Судья: Шелобанова А.А. Дело 33-23729/2023
Уникальный идентификатор дела
50RS0001-01-2023-000998-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июля 2023 года г. Красногорск
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Петруниной М.В., Мизюлина Е.В.,
при помощнике судьи Аристархове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 11 апреля 2023 года по гражданскому делу по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в суд с иском (с учетом уточнений исковых требований) к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания по основаниям предусмотренного п. 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», по адресу: <данные изъяты>.
В обоснование иска указала, что истец является военнослужащей, проходит военную службу в войсковой части <данные изъяты>, дислоцированной в <данные изъяты>. За период прохождения военной службы принимала участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. <данные изъяты> на основании решения 14-2021 жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> мне было предоставлено служебное жилое помещение расположенное в общежитии <данные изъяты>, блок <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, и заключен договор найма специализированного жилого помещения от <данные изъяты> <данные изъяты>. В указанное жилое помещение вместе с истцом были вселены: Муж - ФИО, <данные изъяты> г.р. С момента предоставления жилого помещения, семья истца проживает по указанному адресу, ежемесячно оплачиваются коммунальные услуги за указанное жилое помещение, на имя истца открыт лицевой счет. В декабре 2022 года истец обратилась в управление социальной защиты населения г.о. <данные изъяты> с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки в размере 50 процентов, как ветерану боевых действий. Причиной отказа в выплате истцу ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг явилась регистрация по месту жительства по другому адресу г. о. <данные изъяты>.
Просила признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту фактического проживания по адресу: <данные изъяты>; обязать Министерство социального развития Московской области назначить истцу меру социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения по основаниям предусмотренного п. 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», по адресу: <данные изъяты>, с момента обращения, а именно с <данные изъяты>.
В судебное заседание суда первой инстанции истец не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Представитель ответчика не явился, представил письменные возражения.
Третье лицо ФИО – не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство социального развития Московской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие ответчика, учитывая его надлежащее уведомление о месте, дне и времени рассмотрения дела и отсутствие сведений об уважительной причине неявки в заседание.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. ст. 196 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, что в декабре 2022 года, истец обратилась в Министерство социального развития Московской области о предоставлении ей и членам ее семьи мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», по месту фактического жительства.
Решением Министерства социального развития Московской области от <данные изъяты> истцу отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки, поскольку адрес регистрации истца по месту жительства не соответствует адресу фактического проживания и/или оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, истец, являясь ветераном боевых действий, имеет место жительства в Московской области, в связи с чем, в соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на предоставление государственной услуги, связанной с получением ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий представляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»).
В соответствии с положениями ст. 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Из материалов дела усматривается, что истец является военнослужащей, проходит военную службу в войсковой части <данные изъяты>, дислоцированной в <данные изъяты>.
ФИО зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>.
Истец имеет статус ветерана боевых действий что подтверждается удостоверением ВВ <данные изъяты> от <данные изъяты>.
На основании договора найма специализированного жилого помещения <данные изъяты>/-<данные изъяты> от <данные изъяты>, истцу и членам ее семьи была предоставлена служебная квартира по адресу: <данные изъяты> в которой они проживает по настоящее время.
В указанное жилое помещение вселены: Муж – ФИО <данные изъяты> года рождения.
С момента предоставления жилого помещения, семья истца проживает по указанному адресу, ежемесячно оплачивает коммунальные услуги за указанное жилое помещение, на имя истца открыт лицевой л/с <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Принимая во внимание приведенные выше положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской - Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», истец не может быть лишен предоставленного ему положениями Федерального закона «О ветеранах» права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий, только по причине отсутствия постоянной регистрации по месту фактического проживания.
Учитывая, что истец постоянно проживает по адресу: <данные изъяты>, производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги за указанную квартиру, что подтверждается лицевым счетом <данные изъяты> (л.д. 21), а также платежными документами (л.д. 25-26), является ветераном боевых действий, в связи с чем, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на предоставление мер социальной поддержки, с получением ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оплачиваемых за жилое помещение по адресу: <данные изъяты>.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 11 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 31.07.2023 года