответ на жалобу ТИК № г. Балашиха будет дан после решения суда.
Представитель Избирательной комиссии Московской области – не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, заключение помощника Прокурора г. Балашиха, полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать, выслушав свидетелей, приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ФЗ от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" подготовку и проведение выборов Президента РФ осуществляют Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; территориальные избирательные комиссии - районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в качестве территориальных избирательных комиссий; участковые избирательные комиссии.
Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам Президента РФ устанавливаются ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
В соответствии с п. 8 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Полномочия территориальных и участковых избирательных комиссий определены статьями 21, 22 ФЗ от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», а также статьями 26, 27 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Из содержания п. 3 ст. 21 ФЗ от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», а также п.п. "з" п. 9 ст. 26 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ следует, что территориальные избирательные комиссии уполномочены рассматривать жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимать по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
Согласно пункту 25 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия.
Согласно положениям части 4 статьи 239 КАС Российской Федерации члены избирательной комиссии вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса определены пунктом 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому член комиссии с правом совещательного голоса:
а) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей комиссии;б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Как видно из материалов дела, 18 марта 2018 года в день проведения выборов Президента Российской Федерации, Горячев А.А. – член территориальной избирательной комиссии № г. Балашиха с правом совещательного голоса, назначенный кандидатом на должность Президента РФ ФИО8, обратился с жалобой в Территориальную избирательную комиссию № № г. Балашиха Московской области. В жалобе указывалось на недействительность протокола подсчета голосов на УИК №, а также содержалось требование на аннулирование результатов голосования (л.д. 5).
Судом установлено, что Территориальная избирательная комиссия № г. Балашиха 19 марта 2018 года по результатам проверки жалобы приняла мотивированное решение №. Согласно Решению основания для удовлетворения жалобы отсутствуют, в связи с чем было отказано в удовлетворении требований о признании итогов голосования по избирательному участку № недействительными (л.д.6).
Судом учитывается, что на избирательном участке № г. Балашиха Московской области нарушений требований Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, регламентирующих порядок голосования вне помещения для голосования, избирательных прав граждан и прав Горячева А.А. как члена территориальной избирательной с правом совещательного голоса не имелось, в связи с чем, ТИК № приняла решение об отсутствии нарушений прав Горячева А.А., указанная жалоба была рассмотрена по существу своевременно, с предоставлением истцу мотивированного решения ТИК № г. Балашиха.
Горячевым А.А. заявлено о голосовании вне помещения для голосования 5 избирателей, в связи с чем, сведения о 82 проголосовавших не соответствуют действительности. Согласно акту о проведении голосования вне помещения для голосования избирательного участка №, с использованием переносного ящика № в период с 15 часов 45 мин. по 16 часов 15 мин проголосовало 5 человек. Согласно акту о проведении голосования вне помещения для голосования избирательного участка №, с использованием переносного ящика № в период с 16 часов 30 мин. по 19 часов 20 мин проголосовало 82 человека.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5, ФИО9 участие в голосовании с использованием переносного ящика № не принимали, итоги голосования не обжаловали, а также не обращались с жалобами на нарушение избирательного законодательства в день выборов и после получения копии протокола об итогах голосования. В связи с изложенным, показания данных свидетелей не могут быть приняты судом в качестве доказательств, обосновывающих административный иск в части требований о признании действий ТИК № г. Балашиха незаконными.
Актами о проведении голосования вне помещения от 18 марта 2018 года, протоколом УИК по ИУ № от 18 марта 2018 года подтверждено как соответствие количества бюллетеней, выданных для голосования вне помещения, числу проголосовавших и количеству возвращенных бюллетеней, так и отсутствие жалоб и заявлений о нарушении избирательных прав при составлении итогового протокола.
Показаниями допрошенных свидетелей ФИО10 и ФИО9 также подтверждается отсутствие жалоб и заявлений при составлении протокола участковой избирательной комиссии по итогам голосования.
Судом также учитывается, что в настоящее время оспариваемое Решение ТИК № отменено Решением от 30 марта 2018 года в связи с необходимостью более тщательной проверки доводов жалобы.
Доводы Горячева А.А. о нарушении действующего избирательного законодательства участковой избирательной комиссией основаны на предположениях, поскольку каких-либо убедительных доказательств в подтверждение этих доводов суду не представлено.
Рассматривая требования Горячева А.А. о признании действий ТИК № г. Балашиха по рассмотрению жалобы Горячева А.А. от 18 марта 2018 года незаконными, суд приходит к выводу, что решение от 19 марта 2018 года было принято ТИК № в пределах полномочий с соблюдением процедуры и сроков рассмотрения жалоб, установленных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Суд также принимает во внимание, что отмена оспариваемого решения Территориальной избирательной комиссией № связана с необходимостью более детальной проверки доводов жалобы Горячева А.А., что также не может расцениваться как нарушение прав административного истца.
Одновременно с этим, суд не может удовлетворить требования административного иска Горячева А.А. о понуждении ответчика после повторного рассмотрения жалобы от 18 марта 2018 года дать ответ с учетом обстоятельств нарушения избирательного законодательства, поскольку нарушений судом не установлено, в силу п. 9 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" жалоба ТИК № подлежит рассмотрению после вступления в силу решения суда.
Горячевым А.А. заявлено требование о взыскании с административного ответчика госпошлины в размере <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Учитывая, что оснований для удовлетворения административного иска в части признания действий Территориальной избирательной комиссии № г. Балашиха по Московской области незаконными, не имеется, суд не находит оснований для удовлетворения иска в части взыскания государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ
Административный иск Горячева Александра Анатольевича к Территориальной избирательной комиссии № г. Балашиха по Московской области о возложении обязанности по рассмотрению обращения, признании действий незаконными, взыскании судебных расходов - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.
Федеральный судья Иванова Е.А.
Мотивированный текст решения
изготовлен 20 апреля 2018 года