Решение по делу № 2-1442/2021 от 26.03.2021

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                                    

Советский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Лебедевой О.В.

при секретаре Кулишовой М.В.,

при помощнике Варченко Т.С.,

с участием истца Иванова М.В., представителя ответчика Зенкова С.И.,

15.07.2021 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску Ивановой Марины Владимировны к АО «Газпромнефть-ОНПЗ» об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Иванова М.В. обратилась в суд с иском к АО «Газпромнефть-ОНПЗ» об обязании совершить определенные действия. В обоснование исковых требований указала, что является собственником адрес в адрес на основании договора купли-продажи от .... Нахождение указанного жилого помещения в границах санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» свидетельствует о его непригодности для проживания в соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.....-03. Однако, жильцы адрес в адрес вынуждены проживать в экологически небезопасном месте, дышать выбросами данного предприятия, опасаясь за свое здоровье и здоровье своих близких. Собственники жилых помещений многоквартирного дома неоднократно подавали жалобы, претензии и обращения в Роспотребнадзор, АО «Газпромнефть-ОНПЗ», в департамент городского хозяйства Администрации адрес, в межведомственную комиссию адрес. В соответствии с Проектом санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (с учетом Программы реконструкции и модернизации производства по 2030 г.), расположенного по адресу: адрес, АО «Газпромнефть-ОНПЗ» относиться к предприятиям 1-ого класса, для которых размер ориентировочной СЗЗ составляет 1 000 метров. Расстояние до многоквартирного дома по адрес составляет менее 1 000 м. В Таблице 7 проекта санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» представлены расчетные концентрации загрязняющих веществ на территории жилого дома по адресу: адрес на существующее положение, показывающих превышение предельной допустимой концентрации по сероводороду, фенолу и группе суммации H2S+SO2. Данный факт подтверждает причинение вреда здоровью жителей данного многоквартирного дома и является прямым нарушением конституционных прав граждан. В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.....-03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей. Выполнение мероприятий включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств, однако, проект СЗЗ АО «Газпромнефть-ОНПЗ» не включает мероприятий по отселению жителей данного многоквартирного дома. Просила признать на ней право на переселение из санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ», обязать АО «Газпромнефть-ОНПЗ» предоставить благоустроенное жилое помещение находящееся в черте адрес, отвечающее установленным санитарно-техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, состоящему из одной комнаты, площадью не менее 29,6 кв.м.

Позже Иванова М.В. требования уточнила, просила предоставить ей благоустроенное жилое помещение находящееся в черте города Омска, отвечающее установленным санитарно-техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, состоящему из одной комнаты, площадью не менее 29,6 кв.м., либо выкупить принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение из расчета 29,6 кв.м. по среднерыночной цене за 1 кв.м. жилья по г. Омску, действующий на дату выкупа.

Истец Иванова М.В. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнений поддержала.

Представитель ответчика АО «Газпромнефть-ОНПЗ» по доверенности – Зенков С.И. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, дополнениях к отзыву на исковое заявление.

Третье лицо Иванов М.О. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права Ивановой М.В. на основании договора купли-продажи квартиры от .... № б/н, принадлежит на праве собственности квартира, общей площадью 29,40 кв.м., находящаяся в жилом доме, расположенном по адресу: адрес (л.д. 10).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость государственного экологического надзора;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В силу ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно п.п. 2.1, 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

В соответствии с п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

П. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" предусмотрено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека -РС33 от .... установлена санитарно-защитная зона АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (л.д. 52-62).

На проект расчетной санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от .... (л.д. 63-65).

В приложение к санитарно-эпидемиологическому заключению от .... указано, что для организации санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов разработан «План контрольных организационных мероприятий по использованию территорий, прилегающих к СЗЗ».

В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

Согласно п. 3.10, 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:

- размер и границы санитарно-защитной зоны;

- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Планом мероприятий по организации расчетной СЗЗ АО «Газпромнефть-ОНПЗ» обязанности по отселению жителей дома адрес на ответчика не приняты, не возложена на ответчика и обязанность по выкупу принадлежащему истцу жилого помещения.

Истцом также не представлено доказательств тому, что на ответчика АО «Газпромнефть-ОНПЗ» возложена обязанность расселить жителей дома адрес и предоставить истице квартиру, либо выкупить принадлежащее Ивановой М.В. жилое помещение.

Основания для удовлетворения исковых требований Ивановой М.В. к АО «Газпромнефть-ОНПЗ» о предоставлении иного жилого помещения пригодного для проживания и отвечающего требованиям действующего законодательства, а также о выкупе принадлежащего ей жилого помещения, суд не находит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ивановой Марины Владимировны к АО «Газпромнефть-ОНПЗ» об обязании совершить определенные действия - предоставить иное жилого помещения, отвечающее установленным санитарно-техническим требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, состоящему из одной комнаты, общей площадью не менее 29,6 кв.м., либо выкупить принадлежащее ей жилое помещение, расположенное по адресу: адрес по среднерыночной цене за 1 кв.м. отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Советский районный суд адрес в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме .....

Судья: подпись. Копия верна. Судья:

2-1442/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванова Марина Владимировна
Ответчики
АО "Газпромнефть-ОНПЗ"
Другие
Администрацию г. Омска
Иванов Михаил Олегович
Суд
Советский районный суд г. Омск
Судья
Лебедева Оксана Викторовна
Дело на сайте суда
sovetsky.oms.sudrf.ru
26.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2021Передача материалов судье
02.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2021Подготовка дела (собеседование)
19.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Судебное заседание
01.07.2021Судебное заседание
13.07.2021Судебное заседание
15.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее