Решение по делу № 8Г-23637/2021 [88-22706/2021] от 17.08.2021

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-22706/2021, № 2а-816/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов                                        8 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Веркошанской Т.А.,

судей Камышановой А.Н., Омаровой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Администрации городского округа Семеновский Нижегородской области об определении границ зон затопления,

по кассационной жалобе Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 8 июня 2021 года

заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Камышановой А.Н., выслушав прокурора ФИО8., судебная коллегия

установила

Нижегородский природоохранный прокурор, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Администрации городского округа Семеновский Нижегородской области об определении границ зон затопления, указав, что ответчиками не принимаются меры к исполнению требований Водного кодекса Российской Федерации. Просил суд обязать Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Федеральное агентов водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон на территории города Семенов городского округа Семеновский Нижегородской области.

Определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.

Решением Семеновского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон на территории города Семенов городского округа Семеновский Нижегородской области.

В кассационной жалобе Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области просит судебные акты отменить, постановить новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права.

В возражениях на кассационную жалобу министерство финансов Нижегородской области просило оставить судебные акты без изменения, доводы жалобы без удовлетворения.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), выслушав прокурора ФИО7., возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, считавшего, судебные акты обоснованными и не подлежащими изменению или отмене, пришла к выводу, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанциями по настоящему делу допущено не было.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ года министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации утвержден график установления границ зон затопления, подтопления, в котором установлены сроки подготовки предложений об определении границ зон затопления, их согласования со специально уполномоченными органами, направления согласованных предложений в Верхне-Волжское бассейновое водное управление. Указанным графиком предусмотрено установление границ <данные изъяты> годах с завершением внесения данных о границах таких зон в Единый государственный реестр недвижимости в 2020-2021 годах.

Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в связи с ненадлежащей реализацией полномочий по принятию мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Нижегородской области, а также находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Нижегородской области, и подготовке предложений о границах зон затопления и подтопления, были внесены представления от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года соответственно.

Данные представления оставлены без исполнения, до настоящего времени предложения об определении границ зон затопления, подтопления на территории города Семенов городского округа Семеновский Нижегородской области и сведения о границах таких зон Минэкологии Нижегородской области в Федеральное агентство водных ресурсов не направлены.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь п. 16 статьи 1, ч. 5,6 статьи 67.1 Водного Кодекса Российской Федерации, положением о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утверждённого постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года №965, пунктами 3, 5, 11 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года №360 «О зонах затопления, подтопления», пунктом 7 постановлением Правительства Нижегородской области от 17 августа 2017 года № 612 «О зонах затопления, подтопления на территории Нижегородской области», пунктом 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку в нарушение установленных требований в Федеральное агентство водных ресурсов не поступили документы, необходимые для внесения сведений о зонах затопления, подтопления на территории города Семенов городского округа Семеновский Нижегородской области.

Суды пришли к выводу о том, что Минэкологии Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством. На Минэкологии Нижегородской области лежит обязанность обратиться в уполномоченный орган с заявлением с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления. Обращение с подобным заявлением с представлением предложений ни Водным кодексом Российской Федерацией, ни вышеприведенными постановлениями не возложено на орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления входит лишь в рабочую группу и действует совместно с министерством экологии при подготовке соответствующих предложений.

В свою очередь, Минэкологии Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что именно на Минэкологии Нижегородской области лежит обязанность обратиться в уполномоченный орган с заявлением с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что системное толкование п.16 ст.1 и п.2 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации в качестве мер предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации последствий не включает в себя работы по определению границ зон затопления и подтопления, не влечёт отмену постановленных судебных актов и была предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, который указал, что возложение на ответчика обязанности по подготовке и направлению предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон произведено в соответствии с законодательством Российский Федерации.

Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств,

    Несогласие с оценкой судами доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, допущено не было.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 390, статьей 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

определила

решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 8 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-23637/2021 [88-22706/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация г.о. Семеновский Нижегородской области
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области
Другие
Министерство Финансов Нижегородской области
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Камышанова А.Н.
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
08.09.2021Судебное заседание
08.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее