РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Дело № 2-6188/2016
Абаканский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Чеменева Е.А.,
при секретаре Тагировой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абаканского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
с участием помощника прокурора ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Абаканский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в котором просил признать информацию, размещенную в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование заявления указано, что в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте по адресу: <данные изъяты> размещена информация с предложением о продаже документов, в том числе паспортов технического средства (ПТС). Как следует из информации на указанном сайте, документы не оригинальные, но изготовлены на типографском оборудовании. Документы высылаются как заполненные, так и пустые бланки. Стоимость бланка П№ рублей. Данная информация является запрещенной к распространению. Таким образом, учитывая, то обстоятельство, что паспорта транспортных средств являются документами строгой отчетности, и то, что процедура их выдачи строго регламентирована законом, рекламная информация о продаже бланков ПТС, размещенная на сайте по адресу: <данные изъяты> является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Как показала проверка, указанная страница, <данные изъяты> зарегистрирован в США, город регистрации хостинга Сан-Франциско, регистратор домена конфиденциальное лицо, домен оплачен до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время сайт работает. Ссылаясь на пункт 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации, статьи 45, 262 Гражданского процессуального кодекса РФ, просит признать информацию, размещенной в сети Интернет на странице сайта <данные изъяты> информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации. В решении суда указать, что оно является основанием для включения указателя страницы сайта <данные изъяты> имеющей <данные изъяты> в единую информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2, действующая на основании служебного удостоверения, доводы заявления поддержала, настаивала на удовлетворении требований, просила признать информацию, размещенной в сети Интернет на странице сайта <данные изъяты> информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации. В решении суда указать, что оно является основанием для включения указателя страницы сайта <данные изъяты> имеющей <данные изъяты> в единую информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Представитель заинтересованного лица Енисейское Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного заинтересованного лица.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 49-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 9 указанного Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ (часть 3).
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» - признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет». В силу положения пункта 6 статьи 10 вышеназванного закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначеннх для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно п.п. 1, 4 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 496/192/134 (далее - Положение), паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию. Паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями транспортных средств и (или) шасси в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном настоящим Положением.
Так, согласно п. 5, 6, 7 Положения, паспорта на транспортные средства выдаются:- организациями и (или) предпринимателями паспорта и (или) шасси, изготовленные ими после ДД.ММ.ГГГГ и реализуемые на территории
Российской Федерации, при наличии у организаций и предпринимателей документов, удостоверяющих соответствие транспортных средств (шасси) требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР №), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ №;
- таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после ДД.ММ.ГГГГ, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после ДД.ММ.ГГГГ; подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до ДД.ММ.ГГГГ или ввозимые в Российскую Федерацию до ДД.ММ.ГГГГ, при предъявлении их для регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке, а также на транспортные средства, отнесенные единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них свидетельства.
Указанный перечень органов и организаций, полномочных выдавать ПТС, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В силу п. 9 Положения, наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Бланки паспортов относятся к специальной продукции, подлежащей строгому учету, имеют отличительные коды субъектов Российской Федерации в соответствии с Перечнем цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на бланках паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств, а также учетные серию, номер и полиграфические средства защиты. При изготовлении паспортов их учетные серии и номера одновременно не повторяются. Паспорта, выдаваемые таможенными органами и имеющие закрепленные за ними учетные серии, не могут выдаваться подразделениями Госавтоинспекции, организациями и предпринимателями.
Согласно п. 10 Положения, дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются собственникам и владельцам транспортных средств и (или) шасси:
- организациями и предпринимателями - на шасси и ранее не зарегистрированные транспортные средства, изготовленные ими после ДД.ММ.ГГГГ; таможенными органами- на шасси и ранее не зарегистрированные транспортные средства, ввезенные в Российскую Федерацию после ДД.ММ.ГГГГ, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после ДД.ММ.ГГГГ; - подразделениями Госавтоинспекции - на транспортные средства во всех остальных случаях.
Согласно п. 2 ч. 5 названной нормы Закона, одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Как установлено в судебном заседании, в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте по адресу: <данные изъяты> размещена информация с предложением о продаже документов, в том числе паспортов технического средства (ПТС). Как следует из информации на указанном сайте, документы не оригинальные, но изготовлены на типографском оборудовании. Документы высылаются как заполненные, так и пустые бланки. Стоимость бланка П№ рублей.
В ходе проверки установлено, что сайт <данные изъяты>, на котором размещена указанная выше информация, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", отсутствует.
Согласно пункту 5 статьи 15 Закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охран объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может был ограничена только в порядке и на условиях, которые установлен; федеральными законами.
Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях бланков документов.
Таким образам, нахождение в открытом доступе сети «Интернет» информации, побуждающей общество иным, незаконным путем осуществлять покупку ПТС, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Между тем, если правовой механизм признания в судебном порядке информационных материалов экстремистскими определен Федеральным законом № 114-ФЗ, в том числе применительно к правилам определения подсудности такого спора, то в Федеральном законе № 273-ФЗ такой правовой механизм отсутствует.
Согласно пункту 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в случае отсутствия нормы права, регулирующие спорные отношения, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Абаканского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на странице сайта <данные изъяты> информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.
Решение после вступления в законную силу является основанием для включения указателя страницы <данные изъяты> в единую информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.А. Чеменев