Дело № 33-3948/2022 (№ 2-5240/2021)
УИД 59RS0007-01-2021-004783-86
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Лапухиной Е.А.,
судей Крюгер М.В., Лобанова В.В.,
при секретаре Косогоровой К.Б.,
рассмотрела 18 апреля 2022 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 08 октября 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Свердловского района города Перми удовлетворить.
1. Обязать Администрацию города Перми обеспечить финансирование мероприятий по устранению МАОУ «СОШ № 96» г. Перми нарушений требований законодательства о гражданской обороне в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
2. Обязать МАОУ «СОШ № 96» г. Перми в срок до 23.01.2023 устранить выявленные нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитных сооружений гражданской обороны № 000194-25, №000195-25, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Клары Цеткин, 10, а именно:
- поддерживать защитные сооружения гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;
- провести мероприятия по подготовке защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту;
- установить защитно-герметические двери;
- установить инженерно-техническое оборудование;
- обеспечить наличие необходимой документации защитных сооружений гражданской обороны согласно п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружении гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583;
- осуществить техническое обслуживание технических систем защитных сооружений, гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью (провести текущий и капитальный ремонт строительных конструкций);
- осуществить планово-предупредительный ремонт технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью (составить годовые планы планово-предупредительных ремонтов);
- обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования защитных сооружений гражданской обороны к переводу их к использованию по предназначению.
Заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения представителя администрации г. Перми Швецовой Т.Л., настаивавшей на доводах жалобы, прокурора Пермской краевой прокуратуры Ментьиной А.С., представителя третьего лица Елькина Д.И., возражавших относительно доводов жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Свердловского района г. Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 96» г. Перми (далее – МАОУ «СОШ №96» г.Перми), муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений и возложении обязанности привести защитные сооружения в надлежащее состояние постоянной готовности.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, законодательства о гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций в МАОУ «СОШ №96» г.Перми. В ходе проверки установлено, что по адресу: г. Пермь, ул. К.Цеткин, 10 расположено здание, являющееся муниципальной собственностью и принадлежащее МАОУ «СОШ №96» г.Перми на праве оперативного управления. В подвале здания расположены защитные сооружения гражданской обороны (далее – ЗС ГО) №000194-25, №000195-25. В 2018 году 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена плановая выездная проверка в отношении ЗС ГО, выявлено 11 нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны в связи, с чем внесено предписание № 35 от 25.10.2018 со сроком устранения до 01.10.2019. В 2019 году 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена внеплановая проверка исполнения предписания № 35 от 25.10.2018 по результатам которой выявлено неисполнение предписания, в связи с чем в адрес МАОУ «СОШ № 96» г. Перми внесено повторное предписание № 46 со сроком устранения до 01.10.2020. Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Свердловского судебного района г.Перми подтвержден факт неисполнения предписания. 30.06.2020 прокуратурой района в адрес МАОУ «СОШ № 96» г. Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства, которые в полном объеме не устранены. В 2021 году 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена внеплановая выездная проверка в отношении ЗС ГО, установлено 8 нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны, которые не устранены по предыдущим предписаниям, в связи с чем внесено предписание № 12 от 19.02.2021 со сроком устранения до 24.01.2022, учитывая, что не осуществляется поддержание ЗС ГО в состоянии постоянной готовности; не проводятся мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту; защитно-герметические двери демонтированы; инженерно-техническое оборудование отсутствует; отсутствует вся необходимая документация ЗС ГО; не производится техническое обслуживание технических систем ЗС ГО в полном объеме и с установленной периодичностью (текущий и капитальный ремонт строительных конструкций не производится); не обеспечена постоянная готовность помещений и оборудования ЗС ГО к переводу их к использованию по предназначению (герметизация не обеспечена, выполнена перепланировка, допускается штукатуривание стен и потолков), что может привести к необратимым последствиям при возникновении чрезвычайных ситуации, военных действий и создает опасность жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе населения, проживающего на территории района.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым не согласилась администрация г.Перми. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции в части возложения на администрацию г. Перми обязанности по финансированию, ссылаясь на законодательство, регулирующее спорные отношения, указывая, что обязанность собственника имущества по финансированию и обеспечению деятельности администрацией исполнена в полном объеме. Тогда как в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях», ст. 123.22 ГК РФ обязанность по содержанию имущества в нормативном состоянии, а также устранение нарушений лежит на автономном учреждении.
В суд апелляционной инстанции представитель МАОУ «СОШ № 96» г. Перми не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не подавал.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено, имеющие значение для дела обстоятельства установлены правильно и подтверждаются исследованными в суде доказательствами, которым дана правильная правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
В соответствии с абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Частями 1, 2 ст. 4 указанного Федерального закона установлено, что организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу ст. 6 этого же Федерального закона порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся: убежище; противорадиационное укрытие; укрытие; специализированное складское помещение (место хранения); санитарно-обмывочный пункт; станция обеззараживания одежды; станция обеззараживания техники; иные объекты гражданской обороны.
Согласно п. 14 Порядка Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны; организует согласование типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Свердловского района г.Перми на основании решения о проведении проверки от 08.06.2020 в отношении МАОУ «СОШ №96» г.Перми проведена проверка по соблюдению законодательства о собственности, ГО и ЧС.
В ходе проверки установлено, что по адресу: г.Пермь, ул.Клары Цеткин, 10 расположено здание школы площадью 3427,2 кв.м., являющееся муниципальной собственностью и принадлежащее МАОУ «СОШ №96» г.Перми на праве оперативного управления. В подвале здания расположены защитные сооружения гражданской обороны №000194-25, №000195-25.
Согласно паспорту ЗС ГО №000194-25 и паспорту ЗС ГО №000195-25 назначение ЗС ГО – склад, класс ЗО ГО А-V, имеют систему электроснабжения, систему отопления, систему водоснабжения.
На спорные объекты представлены паспорта убежищ №3 и №4, инвентаризационный паспорт на убежище гражданской обороны №789, №790, учетные карточки защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) убежища, противорадиационного укрытия) №25/789-00194-25, № 25/790-00195-25, из которых следует, что в подвале здания МАОУ «СОШ №96» г.Перми расположены защитные сооружения гражданской обороны – убежища класса защиты 0,5 (V), в отношении которых необходимо проводить мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Здание школы площадью 3427,2 кв.м, по адресу: г.Пермь, ул.Клары Цеткин, 10 включено в реестр муниципального имущества города Перми (решение малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов №98 от 09.07.1992) и закреплено на праве оперативного управления за МАОУ «СОШ №96» г.Перми, реестровый номер 21576, ЗС ГО по адресу: г.Пермь, ул.Клары Цеткин,10, отдельными помещениями в реестре муниципального имущества г.Перми не числятся.
1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г.Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю неоднократно проводились проверки здания школы МАОУ «СОШ №96» г.Перми в отношении ЗС ГО. В ходе проверок установлены нарушения требований и мероприятий в области гражданской обороны, в связи с чем в адрес МАОУ «СОШ №96» г.Перми вносились предписания: №35 от 25.10.2018 со сроком устранения нарушений до 01.10.2019; №46 от 29.10.2019 со сроком до 01.10.2020; №12 от 19.02.2021 со сроком до 24.01.2022, которые до настоящего времени не исполнены.
В ходе проверок выявлены следующие нарушения законодательства ГО и ЧС: не осуществляется поддержание ЗС ГО в состоянии постоянной готовности; не проводятся мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту; не ведется журнал учета ЗС ГО; паспорта ЗС ГО не актуализированы, отсутствуют копии поэтажных планов и экспликации помещений; защитно-герметические двери демонтированы; инженерно-техническое оборудование отсутствует; отсутствует вся необходимая документация ЗС ГО; мероприятия по оценке технического состояния ЗС ГО не проводятся (ежегодные и специальные осмотры не проводятся, комплексная оценка технического состояния раз в 3 года не производится, в состав комиссии по оценке технического состояния не входят подготовленные инженерно-технические работники и специалисты организации, планы планово-предупредительных ремонтов не составляются, испытания на способность содержания установленных величин избыточного давления не проводятся); не производится техническое обслуживание технических систем ЗС ГО в полном объеме и с установленной периодичностью (текущий и капитальный ремонт строительных конструкций не производится); не производится планово-предупредительный ремонт технических систем ЗС ГО в полном объеме и с установленной периодичностью (текущий и капитальный ремонт строительных конструкций не производится (не составлены годовые планы планово-предупредительных ремонтов); не обеспечена постоянная готовность помещений и оборудования ЗС ГО к переводу их к использованию по предназначению (герметизация не обеспечена, выполнена перепланировка, допускается оштукатуривание стен и потолков.
Прокуратурой района 30.06.2020 в адрес МАОУ «СОШ № 96» г. Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Выданные предписания должностных лиц об устранении нарушений в области ГО и ЧС ответчиком не исполнены до настоящего времени.
Постановлением мирового судьи от 29.11.2019 директор МАОУ «СОШ № 96» г.Перми Синицина И.П. как должностное лицо привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение предписаний должностных лиц.
Выявленные нарушения послужили основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные сторонами доказательства в порядке, установленном ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст.ст. 125, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст.ст. 1, 7, 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктами 2, 8, 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, п.п.10, 11 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, пунктами 1.3, 1.4, 1.7, 1.8, 3.4.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, суд первой инстанции пришел к выводу, что защитные сооружения, расположенные по адресу: г. Пермь, ул.Клары Цеткин, 10 своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратили, находятся в ненадлежащем техническом состоянии, в связи с чем, посчитал необходимым возложить на орган местного самоуправления обязанность осуществить финансирование, а организацию, эксплуатирующую здание – школу, провести мероприятия по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с установленными требованиями, признав срок устранения недостатков не позднее 23.01.2023, заявленный прокурором обоснованным, как и обеспечить финансирование в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Вопреки доводам апелляционной жалобы администрации г.Перми суд первой инстанции правомерно возложил на указанного ответчика обязанность по обеспечению финансирования приведенных выше мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне, доводы в данной части несостоятельны и не могут повлечь отмены решения суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
В силу п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 3 ст. 123.22 ГК РФ государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
Учитывая, что МАОУ «СОШ № 96» г. Перми является муниципальным учреждением – некоммерческой организацией, финансирование которого осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования, имущество школы, в том числе и защитное сооружение гражданской обороны, находится в ее оперативном управлении и является муниципальной собственностью, то обязанность финансирования по приведению ЗС ГО – убежища, расположенного в здании школы в соответствие с нормативными требованиями, с учетом выявленных нарушений возлагается на администрацию г. Перми.
Указание апеллянта на то, что МАОУ «СОШ № 96» г. Перми является автономным учреждением не является основанием для отказа в удовлетворении требований, заявленных к администрации г. Перми.
Так, в соответствии с пунктами 4-7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Согласно ч.1,2 ст.3 Федерального закона № 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Вместе с тем, расходы по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне школы относятся в том числе к расходам по содержанию недвижимого имущества, поэтому обязанность по обеспечению содержания ЗС ГО МАОУ «СОШ № 96» г. Перми, в том числе путем выделения бюджетных денежных средств для приведения ЗС ГО в соответствии с требованиями законодательства о гражданской обороне, должна быть возложена на администрацию г.Перми.
То обстоятельство, что в настоящее время проходит процедура перевода статуса ЗС ГО с убежища на укрытие, не свидетельствует о необоснованности заявленных истцом требований, поскольку статус указанного объекта гражданской обороны на укрытие в настоящее время не изменен, ЗС ГО как убежище с учета не снято, что не лишает ответчиков в дальнейшем предпринимать меры по переводу статуса ЗС ГО с убежища на укрытие и приводить сооружение в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Суд первой инстанции отметил, что спорные объекты ЗС ГО своего статуса, как защитного сооружения гражданской обороны не утратили, в настоящее время требуются мероприятия по приведению их в надлежащее состояние и пришел к обоснованному выводу о том, что неисполнение ответчиками требований законодательства о надлежащем содержании ЗС ГО нарушает права неопределенного круга лиц на возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.
Иных доводов, способных повлечь отмену обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит, иными лицами, участвующими деле, решение суда не обжалуется.
Учитывая, что судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Свердловского районного суда г. Перми от 08 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: