РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
гражданское дело № 2-90/2023
УИД 26RS0006-01-2023-000075-85
20 марта 2023 года село Арзгир
Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующей судьи Нартовой Л.М.,
при секретаре Дубина О.С.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Арзгирского района Ставропольского края Бажко С.И.,
представителя ответчика - администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края Мартышиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Арзгирского района Ставропольского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, муниципальному казенному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад общеразвивающегося вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития детей № с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
установил:
Прокурор Арзгирского района Ставропольского края обратился с иском к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, муниципальному казенному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад общеразвивающегося вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития детей № с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, просил обязать администрацию муниципального округа Ставропольского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающегося вида с приоритетным осуществлением деятельности по по познавательно - речевому направлению развития детей № с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края финансированием для устранения дефектов покрытия всех проездов, подходов и дорожек на собственной территории учебного учреждения, обязать муниципальное учреждение в течение 2 месяцев с момента поступления финансирования устранить дефекты покрытия всех проездов, подходов и дорожек на собственной территории учебного учреждения.
В судебном заседании представитель истца требования иска поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края Мартышина О.В. исковые требования не признала, доводы отзыва поддержала в полном объеме, считала администрацию Арзгирского муниципального округа Ставропольского края ненадлежащим ответчиком, так как надлежащим ответчиком считала отдел образования администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, ввиду того, что отдел образования является главным распорядителем бюджетных средств, в том числе и детского сада, в связи с чем, просила в исковых требованиях прокурора отказать.
Представитель ответчика муниципального казенного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад общеразвивающегося вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития детей № с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица отдела образования администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в представленном отзыве, указал, что отдел образования является главным распорядителем бюджетных средств. Собственником имущества детского сада является администрация округа. Собственных денежных средств у отдела образования не имеется, после выделения денежных средств администрацией округа отделу образования на устранение дефектов асфальтного покрытия детского сада, данные средства будут доведены до учебного заведения.
Выслушав представителя истца помощника прокурора Бажко С.И, представителя ответчика администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края Мартышину О.В., изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой Арзгирского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите жизни и здоровья несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях Арзгирского района Ставропольского края.
В соответствии со статьями 2, 20, 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Абзацем 10 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» введено среди других основных понятий такое основное понятие, как санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и, которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно ст.11, ч. l ст.28 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Санитарные правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП ДД.ММ.ГГГГ-20), которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 1.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими, в том числе, деятельности в сфере детского образования.
Пунктом 2.2.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.
В ходе проверки установлено, что участки местности на территории МКДОУ д/с № с. Арзгир, предназначенные, в том числе, для передвижения несовершеннолетних обучающихся учреждений, покрыты асфальтовым покрытием, которое не соответствуют требованиям государственных стандартов, поскольку содержит многочисленные выбоины, трещины и иные дефекты, образованные в процессе естественной эксплуатации.
Указанные обстоятельства создают препятствия для осуществления образовательного процесса в безопасных условиях, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников учреждения.
В судебном заседании установлено, что по факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ заведующей МКДОУ д/с №
с. Арзгир внесено представление об их устранении, которое рассмотрено и удовлетворено.
В рамках рассмотрения представления прокурора должностными лицами учебного учреждения произведен локально-сметный расчет на замену асфальтового покрытия, пришедшего в негодность. Однако до настоящего времени, выявленные нарушения в полной мере не устранены.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ администрация Арзгирского муниципального округа является учредителем МКДОУ детский сад № с. Арзгир.
Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа отнесено создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В силу пункта 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Также, в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором района главе Арзгирского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите жизни и здоровья несовершеннолетних, выразившееся в несоответствии участков местности, предназначенных для передвижения несовершеннолетних детского сада государственным стандартам, которое рассмотрено и удовлетворено.
Вместе с тем, до настоящего времени денежные средства для устранения дефектов асфальтового покрытия в МКДОУ д/с № с. Арзгир органом местного самоуправления не выделены.
Доводы администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края о том, что обязанность финансирования на цели указанные в иске прокурора отнесена на отдел образования администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, поскольку он является главным распорядителем бюджетных средств, ввиду чего администрация округа является ненадлежащим ответчиком по делу, судом отклоняются ввиду следующего.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно Уставу муниципального казенного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад общеразвивающегося вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития детей № с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края (МКДОУ д/с № с. Арзгир) администрация Арзгирского муниципального округа Ставропольского края является собственником имущества МКДОУ д/с № с. Арзгир.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1.13 Положения об отделе образования, утвержденного решением Совета депутатов Арзгирского муниципального округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении отдела образования администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края с правом юридического лица и утверждении Положения о нем» отдел образования осуществляет функции и полномочия учредителя, подведомственных ему муниципальных образовательных организаций Арзгирского муниципального округа Ставропольского края.
Согласно п. 1.1 Положения отдел образования администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края является структурным подразделением администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края.
Согласно п.п. 4.2.3 Положения отдел образования выступает главным распорядителем и получателем бюджетных средств в отношении подведомственных муниципальных организаций.
Следовательно, ввиду того, что отдел образования является структурным подразделением администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, при этом механизм распределения бюджетных средств является внутренним делом администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, а также учитывая, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам отвечает орган местной администрации, в связи с чем, финансирование для устранения покрытия всех проездов, подходов и дорожек, подходов и дорожек на территории МКДОУ д/с № с. Арзгир, указанных в иске прокурора является обязанностью администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, исполнение которой направлено на предотвращение нарушений законодательства о защите жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности МКДОУ д/с № с. Арзгир.
В соответствии со статьей 204 ГПК РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Срок исполнения решения необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Суд считает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ в части обеспечения финансированием для устранения дефектов покрытия всех проездов, подходов и дорожек на территории учебного учреждения не достаточным, а двухмесячный срок в части устранения дефектов покрытия всех проездов, подходов и дорожек на территории учебного учреждения после поступления денежных средств будет достаточным для исполнения решения суда и устранения указанных нарушений требований законодательства, в связи с чем, следует установить срок в части обеспечения финансированием для устранения дефектов покрытия всех проездов, подходов и дорожек на территории учебного учреждения до ДД.ММ.ГГГГ, а в части устранения дефектов в течение 2 месяцев после поступления денежных средств.
Таким образом, бездействие администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края по необеспечению муниципального казенного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад общеразвивающегося вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития детей № с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края финансированием для устранения дефектов покрытия всех проездов, подходов и дорожек, не соответствует требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц, что является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (№ ░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (№) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>