Дело № 2-1709/2019
44RS0002-01-2019-001514-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» ноября 2019 года
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Н.С.Иоффе,
при секретаре И.И.Пухтеевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Е. А. к Министерству Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Костромской области, ФСИН России о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов Е.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ с требованием о взыскании компенсации в размере 2 000 000 руб., за причиненный моральный вред в период отбывания наказания в ИК-1. Требования мотивированы тем, что в период отбывания наказания медпункт работал ненадлежащим образом, освещение было плохое, не работала вентиляция, санузел был отделен только небольшой перегородкой, в столовой были ужасные запахи, горячая вода отсутствовала.
В соответствии со ст. 40 Гражданского процессуального кодекса РФ судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России, кроме того, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области.
Истец Смирнов Е.А., его представитель Чечурова А.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ранее просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд письменные возражения, в которых исковые требования не признал. Полагает, что на Министерство финансов РФ не возложена ответственность по обеспечению условий содержания осужденных в учреждениях, исполняющих наказание, в связи с чем, Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, согласно которому функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении органов уголовно-исполнительной системы осуществляет ФСИН России. ФСИН России осуществляет полномочия по обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказание и следственных изоляторах. Поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих ненадлежащее исполнение должностных обязанностей сотрудниками администрации исправительного учреждения, оснований для компенсации морального вреда не имеется.
Представитель соответчика ФСИН России, которая является также представителем третьего лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области Лебедева Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, пояснила, что факт наличия нравственных и физических страданий истцом не обоснован. Считала, что факт причинения морального вреда не доказан, размер компенсации морального вреда не обоснован. Факт нахождения истца в местах лишения свободы не является безусловным основанием для возмещения компенсации морального вреда.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со ст. 4 названного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации.
В силу статьи 15 Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Положением ст. 9 названного Закона, определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей (статья 4); подозреваемые и обвиняемые имеют, в частности, право на материально-бытовое обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа (статья 17); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (ст.23).
Согласно части 1 ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
На основании ст. 23 названного Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Статьей 99 УИК РФ установлено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях, не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом Министерства внутренних дел РФ от 22.11.2005 № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (п. 42).
Содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах соответствующих установленным государственным нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, а, следовательно, не порождает у лица, содержащегося под стражей, в том числе и при нарушении условий содержания, безусловное право на компенсацию морального вреда.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они причинены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он их оценивает и их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм, истец в силу ст. 56 ГПК РФ обязан представить суду доказательства, подтверждающие факт причинения ему реальных физических и нравственных страданий теми условиями содержания, на которые он ссылается в обоснование своих исковых требований и размер вреда.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец Смирнов Е.А. содержался в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области с dd/mm/yy по dd/mm/yy.
Из отзыва на исковое заявление, который представлен представителем ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области следует, что все отряды в учреждении имеют типовую структуру и виды благоустройства (водоснабжение, отопление, канализация и пр.). Туалет в каждом отряде располагался в отдельном изолированном помещении. Помещения оборудованы естественной приточно-вытяжной вентиляцией. Открывающиеся окна обеспечивают возможность проветривания помещений в любое время. Искусственное и естественное освещение в отрядах приведено в соответствие с требованиями СНиП 23-05-95. Дневное освещение используется с 06.00 до 22.00 часов, ночное с 22.00 до 06.00 часов. Искусственное освещение жилых секций отрядов обеспечено светодиодными светильниками мощностью 25 W днем и 20 W ночью. Наличие горячего водоснабжения в отрядах действующим законодательством не предусмотрено. Помывка осужденных осуществлялась поотрядно в бане учреждения не реже 1 раза в 7 дней, с 07.01.2017 г.- не менее 2 раз в 7 дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Разрешение на выдачу пищи дается после снятия пробы готовых блюд медицинским работником и дежурным помощником начальника учреждения. Использование некачественных продуктов питания и фактов недоброкачественного приготовления пищи исключено. В учреждении содержатся лица одного пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы. Истец был обеспечен индивидуальным спальным местом. Размещение осужденных на двухъярусных кроватях не противоречит действующему законодательству. Согласно журналов учета личного приема подозреваемых, обвиняемых и осужденных начальником учреждения, обращений Смирнова Е.А. с жалобами на ненадлежащие условия отбывания наказания не зарегистрировано.
Согласно справки начальника филиала «Медицинская часть №1» ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, Смирнов Е.А. находился под наблюдением в медицинской части учреждения с dd/mm/yy по dd/mm/yy. В период нахождения в учреждении Смирнов Е.А. проходил обследования и медицинские осмотры в соответствии с планом медицинской службы учреждения, а так же неоднократно осматривался медицинским работниками учреждения перед водворением в штрафной изолятор. Самостоятельно обращался к зубному врачу (дважды), к врачу-терапевту (дважды), к хирургу (дважды). В каждом случае оказывалась необходимая медицинская помощь, фактов отказа в оказании медицинской помощи не зафиксировано.
Оценивая доводы истца в отношении недостатка помещения туалета в колонии достаточным условиям приватности, а также доводы истца в отношении иных указанных им недостатков условий содержания, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся, по мнению истца, недостатки не свидетельствуют о бесчеловечном обращении с истцом.
Так, согласно сформировавшейся правовой позиции Европейского суда по правам человека, к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. Лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
В данном случае отсутствует вся совокупность приведенных в Постановлениях Европейского Суда обстоятельств, имеющих актуальное значение для применения положений Конвенции, которые позволили бы признать нарушение прав заявителя. В частности, не доказано влияние перечисленных недостатков туалетной зоны на здоровье и психическое состояние истца.
Без доказанности вредного воздействия этих факторов на психическое и физическое состояние истца, данные обстоятельства не влекут возникновения у ответчика обязанности по возмещению истцу морального вреда.
Доказательств того, что в период содержания истца в указанных исправительных учреждениях он обращался с жалобами на условия содержания, на состояние здоровья, в материалах дела не имеется и на такие доказательства истец не ссылался. В обоснование своей позиции по делу истец никаких документов не представил, о наличии таких доказательств не заявил.
Иных доказательств причинения истцу реальных физических и нравственных страданий условиями содержания, которые истец считает ненадлежащими и нарушающими его личные неимущественные права, в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, в материалах дела имеются копии технических паспортов зданий (строений) общежитий отрядов, СИЗО строго режима, согласно которым в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области во всех зданиях и общежитиях имеются изолированные помещения, используемые в качестве туалета, оборудованные отдельными кабинками с закрывающимися дверями. Доказательств обратного истцом суду не представлено.
Оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности факта причинения истцу вреда в результате неправомерных действий (бездействия) должностных лиц колонии, выразившихся в необеспечении надлежащих условий содержания.
Суд считает, что истцом не приведено доказательств того, что в период нахождения истца в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области ему были причинены реальные физические и нравственные страдания теми условиями содержания, на которые он ссылается в обоснование своих исковых требований и размер вреда.
При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения исковых требований истца о компенсации морального вреда суд не усматривает, в связи с чем, в иске надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований к Министерству Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Костромской области, ФСИН России о компенсации морального вреда, Смирнову Е. А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С.Иоффе
Мотивированное решение изготовлено 27.11.2019